Позиции пакистанских партий по вопросам обороны, безопасности и международных отношений (обзор)

На 18 февраля этого года назначены выборы в парламент и законодательные собрания провинций Пакистана. В полночь с 16 на 17 февраля завершилась предвыборная кампания. С этого момента запрещены агитация, митинги и шествия (1), целью которых являются голоса избирателей. Очевидно, что на выборах предпочтения избирателей определяются не только агитационной деятельностью партий, но и рядом не менее важных факторов, включая религиозный, этнический, племенной, клановый и даже семейный. Тем не менее, политическая активность партий заслуживает пристального внимания, поскольку в их предвыборной агитации выявляются и по-разному интерпретируются ключевые проблемы современного Пакистана, предлагаются различные пути их решения. В этой связи, важным источником политической жизни являются манифесты партий, в которых определяются основы партийных идеологии и активности.

В данной статье мы рассмотрим манифесты правящей Пакистанской мусульманской лиги им. Каид и Азама (ПМЛ(КА)), Пакистанской мусульманской лиги экс-премьера Наваза Шарифа (МЛ(Н)) и Пакистанской народной партии (ПНП). Необходимо отметить, что свои манифесты есть и у других партий, например у «Муттахида кауми мувмент» («Объединенное национальное движение»; МКМ), «Авами нэшнл парти» («Народная национальная партия»; ННП), «Техрик е Инсаф» («Движение за справедливость»; ТИ) и т.д. Однако в этой статье они рассматриваться не будут. Пребывающая в продолжительном кризисе коалиция исламистских партий «Муттахида Маджлис и Амаль» («Объединенный комитет действия»; ММА), не имеет своего единого манифеста. Поэтому, несмотря на важность идеологии, которую представляют партии этой коалиции, она также не будет рассматриваться в этой статье.

Прежде, чем перейти к идеологическим вопросам, напомним, какие позиции занимали основные партии в законодательных собраниях Пакистана, сформированных по итогам выборов 2002 г.:

Табл. 1: Позиции партий в законодательных собраниях Пакистана (2)

Партия

Законодательное собрание (кол-во мест, процент)

Национальная Ассамблея

Сенат

Панджаб

Синд

СЗПП

Белуджистан

ПМЛ(КА)

132(38%)

39(39%)

271(73%)

39(23%)

10(8%)

28(43%)

МЛ(Н)

16(5%)

4(4%)

32(9%)

см. в остальн.

5(4%)

см. в остальн.

ПНП

55(16%)

9(9%)

59(16%)

59(35%)

10(8%)

2(3%)

ММА

57(17%)

18(18%)

9(2%)

8(5%)

69(56%)

17(26%)

Остальные

82(24%)

30(30%)

0

62(37%)

30(24%)

13(20%)

Всего:

342(100%)

100(100%)

371(100%)

168(100%)

124(100%)

65(92%)

Как позволяют увидеть представленные цифры, по общему количеству мест в законодательных собраниях первое место занимала ПМЛ(КА), второе – ПНП, третье – ММА и четвертое – МЛ(Н). Общая оценка не может полностью отразить реальное положение политических партий на национальном и провинциальном уровнях. Так, ММА, стоящая по общему количеству мест в законодательных собраниях страны на третьем месте, в легислатуре Северо-западной пограничной провинции (СЗПП) являлась правящей партией, имеющей 56% мест. Предвыборный 2007 год с его кризисами и конфликтами может привести к серьезным изменениям в распределении депутатских кресел между партиями – это вопрос ближайшего будущего. Однако уже сейчас необходимо учитывать позиции партии по вопросам обороны, безопасности и международных отношений, поскольку победа той или иной партии будет означать изменение или корректирование политики в этих вопросах. В представленной ниже таблице сравниваются тексты манифестов ПМЛ(КА) (3), МЛ(Н) (4) и ПНП (5) по этим вопросам.

Табл. 2: Позиции партий по вопросам обороны, безопасности и международных отношений
Тема

Политические манифесты

ПМЛ(КА)

МЛ(Н)

ПНП

Оборона и безопасность

ПМЛ уверена, что оборона необходима для защиты государственных суверенитета и целостности. ПМЛ разделяет общенациональную гордость профессионализмом ВС. ПМЛ поддерживает современные и хорошо оснащенные ВС как профессиональный институт, действующий в рамках Конституции.

Национальная безопасность не может больше рассматриваться с точки зрения лишь военной силы. В современном мире, национальная безопасность должна рассматриваться также с точки зрения Конституции, признания верховенства закона, прав человека, свободы политических партий, обладающих национальным мышлением, провинциальной автономии, сильной экономики и системы образования, свободных СМИ и судебной власти, сильного гражданского общества, а также независимого парламента.

ПМЛ поддерживает развитие национальных военно-промышленных мощностей, поскольку это важно для уменьшения зависимости от внешней помощи…

Ядерная программа Пакистана – необходимый компонент национальной безопасности Пакистана, она служит задачам как сдерживания агрессии, так и защиты нашей национальной независимости. Поскольку Пакистан не имеет агрессивных намерений в отношении других государств, он не примет двойные стандарты в ядерной области, не допустит вмешательства в его ядерную программу или допуска иностранцев на его ядерные объекты или к его ученым

Главная причина неспособности Пакистана демократически развиваться лежит в частом вмешательстве военного руководства в политические вопросы, что дестабилизирует страну настолько, что продолжение такой тенденции создаст серьезную угрозу Федерации…

МЛ(Н) уверена, что ВС, которые являются престижным национальным институтом, должны вернуться к своей профессиональной роли, которую выполняют ВС в других демократических странах.

Исходя из принципов, провозглашенных в Демократической хартии, МЛ(Н) предпримет между прочим следующие шаги:

— Национальный Совет безопасности будет упразднен. Комитет по обороне Правительства будет преобразован в Кабинет Правительства по обороне и национальной безопасности, его возглавит премьер-министр. Эффективность управления обороной и безопасностью, созданная два десятилетия назад, будет пересмотрена. Будет укреплено и сделано более эффективным Объединенное командование родами войск.

— Будет восстановлены честь и уважение ВС как профессионального, а не политического института. Должны поддерживаться высочайшие профессиональные стандарты ВС.

— Военный бюджет будет утверждаться Национальной Ассамблеей…

Применение силы есть и будет необходимо в отношении иностранных и местных террористов, которые убивают невинных людей, а также для предотвращения проникновения террористов через границу (с Афганистаном), но гораздо важнее завоевать сердца и умы людей. которые поддерживают их через согласованный процесс их, политического вовлечения.

Исходя из этой политики МЛ(Н) будет более интенсивно предпринимать шаги в следующих направлениях:

— Укрепление сил правопорядка с целью обнаружения и контроля террористических групп и их сторонников.

— Влияние на группы, прямо или косвенно поддерживающие терроризм, через политических посредников и институты гражданского общества для того, чтобы приобщить их к основным исламским принципам мира умеренности и справедливости.

— Распространение в стране идей законности, толерантности и взаимоуважения для преодоления чувства безысходности, толкающее некоторые сегменты общества к идеологии экстремизма.

— Включение племенных районов в политический, экономический и культурный процессы в стране и ускорение социально-экономического развития этих районов.

— Активизация дипломатических усилий по решению таких основных проблем, как Кашмирская и Палестинская.

Терроризм родился в недрах диктаторского режима, который вербовал, тренировал, вооружал и финансировал экстремистские группировки, одновременно изолируя умеренные, демократические и плюралистичные силы.

История учит, что демократии не воюют друг с другом, не содействуют международному терроризму.

ПНП ликвидирует группы боевиков, стремящиеся определять внешнюю политику государства и вводить свои правила на территории племен Пакистана и не только.

Больше не может продолжаться политика разделения террористических групп (на своих и чужих – Авт.).

ПНП уверена, что прочная экономическая основа обеспечивает прочную оборону. Она вынуждает определять ключевые оборонные нужды Пакистана для того, чтобы решать задачи в области обороны.

Образование в военных институтах построено с целью подготовки офицерские кадры к поддержке военного режима. Образовательная программа будет пересмотрена для того, чтобы обеспечить в ВС уважение демократии, демократических институтов и избранных членов госорганов. Кроме того, перед тем, как вступить в должность все новые командующие родами войск должны публично принести присягу…

ПНП дала Пакистану сильную защиту с целью обеспечения территориальной целостности и национальной независимости. Каид и Авам (т.е. З.А.Бхутто – Авт.) дал Пакистану ядерную программу, для того, чтобы достичь ядерного паритета с Индией. Госпожа Беназир Бхутто дала Пакистану ракетные возможности для защиты от агрессии.

ПНП обеспечит превращение наших ВС в лучшие в мире. Они заслужат любовь и уважение нации, как защитники Родины, не вмешивающиеся в политический процесс.

Внешняя политика

Оборона и внешняя политика страны тесно связаны, поскольку внешняя политика должна защищать интересы государства, а также воплощать надежды народа…

ПМЛ уверена, что ни одно иностранное государство не имеет права диктата или вмешательства во внутренние дела Пакистана, мы стремимся к дружественным отношениям со всеми странами на основе равенства и взаимности. Пакистан не позволит использовать его территорию для агрессии против любой из соседних стран, и ПМЛ уверена, что внешняя политика государства должна быть направлена на укрепление безопасности и стабильности с тем, чтобы была решена приоритетная задача – обеспечение мира в регионе, где находится Пакистан.

ПМЛ против терроризма, экстремизма и насилия во всех их проявлениях…

ПМЛ хотела бы укрепить отношения с такими нашими традиционными друзьями, как Китай, обеспечить мир в регионе – Южной и Средней Азии, углубить отношения с мусульманской общиной, и выстроить стабильные и дружественные отношения с Западом и международным сообществом.

ПМЛ глубоко уверена в том. что международная политика должна управляться законом и Уставом ООН, и она отрицает идею «права сильного», поскольку это приведет к возращению законов джунглей.

ПМЛ поддерживает право народа Джамму и Кашмира на самоопределение, реализуемое через выполнение резолюций ООН. В то же время, для того, чтобы сдвинуть решение проблемы, существующей 60 лет, с мертвой точки, ПМЛ поддержала бы все инициативы по мирному решению Кашмирской проблемы, поддержанные кашмирским народом…

Мирный процесс с Индией должен развиваться, поскольку он ведет к стабильности и миру в Южной Азии.

Для ПМЛ Кашмирская проблема – гуманитарная, кашмирцам должно быть предоставлено социальное обеспечение сначала, до решения территориальных проблем.

ПМЛ поддерживает создание независимого демократического государства в Палестине со столицей в Иерусалиме. ПМЛ уверена, что у народа Западного Берега Иордан и Газы есть право избрать любое правительство.

ПМЛ уверена, что война против Ирака ошибочна и незаконна, уверена, что выход в мирном решение через окончание иностранной оккупации. Усилия должны быть направлены на замену оккупационных войск совместными миротворческими силами ООН и ОИК

ПМЛ уверена, что необходимо мирное решение войны в Афганистане, иностранные силы в Афганистане должны предпринять усилия по налаживанию диалога с сопротивлением.

ПМЛ также поддерживает право Ирана на мирную ядерную программу под гарантиями МАГАТЭ и отвергает любую угрозу применения силы или использование силы для решения этой проблемы…

 Независимость и суверенитет страны и свобода ее народа всегда будет главным принципом внешней политики государства…

С этой целью, приоритетом должно быть укрепление национальной обороны и, в то же время, обеспечение мира и стабильности в стране и регионе.

Пакистан продолжит повышать ядерные и ракетные возможности вопреки упрямой оппозиции со стороны внешних сил…

Ни одно предложение, ни одна инициатива не будут рассмотрены, если они будут вести к опасности, ослаблению или сокращению этих возможностей.

Активно поддерживая все ооновские и международные инициативы по обузданию международного терроризма, Пакистан в то же время должен обеспечивать честный политико-экономический международный порядок, основанный на Уставе ООН и принципах мирного сосуществования.

Должны быть предприняты все усилия по решению проблемы Джамму и Кашмира согласно соответствующим резолюциям ООН и стремлению населения этих территорий реализовать их неотъемлемое право на самоопределение.

Особое приоритетное место во внешней политике МЛ(Н) займет мирное решение всех спорных вопросов с Индией в духе справедливости и равенства.

Единство и солидарность членов ОИК должны быть укреплены, должны быть предприняты шаги по повышению эффективности и престижа организации. Особое внимание будет направлено на развитие отношений с братскими исламскими государствами…

Китай стал другом Пакистана, испытанным временем. Должны быть предприняты шаги по укреплению и развитию этих отношений с тем, чтобы они, став более содержательными и глубокими, превратились в поистине стратегические отношения.

Предложенный Комитет Правительства по обороне и национальной безопасности должен быть полностью использован для установления гражданского контроля над внешней политикой. Внешняя политика будет направлена таким образом, чтобы в отношениях с дружественными странами большое место приобрело торгово-экономическое содержание.

Как развивающееся неприсоединившееся государство, Пакистан должен пытаться в своей внешней политике развивать отношения с другими развивающимися странами Азии, Африки и Латинской Америки, в частности в области экономики.

Должны быть предприняты особые шаги по развитию международных торгово-экономических режимов с акцентом на защиту интересов и нужд развивающихся стран.

Руководящими принципами ПНП должны быть принципы мира, взаимности и гибкости во внешней политике. Партия против всех форм терроризма; в поляризующемся после 11 сентября мире она стремится к налаживанию связей и обеспечению межрелигиозной гармонии. Партия уверена, что цивилизации и демократии не должны воевать между собой; она не позволит экстремистам нарушить развитие страны. ПНП намерена придать глубину и содержание отношениям Пакистана с региональными экономическими и общественными организациями. ПНП верит в возможность добрососедских отношений с Афганистаном, Индией, Ираном и КНР. Партия также намерена дальше развивать отношения с США, Канадой, ЕС, Японией и Содружеством. Пакистан находится между Центральной Азией и Персидским заливом, ПНП придаст новый импульс торговым и культурным связям с этими регионами. Особые отношения с Бангладеш будут укреплены.

ПНП поддерживает права кашмирского народа, она продолжит комплексный диалог с Индией, включающий обсуждение Кашмирской и других проблем индийско-пакистанских отношений…

Не ставя под сомнение резолюции СБ ООН, ПНП поддерживает идею открытой и безопасной границы на Линии контроля, которая позволит социально объединить народ Кашмира. Нужно заметить, что Индия и КНР, имеющие пограничные споры, поддерживают ненапряженные отношения…

Правительство ПНП будет работать над созданием экономической платформы для стран Южной Азии, которая принесет выгоду людям всех стран региона через эффект масштаба. Такая региональная экономическая группа может превратиться в глобальный центр влияния, привлекая инвестиции, создавая рабочие места и ограничивая бедность.

ПНП уверена, что процветающий Пакистан означает процветающую Южную Азию. Поддержание мирных отношений с Индией необходимо, если мы хотим достичь эту цель…

ПНП не позволит использовать территорию Пакистана террристам, ведущим борьбу с Афганистаном. Партия строго придерживается принципа невмешательства во внутренние дела Афганистана, она не поддерживает в нем ни одну группу, группировку или племя. ПНП привлечет руководство Афганистана взаимопониманию относительно необходимости пограничной безопасности, обмена разведданными, регулярных встреч между командирами округов, неприменения силы на территории соседнего государства.

ПНП намерено подписать Соглашение о мире и сотрудничестве с Афганистаном, основанное на следующих принципах:

— Уважение основных прав, целей и принципов Устава ООН.

— Решение всех споров мирными средствами.

— Стимулирование роста взаимного интереса и сотрудничества.

— Уважение законности и международных обязательств.

— Восстановление тесных культурных и торгово-экономических связей.

— ПНП создаст совместные рабочие группы по повышению и улучшению торговых отношений.

— ПНП поручит правительству использовать ресурсы Белуджистана для удовлетворения энергетических нужд Афганистана и самой большой провинции Пакистана (Белуджистана – Авт.)

Все представленные манифесты отличаются широтой поднимаемых вопросов. Естественно, что они даны в пропагандистской форме, которая предполагает скорее привлекательную для избирателя картину, чем эффективное решение обозначенных проблем. Хотя представляется сомнительным, что каждый избиратель (или хотя бы половина электората) определится с выбором кандидата на основе скрупулезного изучения объемных манифестов.

Тем не менее, важно отметить несколько моментов, характерных для политических дискуссий в современном Пакистане. Во-первых, все партии согласны с тем, что ВС должны выполнять свои профессиональные функции строго в рамках, очерченных законом. Эта позиция отражает отрицательное отношение общественности к возможности военного переворота и других форм вмешательства военных в политическую жизнь. Наиболее далеко по пути ограничения ВС готова пойти МЛ(Н), предложившая создать правительственный Комитет по вопросам обороны и национальной безопасности во главе с премьер-министром. По сути, под видом введения гражданского контроля над военными руководство партии хочет подчинить себе не только силовые структуры, но и внешнеполитическое ведомство страны. Это пример наиболее радикального предложения, предполагающего конституционное перераспределения полномочий.

Во-вторых, все партии отстаивают право Пакистана не только на обладание ядерным оружием, но и на развитие ракетно-ядерных возможностей страны.

В-третьих, политические программы отражают положительные изменения в пакистано-индийских отношениях. Вместо лозунгов «Сокрушим Индию!» можно увидеть предложения по развитию добрососедских отношений, основанных на открытом конструктивном диалоге. Экономический фактор рассматривается как ключевой для нормализации не только двусторонних, но и многосторонних отношений в регионе.

В-четвертых, ослаб конфронтационный потенциал «традиционной» Кашмирской проблемы. Поддерживая резолюции СБ ООН, все партии ищут решение проблемы вне их рамок. Интересно, что социально-экономическое объединение «пакистанских» и «индийских» кашмирцев предлагается ПНП как шаг, предшествующий определению статуса территорий.

В-пятых, по сравнению с Кашмиром большее внимание партий привлекают территории племен Пакистана и Афганистан. При этом, для всех партий решение проблем в этом регионе носит скорее политико-экономический и социальный характер, чем только военный. Выражая намерение бороться с террористами, прежде всего иностранными, партии заявляют о необходимости расширения политической базы в зоне племен за счет умеренных сил. ПМЛ(КА) прямо призывает Международные силы содействия безопасности в Афганистане к налаживанию диалога с «сопротивлением».

В-шестых, партии не упоминают в манифестах ни Россию, ни Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС). Первое свидетельствует о том, что российско-пакистанские отношения не рассматриваются как важный фактор политической борьбы (что не скажешь об отношениях Пакистана с Китаем или США). Второе позволяет увидеть в деятельности Пакистана в рамках ШОС отражение его отношений с Китаем.

Примечания:

1. Kanwar Muhammad Dilshad. Election Campaign Through Out the Country To End With Effect From the Mid-Night Falling Between 16th & 17th February, 2008 // Election Commission of Pakistan: Press Release. Islamabad, 11.02.2008.

2. Таблица составлена на основе данных статьи: How Pakistan elects a president // BBC News. London, 06.10.2007.

3. Pakistan Muslim League: Manifesto (электр. версия: http://pml.org.pk/downloads/MANIFESTOPMLComplete.pdf).

4. Pakistan People’s Party: Manifesto, 2008 (электр. версия: http://www.ppp.org.pk/manifestos/2008.pdf).

5. Pakistan Muslim League: Manifesto, December 2007 (электр. версия: http://www.pmln.org.pk/manifesto.php).

52.21MB | MySQL:103 | 0,565sec