Всеобщие парламентские выборы – каким быть Пакистану?

18 февраля открылись избирательные участки на всей территории страны. В стране в девятый раз за шестидесятилетнюю историю проводятся всеобщие парламентские выборы, в которых должны были принять участие беспрецедентное количество населения – 82 миллиона голосующих. Гражданамстраны предстояло выбрать 272 депутата по числу мест в нижней палате парламента – Национальной ассамблее/НА, высшем законодательном органе Пакистана, а также 577 депутатов в национальные ассамблеи четырех провинций. Избирательная комиссия Пакистана /ИКП отпечатала свыше 180 миллионов избирательных бюллетеней, из которых документы зеленого цвета предназначались для кандидатов в провинциальные национальные собрания, белые – для Национальной ассамблеи. Были открыты 64 тысячи избирательных участков по всей стране, на которых работали свыше 500 тысяч официальных лиц.

Согласно Конституции Пакистана, члены НА избираются на срок в пять лет. Предыдущий состав Национальной ассамблеи, распущенный 15 ноября 2007 г., проработал полный срок, отведенный главным законом страны, что в целом не характерно для парламентской жизни в Пакистане. Депутаты как в Национальную, так и в провинциальные ассамблеи избираются путем прямых тайных выборов по одному депутату от одного округа — все население провинций разделено на округа. Победителем на выборах считается кандидат, набравший наибольшее число голосов.

Проводимые парламентские выборы имеют решающее значение как для президента П. Мушаррафа, так и для широкой оппозиции. В целом в Избирательной комиссии Пакистана зарегистрировано 49 политических партий для участия в выборах.

Придя к власти в октябре 1999 г., сильный и властный генерал П. Мушарраф опирался исключительно на вооруженные силы при управлении страной. Уже перед выборами 2002 г. он создал партию «Пакистанская мусульманская лига» (Каид и Азам)/ ПМЛ (К), которую и сделал правящей. На тот момент лидеры оппозиционных партий — Пакистанская народная партия, возглавляемая Б. Бхутто, и Мусульманская лига Пакистана (Наваза Шарифа) были слабыми, не имели массовой поддержки среди населения (оба экс-премьера находились в изгнании), а блок религиозных партий не сумел противостоять натиску администрации генерала-президента П. Мушаррафа. Большинство членов правящей ПМЛ (К) заняли ключевые позиции в составе кабинета министров федерального правительства и в администрации крупнейшей провинции Пенджаб.

Но П. Мушарраф пришел к власти в результате военного переворота, пусть и бескровного. С высшего государственного поста был смещен премьер-министр Наваз Шариф, было введено чрезвычайное положение, приостановлено действие Конституции. В Пакистане был нарушен демократический процесс. Но в силу субъективных и объективных факторов внутри страны смещение гражданского премьера прошло без особых волнений. Во внешнем лагере подобный демарш военных не вызвал одобрения, а в конце сентября 2001 г., когда Пакистан был признан ключевым союзником в борьбе с глобальным терроризмом, о военной стороне демократии Пакистана США постарались забыть.

Сегодня, спустя практически девять лет правления П. Мушаррафа, внутренняя и внешняя потребность в новой фигуре в Пакистане резко возросла. Но П. Мушарраф, кадровый военный, который отдал армии 46 лет жизни, только 28 ноября 2007 г. ушел с поста начальника штаба армии, а на следующий день – 29 ноября – был утвержден в должности президента Исламской Республики Пакистан.

Рост оппозиционных настроений в Пакистане в последние годы, настоятельная потребность генерала-президента П. Мушаррафа в поиске демократических форм правления страны и трансформации военно-гражданского режима в гражданский поставили его перед необходимостью искать поддержки у оппозиции.

Сценарий парламентских выборов, будущего состава Национальной ассамблеи и далее кабинета министров планировался заранее.

Первая информация о переговорах представителей П. Мушаррафа и Б. Бхутто, лидера крупнейшей оппозиционной Пакистанской народной партии, появилась еще в начале 2006 г. Их встречи в 2007 г. завершились разработкой Указа о национальном примирении, согласно которому Б. Бхутто разрешалось участвовать в политической жизни по ее возвращении в Пакистан; с нее снимались судебные обвинения в коррупции и после победы на выборах ПНП в перспективе планировалось ее премьерство.

И, как на тот момент представлялось, П. Мушарраф, избранный 6 октября 2007 г. президентом Исламской Республики Пакистан, и будущий премьер-министр Б. Бхутто — это и есть тот баланс сил и личностей, который отвечал интересам как внутри страны, так и вне ее пределов.

Но 27 декабря 2007 г. Б. Бхутто была убита, и выборы, назначенные первоначально на 8 января, были перенесены на 18 февраля 2008 г.

В целом, события последних месяцев вызвали изменения в расстановке политических сил, в частности, перестановку сил в оппозиционном лагере. Партии пытались выработать стратегию в условиях объективного ослабления режима П. Мушаррафа. Да и большинство оппозиционных партий не были в восторге от возвращения Б. Бхутто в Пакистан – никто не желал иметь дополнительного соперника, имеющего массовую поддержку в стране.

Уход Б. Бхутто с политической арены и дисквалификация экс-премьера Н. Шарифа поставили оппозицию перед необходимостью скорейшего подбора новой альтернативной политической фигуры. Но вся интрига сегодняшних выборов в Пакистане состоит в том, какая партия наберет большинство в парламенте. Согласно Конституции, «лидер партии, обладающей большинством в Национальной ассамблее, назначается президентом на пост-премьер-министра. По его совету президент назначает членов правительства. Правительство несет коллективную ответственность перед НА и уходит в отставку, если палата вынесет ему вотум недоверия».

Президент П. Мушарраф неоднократно подчеркивал желание работать «с той политической партией, которая выиграет большинство или же создаст коалицию, которая и назовет будущего премьер-министра».

Подтверждение на участие в коалиционном правительстве еще в январе 2008 г. высказали такие оппозиционные партии, как праворелигиозная Джамаат-и ислами/ Jamaat-i-Islami, Пакистанская мусульманская лига (К), PML-Q, Джамаат-уль-улема ислами/JUI-F, блок партий Объединенное национальное движение/ MQM и Awami national party/ANP. В то же время наибольшую опасность для президента П. Мушаррафа представляли фундаменталистские партии, объединенные в блок ММА, а также экстремистские группировки.

Избранное большинство в нижней палате парламента будет определять социально-политическую и экономическую стратегию Пакистана, а также координировать деятельность всех четырех провинциальных ассамблей. Колоссальные возможности – инвестиционная политика, развитие и осуществление приоритетных промышленных, инфраструктурных и сельскохозяйственных тендеров, выстраивание взаимоотношений с западными и ближневосточными партнерами и т.д. – это лишь незначительный круг вопросов, за который будет отвечать правящая партия. И 18 февраля 2008 г. страна голосует не столько за высокие места в парламенте, сколько за ключевые позиции в экономике, где военные имеют сильные позиции.

52.16MB | MySQL:103 | 0,472sec