О рисках размещения китайского авианосца «Ляонин» в Шри-Ланке в случае его передачи Пакистану

Возможное расширение боевых возможностей Военно-морских сил (ВМС) Пакистана за счет передачи китайского авианосца «Ляонин» вызывает обеспокоенность его регионального кокурента Индии и других стран в Индийском океане. В первую очередь, это обусловлено получением Китаем в аренду порта в Шри-Ланке. По оценке зарубежных экспертов, продажа «Ляонина» Пакистану может быть осуществлена после ввода в строй китайских авианосцев собственной постройки в 2030-2035 гг[i]. К данному сроку авианосец «Ляонин» выполнит свои учебно-боевые функции и может быть модернизирован и передан на коммерческой основе третье стороне. Таким образом, страны Южной Азии располагают определенным временем для подготовки и выработтки ответной стратегии.

Учитывая сложную внутриэкономическую ситуацию, пакистанская сторона, возможно, не сможет предложить  справедливую цену за покупку корабля. Тем не менее, учитывая особые союзнические отношения между КНР и Пакисаном, такую передачу «Ляонина» можно рассматривать как расширение военного присутствия ВМС КНР в рамках продолжения инициативы «Один пояс, один путь» и поиска наиболее оптимальных путей транспортировки грузов в страны Ближнего Востока и Европы. Кроме того, учитывая нестабильность пакистанской экономики, китайская сторона будет не только субсидировать расходы на его техническое обслуживание и ремонт, но и полностью осуществлять подготовку всех членов экипажа пакистанских ВМС[ii]. В случае продажи или безвозмездноей передачи китайской стороной авианосца, одним из мест его дислокации может выступать находящийся на юге Шри-Ланки порт Хамбантота, который сейчас полностью находится во владении и управлении Китаем. Учитывая, что Хамбантота изначально разрабатывался как бункеровочное сооружение, суда поддержки в авианосно-ударной группе также могут быть размещены там.

Известно, что в июле 2017 года руководство Шри-Ланки передало Китаю контрольный пакет в порту Хамбантота, а также предоставило 15 000 акров окружающие земли в 99-летняя аренду. В обмен на это, Китай списал 1,1 млрд долгов по займам, выданным Шри-Ланке в рамках реализации инфраструктурного проекта «Один пояс, один путь». Подписанное соглашение технически запрещает военное использование порта. Исключение составляют только случаи разрешения со стороны правительства Шри-Ланки. Несмотря на неоднократные заявления руководства КНР об исключительно коммерческих интересах в порту Хамбантоте, данный проект имеет достаточно слабое технико-экономическе обоснование по сравнению с суммой списанного долга. Продажа авианосца ВМС Пакистана и его последующая передислокация в порт Шри-Ланки способны оказать серьезное дестабилизирующее воздействие на обстановку в регионе и создать угрозы национальной безопасности Индии. Так, постоянное патрулирование и перемещение в Аравийском море АУГ во главе с «Ляонин» способно угрожать прибрежному индустриальному поясу Индии, включающему главный государственный деловой центр – г.Мумбаи[iii]. Сценарий с участием первой пакистанской авианосной ударной группы (АУГ) в водах Индийского океана вполне может означать, что Нью-Дели также должен будет выработать ряд ответных шагов и изменить стратегию своих военно-морских приоритетов как можно раньше.

Один из вариантов для Индии в таком случае может заключаться в том, чтобы оказать обратное давление на Китай. Для этого может быть использовано расширение военного антикитайского сотрудничества с Вьетнамом, углубление его военно-морской поддержки. Однако, вьетнамская сторона может ограничить свое взаимодействие с Индией для исключения возможного усиления напряженности в китайско-вьетнамских отношениях[iv].

Второй сценарий подразумевает для индийской стороны расширение сотрудничества непосредственно с Шри-Ланкой путем оказания экономической поддержки. Основной целью данного варианта может стать создание негативного фона вокруг присутствия китайской стороны в порту Хамбантота с последующим возможным пересмотром договора о его аренде Китаем[v].

Таким образом, передача на каких-либо условиях китайского авианосца «Ляонин» Пакистану с последующим его размещением в арендуемом Китаем порту Шри-Ланки способно серьезно нарушить стратегический баланс сил в Индийском регионе. Вместе с тем, покупка китайского авианосца может иметь негативное влияние на пакистанско-американские отношения и сотрудничество. Принятие решения пакистанским руководством о приобретении «Ляонина» и его перебазировании в порт Хамбантота будет осуществляться с учетом возможности сохранения стабильных  отношений как с КНР, так и с США.

Напомним, что командование ВМС Пакистана уже начало реализовывать планы по перевооружению данного вида ВС. Так в январе 2020 года были взяты на вооружение самолеты морской патрульной авиации «Си Игл»; в ноябре 2019 года состоялась церемония ввода в боевой состав нового гидрографического судна «Бер Масса»; в октябре 2019 года на турецкой верфи «Истамбул Нэвал Шипярд» состоялась церемония резки первой стали для строительства головного корвета класса «Ада».

[i] https://www.orfonline.org/expert-speak/sri-lanka-will-china-carrier-gift-pak-impact-ior-neighbourhood-security-55828/

[ii] https://mil.news.sina.com.cn/jssd/2019-02-15/doc-ihrfqzka6090331.shtml

[iii] https://www.ntdtv.com/gb/2019/02/11/a102509399.html

[iv] https://world.huanqiu.com/article/9CaKrnKhUCl

[v] http://www.rfi.fr/tw/%E4%B8%AD%E5%9C%8B/20190211-%E5%A4%96%E5%AA%92%E5%BF%BD%E6%9B%9D%E9%81%BC%E5%AF%A7%E8%89%A6%E8%BD%89%E8%B3%A3%E5%B7%B4%E5%9F%BA%E6%96%AF%E5%9D%A6

52.19MB | MySQL:103 | 0,410sec