Об отношениях США с новым руководством Судана

Двое иностранных граждан арестованы в Судане в рамках расследования дела о покушении на премьер-министра страны Абдаллу Хамдука. Об этом сообщил 10 марта  телеканал «Аль-Арабия» со ссылкой на источники в силовых структурах страны.  «По подозрению в причастности к покушению на главу правительства арестована группа лиц, среди них есть иностранцы», — сказали представители сил безопасности, не уточняя гражданство задержанных. Покушение на Абдаллу Хамдука было совершено в Хартуме 9 марта. Рядом с проезжавшим кортежем премьера сработало взрывное устройство, которое было приведено в действие дистанционно. После этого колонна правительственных машин была обстреляна. Политик не пострадал. Власти страны квалифицировали произошедшее как теракт.   Абдалла Хамдук возглавляет суданское правительство технократов с августа прошлого года в соответствии с соглашением о разделении властных полномочий между армией и гражданскими политическими силами на переходный период, который продлится до конца 2022 года. В апреле прошлого года после нескольких месяцев антиправительственных выступлений в Судане был совершен военный переворот, армия отстранила от власти управлявшего страной 30 лет президента Омара аль-Башира. Агенты Федерального бюро расследований (ФБР) подключаются к расследованию дела о покушении на премьер-министра Судана Абдаллу Хамдука. Об этом сообщает в среду телеканал «Аль-Хадас»» со ссылкой на собственные источники. По их данным, трое экспертов из США должны прибыть в Хартум. Как отмечает телеканал, ФБР направляет их, откликнувшись на решение Совета по безопасности и обороне страны задействовать «дружественную сторону» в установлении причастных к этому преступлению.

11 марта официальный представитель правительства Судана  объявил об аресте нескольких человек, включая иностранцев, подозреваемых в причастности к покушению на премьер-министра Абдаллы Хамдука. На очередном заседании под председательством Хамдука Совет министров был проинформирован министром внутренних дел генерал-лейтенантом Аль-Тарифи Идрисом и директором Главного разведывательного управления  генерал-лейтенантом Джамалем Абдель Маджидом о первых итогах попытки подрыва   конвоя премьер-министра. Министр информации и пресс-секретарь правительства Фейсал Мухаммед Салех заявил журналистам после встречи, что расследование инцидента все еще продолжается. В феврале прошлого года суданские органы безопасности заявили, что арестовали группу лиц, изготовлявших взрывчатые вещества в районе Восточного Нила штата Хартум, в том числе иностранца. Они раскрыли информацию о том, что террористические элементы планировали убить суданских чиновников. В то время прокурор заявил, что арестованные лица принадлежат к исламистской экстремистской группировке без дальнейших подробностей, и они прибыли в страну 6 месяцев назад с поддельными сирийскими проездными документами, чтобы совершить взрывы бомб. В этой связи сразу прокомментируем сообщения о сирийском следе. В этой связи отметим, что безусловно официальный Дамаск никакого отношения к тому инциденту не имеет, чего нельзя не сказать о ливанской «Хизбалле», оперативные сотрудники которого охотно и часто используют поддельные сирийские удостоверения личности. Отсюда вопрос: чем Хамдук мог не угодить ливанским шиитам? Ответ также прозаичен: с подачи американцев премьер-министр в начале этого месяца призвал к закрытию представительства «Хизбаллы» в Судане и демонтаже ее сети в стране. То же самое касается и ХАМАСа. Все это самым принципиальным образом может повлиять на существующую сеть распространения оружия в Африке и на Синае через представительства  этих организаций в Судане, который недаром называют «воротами в Африку». Хотя не исключено, что в данном случае сирийские, ливанские или палестинские специалисты просто были наняты для сбора СВУ и исполнения теракта. Кто их мог нанять для такой работы, поговорим ниже, хотя специально подчеркнем, что корни этого покушения гораздо глубже, чем просто вмешательство в суданское досье иностранных сил.

А пока отметим, что Переходный суверенный совет и Совет министров 12 марта провели совместное заседание с «Силами за свободу и перемены» (FFC) для обсуждения ситуации в области безопасности в стране. На трехстороннем совещании было принято решение ускорить реорганизацию Агентства внутренней безопасности и присоединить его к Министерству внутренних дел. Кроме того, совещание постановило усилить контроль и наблюдение за всеми лицами, принадлежащими к террористическим или запрещенным группировкам, а также группировками и организациями с антиреволюционными целями и принять меры предосторожности против них.   В этой связи напомним, что  в апреле прошлого года после нескольких месяцев антиправительственных выступлений в Судане был совершен военный переворот, армия отстранила от власти правившего страной 30 лет президента Омара аль-Башира. Абдалла Хамдук возглавляет суданское правительство технократов с августа прошлого года в соответствии с соглашением о разделении властных полномочий между армией и гражданскими политическими силами на переходный период, который продлится до конца 2022 года. Нынешнее покушение направлено против премьера, который открыто исповедует принципы необходимости полного отстранения армии и спецслужб от влияния на внутреннюю  политику страны. Отсюда и программа по чистке и реорганизации силовой блока и армии; отсюда и попытки привлечь МУС к расследованию военных преступлений в Дарфуре и во время разгона массовых протестов в период свержения режима О.аль-Башира. А это уже напрямую угрожает нынешней верхушке  армии.  Таким образом констатируем, что существует растущий серьезный раскол между лагерем Абдель Фаттаха аль-Бурхана и Мухаммеда Хамдана Дагло (он же Хемити), которые контролируют военный аппарат и аппарат безопасности, и премьер-министром Абдаллой Хамдуком, который пользуется поддержкой своего министра финансов Ибрагима Эльбадави. 20 февраля полиция по борьбе с беспорядками жестко разогнали демонстрантов, требовавшими реорганизации Вооруженных сил Судана и протестовавшими против увольнения офицеров, которые поддерживали революцию. Это побудило Хамдука объявить о создании комиссии по расследованию злоупотреблений, совершенных силами правопорядка при поддержке Сил быстрого реагирования (СБР). То есть, прямо нацелиться в рамках реального уголовного расследования лично на Хемити. Второй момент расхождения — это усилия А.Ф.аль-Бурхана по нормализации отношений с Израилем. Гражданское крыло правительства недовольно тем, что военные взяли на себя ведущую роль в этом деликатном вопросе, не посоветовавшись со своими партнерами. Между тем просьба Хамдука о том, чтобы Организация Объединенных Наций наблюдала за переходным периодом и открыла отделение по правам человека, не очень понравилась военным, которые также выступают против решения, объявленного 11 февраля главным переговорщиком с повстанческими группировками Мухаммедом Хасаном аль-Тайиши о передаче  дела Омара аль-Башира в Международной уголовной суд (МУС). И наконец, существует напряженность по поводу распределения обязанностей внутри правительства. Хемити разочарован тем, что Хамдук не позволяет армии играть «определенную роль в улучшении повседневной жизни населения». Если называть вещи своими именами, правительство замахнулось на установление контроля над золотыми шахтами в стране, которые сейчас в значительной степени контролируются теми же военными. Также отметим, что вся эта политика по максимальному дистанцированию военных от власти всячески поддерживается американцами, которые жестко увязывают логическое завершение этого процесса с окончательным снятием с Хартума экономических санкций. Соединенные Штаты сняли экономические санкции со 157 суданских предприятий. Об этом сообщил 4 марта Центральный банк Судана, передает телеканал «Аль-Арабия». Решение о снятии экономических санкций было принято Вашингтоном еще в октябре 2017 года, но только сейчас оно получило практическое воплощение. Лишь несколько представителей и организаций страны еще остаются под американскими санкциями за их связь с конфликтом в западном регионе Дарфур, где в 2003 году вспыхнула гражданская война, отмечается в сообщении Центробанка. В октябре 2017 года США сняли с Судана действовавшие 20 лет санкции. Однако до сих пор Хартум числится в американском списке основных спонсоров международного терроризма наряду с Ираном и Сирией, что влечет за собой эмбарго на продажу оружия и ограничения на получение американской помощи. По этой причине еще в 1993 году Судан был отключен от международной финансовой системы, что в конечном итоге привело к тяжелейшему банковскому кризису в стране.

Тяжелая экономическая ситуация в стране усугубилась после провозглашения в 2011 году независимости Южного Судана, что обернулось для Хартума потерей ряда нефтеносных районов. На фоне сильнейшей инфляции, девальвации национальной валюты, стремительного роста цен на основные продукты питания, острого дефицита товаров в конце прошлого года в Судане начались массовые акции протеста, которые привели в конечном итоге к военному перевороту 11 апреля прошлого года. Армия отстранила правившего 30 лет президента Омара аль-Башира, взяла управление государством в свои руки, создав Временный военный совет, распустив парламент и приостановив действие конституции. В последнее время в отношениях между Хартумом и Вашингтоном наметилось значительное потепление. В декабря прошлого года премьер-министр Судана Абдалла Хамдук совершил официальный визит в США, где обсуждался вопрос об исключении Хартума из списка стран — спонсоров международного терроризма. В феврале приглашение посетить Вашингтон получил глава Переходного суверенного совета Судана Абдель Фаттах аль-Бурхан. Пока констатируем главное — США дали сигнал Хамдуку о том, что он движется в правильном направлении, но продолжают держать Хартум «на крючке», сохраняя страну в «черном списке» стран-террористов.

В этой связи отметим, что американцы давят на Хартум и с использованием возможностей  двух основных союзников США в регионе — КСА и ОАЭ.   11 марта Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) прекратили оказывать объявленную помощь Судану, несмотря на все свои предыдущие обещания. Напомним, что через десять дней после краха режима О.аль-Башира Саудовская Аравия и ОАЭ объявили о совместной помощи Судану в размере 3 млрд долларов. Эта помощь включает в себя депозит в размере 500 млн долларов в Центральный банк Судана для укрепления денежных резервов страны, а остальная сумма должна была быть предоставлена в виде продовольствия, медикаментов и нефтепродуктов. Официальные лица в Хартуме подтвердили, что общая сумма помощи, полученной от Эр-Рияда и Абу-Даби, составляет на сегодня  около одного миллиарда долларов. Обе страны направили на сумму около 500 млн долларов пшеницы, семян и топлива в дополнение к банковскому депозиту на ту же сумму. После чего они перестали поставлять товары. Суданское Министерство финансов недавно обратилось к местной частной фирме «Аль-Факер» с просьбой заплатить 28 млн долларов за партию пшеницы. Страна также испытывает острую нехватку топлива и газа для бытовых нужд. Официальные суданские источники сообщили, что им сообщили из стран Персидского залива, что «приостановка саудовско-эмиратского гранта Судану была запрошена Вашингтоном». При этом еще ряд правительственных чиновников подтвердили, что они получили только один миллиард, а остальные транши со стороны двух стран Персидского залива заморожены в силу того, что «Вашингтон просил их остановить его, поскольку это усиливает военную составляющую переходного правительства».

В октябре 2019 года министр финансов Судана заявил, что он договорился с послами Саудовской Аравии и ОАЭ в Хартуме о программном графике, который будет охватывать потребности Судана до конца 2020 года. Администрация США в течение первых четырех месяцев после свержения О.аль-Башира усилила давление на две страны Персидского залива, чтобы они не поддерживали Переходный военный совет и поощряли их передать власть гражданскому правительству. Поскольку Вашингтон координирует с двумя странами и другими странами Персидского залива свои действия по облегчению ситуации в суданской экономике, он выбрал Кувейт для проведения конференции доноров для Судана. При этом официально американцы отрицают всяческого давление в этом вопросе на аравийцев. В ответ на на такого рода вопросы, сотрудник по связям с общественностью посольства США в Хартуме сообщил, что они призывают страны Персидского залива поддержать переходное правительство. «Соединенные Штаты полностью поддерживают и поощряют всех партнеров Судана, включая его партнеров по Заливу, поддерживать суданский народ и возглавляемое гражданским населением переходное правительство», — написал Хьюз. Ключевое слово в этом заявлении «гражданское».  В этой связи обратим внимание и четко акцентированную позицию Конгресса США по этому вопросу. Администрация США должна увязать списание внешнего долга Судана с полным контролем гражданского правительства над финансами и активами служб безопасности и разведки, говорится в законопроекте членов Конгресса от 8 марта. 7 марта члены Конгресса внесли на рассмотрение двухпартийный законопроект в поддержку демократического перехода в Судане, подписанный Элиотом  Энгелем, председателем Комитета по иностранным делам Палаты представителей; Майклом Макколом, высокопоставленным членом Комитета; Карен Басс, председателем подкомитета по Африке; и Крисом Смитом, высокопоставленным членом подкомитета. Законопроект, который является первым ощутимым шагом Конгресса в поддержку суданского народа после свержения прежнего режима, санкционирует оказание помощи в области демократического управления, верховенства права и прав человека, включая поддержку свободных, справедливых и заслуживающих доверия выборов. Кроме того, он санкционирует оказание помощи в осуществлении программ развития, поддерживает облегчение долгового бремени и многостороннее финансирование со стороны международных финансовых учреждений при условии соблюдения определенных критериев управления и финансовой прозрачности, особенно в области управления промышленными и экономическими ресурсами службами безопасности и разведки. «После исключения Судана из списка государств-спонсоров терроризма министр финансов и Государственный секретарь должны, (…), взаимодействовать с международными финансовыми институтами и другими двусторонними официальными кредиторами для достижения соглашения через инициативу бедных стран с крупной задолженностью (БСКЗ) о реструктуризации, переносе или аннулировании суверенного долга Судана», — говорится в законопроекте Конгресса. Однако этот процесс не может быть начат до тех пор, пока правительство Судана не предпримет «очевидных шагов по повышению финансовой прозрачности». Эти меры включают в себя правительственный контроль за финансами и активами суданских служб безопасности и разведки. Кроме того, правительство должно установить, что службы безопасности и разведки больше не участвуют в «незаконной торговле минеральными ресурсами, включая нефть и золото». Правительство также обязано определить доли участия во всех государственных и частных компаниях, находящихся в ведении или под управлением служб безопасности и разведки, и передать их Министерству финансов или любому другому государственному гражданскому органу, созданному для этой цели. Правительство должно разработать и внедрить методику возвращения государственных активов и прибыли, переданных запрещенной Партии национального конгресса Омара аль-Башира или ее должностным лицам. Или проще говоря, речь идет об перераспределении в пользу гражданского правительства активов функционеров и военных бывшего режима. Прежде всего, в области добычи минеральных ресурсов и золота, торговли и телекоммуникационного сектора. В качестве первого шага Хартум уже объявил, что  министерства финансов и обороны Судана  согласились передать все невоенные отрасли промышленности и компании под контроль Министерства финансов. Суданские чиновники говорили о мерах по возвращению вкладов, внесенных в иностранные банки лидерами исламистов и деятелями бывшего режима, но не уточняли, где находятся похищенные средства.

Так что эта американская политика дистанцирования военных от власти и передачи военных за преступления под юрисдикцию МУС безусловно  имеет место быть, но, как представляется, не вполне полно отражает истинные причины прекращения поддержки Хартума со стороны КСА и ОАЭ.  В частности, подчеркнем, что представители эти стран  Персидского залива неоднократно выражали недовольство позицией  «Сил за свободу и перемены (FFC)», которые потребовали возвращения суданских войск из Йемена и высказали несогласие с планами ОАЭ по эксплуатации морского порта Порт-Судан. Кроме того, в прошлом месяце ОАЭ опять же при попустительстве правительства Хамдука подверглись критике и демонстрациям у  посольства ОАЭ в Хартуме со стороны FFC за вербовку суданской молодежи для работы в Ливии в качестве охранников, что вынудило ОАЭ за свои деньги организовать массовую репатриацию молодых суданцев из Ливии в Судан. К тому же Хемити полагается ОАЭ своей креатурой, и, напомним, что он является ключевой фигурой в рамках переброски суданских джанджавидов из Йемена на юг Ливии в ходе попыток сил ЛНА получить стратегическое преимущество при наступлении на Триполи. И вывод суданских военных из Йемена в этой связи был синхронизирован с выводом оттуда эмиратских военных. Это безусловно не понравилась КСА, но вполне устраивало ОАЭ. Так что  нет среди аравийцев единой позиции по вопросу суданское досье. Демарш ОАЭ в рамках блокирования траншей вызвана прежде всего позицией правительства Хамдука, который всячески противиться использованию суданских наемников в той же Ливии, и уже во второй степени — просьбой из Вашингтона.

52.26MB | MySQL:103 | 0,468sec