Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (11 – 17 февраля 2008 года)

На прошедшей неделе наиболее важные события в регионе происходили в Пакистане и зоне палестино-израильского конфликта. Внутриполитическая ситуация в Ливане становится все более неустойчивой. В Пакистане 16 февраля официально закончилась предвыборная кампания по избранию депутатов парламента. По мере приближения даты выборов (18.02) обстановка в стране становится все более нестабильной. Не снижается напряженность в зоне палестино-израильского конфликта.

В Пакистане 16 февраля в последний день предвыборной кампании совершено несколько терактов, крупнейший из которых произошел в г. Парачинар на северо-западе страны, где в результате взрыва погибли 40 и получили ранения свыше 50 чел. Днями ранее в различных районах Пакистана произошло еще несколько терактов, а также вооруженных столкновений, жертвами которых стали десятки человек. Правительство принимает масштабные экстренные меры по недопущению дальнейшего ухудшения ситуации. К решению задач по обеспечению безопасности привлечены крупные силы армии и полиции, которые, по официальной информации, к 15 февраля были размещены «в более чем 90 тыс. наиболее чувствительных мест», усилено патрулирование во всех крупных пакистанских городах. В то же время, по заявлению властей, военнослужащих не станут размещать непосредственно на избирательных участках, число которых достигает 15 тыс. Президент Пакистана П. Мушарраф 14 февраля вновь подтвердил, что выборы в стране будут «свободными, честными, транспарентными и мирными». Пакистанская проталибская группировка во главе с влиятельным полевым командиром Р. Мехсади заявила, что не намерена совершать теракты во время проведения парламентских выборов.

На минувшей неделе пакистанские военные продолжили серию испытаний баллистических ракет. 13 февраля был произведен пуск ракеты «Газнави» – «Хатф-III», способной нести ядерный заряд и имеющей дальность полета до 300 км. Ракета поступит на вооружение национальных сил стратегического сдерживания.

Не снижается напряженность в зоне палестино-израильского конфликта. Боевики экстремистских группировок из сектора Газа продолжают интенсивные ракетные обстрелы пограничных районов израильского юга. В ответ ВВС Израиля наносили регулярные удары по объектам боевиков и их лидерам, а подразделения сухопутных войск проводили рейдовые операции на территории палестинского анклава. Израильские войска также осуществляли рейды против палестинских террористов и их пособников в некоторых районах Западного берега реки Иордан (ЗБРИ), в ходе которых, в частности, были захвачены крупные денежные суммы (эквивалентные примерно 800 тыс. долл. США), предназначенные для финансирования террористической и экстремистской деятельности. Министр обороны Израиля Э. Барак сообщил, что вооруженные силы страны «предпринимают все возможное», чтобы остановить ракетные обстрелы израильской территории и готовятся к крупномасштабной операции в секторе Газа, «прорабатывая все возможные варианты и последствия». Премьер-министр Израиля Э. Ольмерт заявил 17 февраля, что израильтяне имеют «свободные руки» для атак боевиков в секторе Газа.

Между тем власти Израиля продолжают жилищное строительство в восточной части Иерусалима. Как было официально объявлено, здесь соорудят 370 новых домов и объявят тендер на строительство еще 730 жилых зданий. Израильтяне настаивают на своем праве поддерживать т. н. «естественный рост» еврейских населенных пунктов, если он, по их мнению, не нарушает существующих муниципальных границ. В первую очередь, это касается Восточного Иерусалима. Со своей стороны, палестинцы считают расширение жилищного строительства в городе одним из серьезных препятствий на пути достижения палестино-израильского мирного соглашения.

На прошедшей неделе со стороны некоторых руководящих деятелей радикального движения ХАМАС прозвучали заявления о готовности заключить с Израилем долгосрочное перемирие в случае, если он снимет блокаду сектора Газа и прекратить военные операции на палестинских территориях. Глава ПНА М. Аббас считает, что израильская тактика уничтожения руководителей ХАМАС «приведет лишь к дальнейшему осложнению ситуации», однако при этом Аббас подтвердил готовность его администрации продолжать переговоры с Израилем с целью достижения мирного соглашения. Палестинское правительство также требует от Израиля прекратить блокаду сектора Газа и военные операции на территории анклава и на ЗБРИ. К прекращению блокады Газы и ударов по палестинским территориям на встрече в Шарм-эш-Шейхе призвали израильское руководство президент Египта Х. Мубарак и король Иордании Абдалла II.

Делегация ХАМАС провела в Эль-Арише (АРЕ) переговоры с представителями Египта по вопросам контроля на КПП «Рафах» на границе сектора Газа с АРЕ. По информации СМИ, сторонам не удалось достичь конкретных договоренностей.

Обстановка в Ливане имеет тенденцию к дальнейшему обострению. В Бейруте на минувшей неделе неоднократно происходили столкновения между сторонниками правящей коалиции (в данном случае – суннитами) и шиитами из оппозиционных движений «Амаль» и «Хизбалла». С обеих сторон имеются раненые. Ожесточенные столкновения между враждующими друзскими кланами (сторонниками правящей коалиции и оппозиции) имели место в Горном Ливане южнее столицы. 17 февраля столкновения произошли в Бейруте между палестинцами и сторонниками правящей коалиции. Для прекращения столкновений власти вызывали армейские подразделения.

14 февраля в Бейрут прошел грандиозный митинг в память о погибшем в феврале 2005 г. бывшем премьер-министре Ливана Р. Харири. Оценочно, в мероприятии приняли участие до 1,5 млн человек. Выступивший на митинге лидер правящей коалиции и сын погибшего политика С. Харири призвал к скорейшему избранию командующего ливанской армии генерала М. Сулеймана президентом республики и созданию правительства национального единства. С. Харири обвинил Сирию в продолжении вмешательства во внутренние дела Ливана и «стремлении восстановить над ним свою опеку». Получив столь массовую поддержку, правящая коалиция намерена всячески ускорить избрание М. Сулеймана на пост главы государства.

В ответ на призыв лидера «Хизбаллы» Х. Насруллы к «открытой войне» с Израилем премьер-министр Ливана Ф. ас-Синьора заявил, что такие действия лишь принесут вред исламу, арабскому миру и самой «Хизбалле».

12 февраля в Дамаске в результате подрыва автомобиля был убит руководитель спецслужб «Хизбаллы» известный террорист И. Мугния, которого разыскивали службы безопасности 42 государств. Сирийские следователи считают, что за ликвидацией Мугния стоят «официальные организации, занимающиеся вопросами безопасности и действующие в арабских странах». «Хизбалла» и ХАМАС обвинили в убийстве Мугния Израиль.

Парламент Ирака 13 февраля после трудного обсуждения принял в пакете три закона: о госбюджете на 2008 г., об ограниченной амнистии задержанных иракских граждан и об отношениях центрального правительства с провинциальными властями. Бюджет страны на текущий год предусмотрен в 48 млрд долл. и будет финансироваться главным образом за счет экспорта нефти. Причем курдские депутаты отстояли право на получение Курдистаном 17 проц бюджетных средств, в то время как арабские депутаты настаивали на 13 проц. Амнистия коснется 25 тыс. иракцев, находящихся в тюрьмах, контролируемых войсками США и иракским правительством. Принятие закона о разграничении полномочий между центром и регионами позволит провести выборы местных законодательных органов власти. Датой выборов названо 1 октября с. г.

В Тегеране сообщили, что официальный визит президента ИРИ М. Ахмадинежада в Багдад начнется 2 марта. Иран «по техническим причинам» отложил встречу с дипломатами США по вопросам безопасности в Ираке.

В ходе визита в Москву главы МИД Ирака Х. Зибари подписано соглашение об урегулировании иракской задолженности России по ранее предоставленным кредитам на сумму 12,9 млрд долл. В соответствие с достигнутой договоренностью, наша страна спишет Ираку ок. 12 млрд долл.

По информации зарубежных дипломатических источников, Иран сумел преодолеть технические трудности на одной из ключевых стадий процесса обогащения урана, что позволяет получать высокообогащенный уран, который может быть использован как в гражданских, так и военных целях.

Глава МИД РФ С. Лавров считает, что Иран, развивая ракетные технологии, действует в рамках международного права, но Россия не одобряет демонстративные действия Тегерана. Кроме того, Лавров указал на «целый ряд проблем в ядерной программе Ирана», выявленный в предыдущие годы, что «нельзя не учитывать». Вместе с тем глава российской дипломатии призвал пока воздержаться от резких заявлений в отношении ИРИ.

Агентство экономической информации «Эконьюз» со ссылкой на Бюро статистики США сообщило, что в 2007 г. товарооборот между Ираном и Соединенными Штатами вырос на 31 проц и составил 381 млн долл.

17 февраля в Афганистане в г. Кандагар совершен крупнейший после свержения в 2001 г. талибского режима теракт, в результате чего погибли свыше 80 чел., десятки людей получили ранения.

Германия в ближайшее время направит в Афганистан дополнительно 500 военнослужащих бундесвера, а Дания отправит на юг этой страны 4 истребителя F-16 и 100 военнослужащих.

Президент США Дж. Буш 13 февраля отдал распоряжение об ужесточении санкций против Сирии. Речь, в частности, идет о замораживании авуаров сирийских официальных лиц в Соединенных Штатах. Причиной этого шага, как было заявлено, являются действия САР, «подрывающие усилия по стабилизации обстановки в Ираке».

Министр иностранных дел Бразилии С. Аморим передал президенту Израиля Ш. Пересу устное послание главы сирийского государства Б. Асада, в котором говорится о готовности Дамаска к мирному диалогу с Израилем. В ответ Перес заявил, что его страна «всегда готова к миру», но при этом выразил сомнения в искренности намерений Б. Асада.

На минувшей неделе министр обороны Израиля Э. Барак посетил с официальным визитом Турцию, где обсудил с руководством этой страны вопросы дальнейшего развития израильско-турецкого военно-технического сотрудничества и ситуацию на Ближнем Востоке. В настоящее время Израиль и Турция реализуют 15 совместных проектов в военной сфере. Вместе с тем визит Барака в Анкару не внес ясности в вопрос о приобретении Турцией разведывательного ИСЗ израильского производства. Как известно, данная проблема обсуждается сторонами на протяжении уже нескольких лет.

Правительство Судана и заместитель генсека ООН по миротворческим операциям Жан-Мари Гуэхено в основном согласовали список государств, чьи воинские контингенты примут участие в совместной миротворческой операции ООН-Африканского союза в западном регионе страны Дарфур. В основном это будут африканские государства, как того изначально желал Хартум, отвергнувший направление в Судан подразделений армий Норвегии и Швеции. На сегодняшний день в список стран, чьи войска будут действовать в Дарфуре, включены Буркина-Фасо, Гамбия, Египет, Гана, Кения, Малави, Мали, Нигерия, Сенегал, Эфиопия и ЮАР. В ООН не исключают, что Судан может дать согласие на размещение в Дарфуре подразделений армий Непала и Таиланда. Как ожидается, первые подразделения ВС Египта и Эфиопии прибудут в Судан в конце февраля – начале марта с. г.

На Кипре 17 февраля состоялись выборы президента республики. Первый тур голосования не выявил победителя. Во втором туре, который пройдет 24 февраля, примут участие бывший глав МИД страны И. Касулидис и спикер парламента Д. Христофиас. Оба политика считаются сторонниками возобновления переговоров с турко-кипрской общиной о восстановлении единства острова.

Приложение

О деятельности исламистских экстремистов на северо-западе Йемена

В настоящее время Йеменская Республика (ЙР) находится на трудном этапе своего развития. Идущие в стране сложные процессы становления современного государства, экономического строительства, формирования единой нации и консолидации общества сталкиваются с многочисленными препятствиями, серьезным, организованным сопротивлением консервативных сил. ЙР также подвержена внешнему воздействию, причем далеко не всегда позитивному. Главным образом относится к исламскому радикализму и экстремизму.

События, происходящие в последние годы на северо-западе Йемена, со всей очевидностью демонстрируют то, с какими серьезными трудностями приходится сталкиваться центральному правительству в его стремлении установить контроль над отдаленными районами страны.

Одним из главных факторов, способствующих дестабилизации обстановки в Йемене, является наличие в стране активно, а зачастую агрессивно действующих исламистских экстремистских группировок, некоторые из которых встали на путь прямой вооруженной борьбы с правящим режимом.

К числу наиболее крупных и активно действующих экстремистских группировок следует отнести движение последователей одного из бывших лидеров зейдитской общины ЙР шейха А. Х. аль-Хоуси аль-Бадруддина. Это движение действует под радикальными исламистскими лозунгами и имеет отчетливо выраженный сепаратистский уклон.

Справка. По конфессиональному признаку население Йемена (ок. 22,3 млн чел.) делится на две приблизительно равные по численности группы: шиитов зейдитского толка (данная секта наиболее приближена к суннизму) и суннитов шафиитского толка. Зейдиты проживают главным образом в северных и, отчасти, центральных районах страны.

К лету 2004 г. аль-Хоуси установил контроль над некоторыми районами северо-западной провинции Саада (откуда он родом), создал вооруженные отряды (их численность оценивалась от 1 до 3 тыс. чел.), ввел собственный флаг и единую форму для боевиков, присвоил себе право сбора налогов с населения и заявил о неподчинении центральному правительству. В июне 2004 г. аль-Хоуси провозгласил себя имамом зейдитов. Все эти действия фактически означали открытое объявление центральной власти войны с решительными целями.

Таким образом, масштабы выступления исламских экстремистов приняли для правительства очень опасный характер. Вопрос стоял о сохранении территориальной целостности йеменского государства. Одновременно существовала вероятность распространения волнений на районы проживания шиитского населения на юге Саудовской Аравии.

В создавшихся условиях правительство приняло решение о решительном силовом подавлении мятежа, направив в провинцию Саада подразделения спецназа, действия которого поддерживали танки, артиллерия и боевые вертолеты. Бои сразу же приняли ожесточенный и кровопролитный характер. Командование йеменской армии было вынуждено постоянно перебрасывать на север страны дополнительные силы и технику. Одновременно в Сане и некоторых других городах власти произвели аресты сторонников аль-Хоуси. Также была организована пропагандистская кампания по обвинению мятежного имама «в распространении религиозных заблуждений» и многочисленных правонарушениях.

Военные действия на северо-западе ЙР продолжались с июня по август 2004 г. и привели в итоге к военному поражению экстремистов. 9 августа президент ЙР А. А. Салех официально объявил о подавлении мятежа. Однако это заявление оказалось явно преждевременным. Да, сторонники аль-Хоуси прекратили организованное вооруженное сопротивление, но не были полностью разгромлены и, как показало время, пользуясь поддержкой части населения провинции, сохранили возможности для восстановления своих сил и продолжения борьбы.

Осенью 2004 г. А. Х. аль-Хоуси был убит в ходе боестолкновения с правительственными силами и движение возглавил его брат А. М. аль-Хоуси.

В марте-апреле 2005 г. обстановка в провинции Сада вновь обострилась. Исламистские боевики (свыше 800 чел.) возобновили активные вооруженные действия против правительства. Далее события пошли, что называется «по накатанному пути»: армия и силы безопасности при поддержке танков, артиллерии и боевых вертолетов нанесли поражение крупным отрядам боевиков, частично уничтожив, а частично рассеяв мятежников, которые на время превратились в «мирных» крестьян. Очередная вспышка мятежа произошла в ноябре–декабре 2005 г. В этом случае власти обвинили исламистов в несоблюдении условий амнистии, объявленной в сентябре. В феврале 2006 г. в провинции Саада вновь происходили бои правительственных сил с мятежниками.

Затем последовала годовая «передышка» и в феврале 2007 г. мятежники в очередной раз активизировали свои вооруженные вылазки, причем они приняли довольно масштабный характер, что вынудило правительство перебросить в неспокойную провинцию крупные силы войск. Одновременно Йемен обвинил Ливию и Иран в оказании поддержки экстремистам и отозвал своих послов из Триполи и Тегерана. После ожесточенных боев и во многом в результате массированного применения огневых средств, главным образом артиллерии, сопротивление боевиков удалось заглушить, но, как оказалось, ненадолго.

Уже в апреле вооруженное противостояние на северо-западе Йемена возобновилось, приняв ожесточенный и затяжной характер. Для борьбы с экстремистами власти сосредоточили в провинции Сада и прилегающих районах свыше 20 тыс. военнослужащих из состава армейских частей и сил безопасности. И вновь в боях с мятежниками широко применялись танки, артиллерия, авиация.

Власти первоначально отвергли предложение исламистов о прекращении огня и начале диалога, объявив о решимости вести борьбу до полной ликвидации мятежа. Однако, столкнувшись с сильным сопротивлением противника, были вынуждены пойти на переговоры при посредничестве Катара. В итоге в июне 2007 г. была достигнута договоренность о прекращении военных действий и урегулировании конфликта политическим путем. Четырем главным руководителям экстремистов была предоставлена возможность выехать в Катар, но без права ведения политической и информационной деятельности против ЙР. Предусматривалось освобождение арестованных мятежников и предоставление им амнистии, а действующие боевики обязаны были сдать оружии и боеприпасы. В провинции Саада восстанавливалась деятельность всех государственных органов. Мятежникам предоставлялось право на создание политической партии, но при этом они должны были заявить о приверженности существующему в Йемене республиканскому строю и конституции ЙР. Государство обязалось восстановить разрушенные в ходе боев города и деревни. Для наблюдения за ходом выполнения условий соглашения создавался специальный комитет.

Конфликтующие стороны в основном придерживались договоренности о прекращении огня в течение шести месяцев, но в январе 2008 г. бои в провинции Сада возобновились. 1 февраля при содействии Катара было достигнуто новое соглашение о прекращении боевых действий, но уже через два дня вооруженные столкновения возобновились. Они носят ожесточенный характер и уже привели к многочисленным человеческим жертвам и разрушениям. Появились беженцы. При этом стороны, в первую очередь исламисты, обвиняют друг друга в нарушении условий соглашения от июня 2007 г.

5 февраля президент ЙР А. А. Салех создал очередной специальный комитет по урегулированию конфликта. Тем не менее, нет оснований полагать, что ситуацию, связанную с мятежом исламских экстремистов на северо-западе страны, удастся разрешить в ближайшем будущем политическим, а тем более силовым путем. Конфликт, учитывая слабый контроль со стороны правительства над периферийными районами республики, поддержку, которую получают мятежники от части населения региона, а также (что важно) недостаточно высокую подготовку йеменской армии и сил безопасности, принял, по всей видимости, затяжной характер и будет оказывать негативное воздействие на обстановку в стране в целом.

52.22MB | MySQL:103 | 0,494sec