О росте конфликтного потенциала вокруг дамбы «Возрождение» и его вероятных последствиях для внешней политики Египта. Часть 1

Основным предметом заботы для политического руководства Египта в марте с.г. помимо угрозы коронавируса стал срыв трехсторонних переговоров  с Эфиопией и Суданом по поводу дамбы «Возрождение» на Ниле, которая должна вступить в строй в июле 2020 года. 28 февраля эфиопская сторона фактически отказалась подписать проект соглашения о распределении воды реки Нил, представленный Египтом на трехсторонней встрече в Вашингтоне. Переговоры по распределению водных ресурсов Нила неслучайно проходят в США, так как в октябре прошлого года, когда в подходах Египта и Эфиопии выявились неразрешимые противоречия, стороны обратились к посредничеству американской администрации. 13 марта министр иностранных дел Эфиопии Геду Андаргачев заявил, что давление со стороны США не заставит Эфиопию подписать соглашение, которое противоречит ее национальным интересам. «На переговорах в Вашингтоне в середине февраля на нас оказывали давление с целью скорейшего полписания соглашения до согласования спорных вопросов. Американские дипломаты разработали соглашение и направили нам для подписания, хотя США являются только наблюдателем на переговорах. По нашему мнению, соглашение, написанное под давлением, не служит интересам ни одной из сторон», — отметил министр. Об американской позиции мы еще подробно поговорим ниже, а сейчас хотелось бы осветить важность вопроса о распределении нильской воды для экономики и социальной стабильности Египта.

Идея строительства плотины «Возрождение» и гигантской ГЭС в Эфиопии возникла в 2011 году. В 2012 году началось строительство дамбы, состоящей из 15 радиально-осевых гидроагрегатов, началось в 2011 году. Согласно проекту, мощность ГЭС, которая будет представлять собой каскад из четырех плотин, составит 5250 МВт. Общая стоимость проекта составила 4,5 млрд долларов. В Аддис-Абебе рассматривают строительство ГЭС как гигантский экономический проект, который позволит не только вырабатывать электроэнергию для потребления на внутреннем рынке, но и экспортировать ее в соседние страны — Джибути, Кению, Судан. Инвесторы из КНР уже выразили интерес вложить 2 млрд долларов США в сферу электроэнергетики, включая глобальные проекты по электрификации существующих железных дорог и строительства новых. В то же время грандиозные планы эфиопского руководства вызывают серьезное беспокойство в Египте, где опасаются, что увеличение количества водозабора в стране, где находятся истоки великой реки Нил, приведет к падению уровня в Ниле, упадку сельскохозяйственного сектора в этой стране и разорению миллионов ее граждан. Потоки реки Нил удовлетворяет 90% потребностей АРЕ в воде. Необходимо напомнить, что в Египте пригодной к жизни является лишь узкая полоса обрабатываемой земли по обе стороны от великой реки и ее дельта. Пустыня занимает 90% египетской территории. При этом за последние 40 лет уровень воды в Ниле на египетской территории уже существенно упал из-за функционированию Асуанской плотины и общего потепления климата.

По Соглашению о водах реки Нил, заключенному между Египтом и Суданом в 1959 году, вскоре после строительства Асуанской плотины, Египту их водных ресурсов Нила каждый год достается 55,5 млрд куб. м воды, а Судану – 18,5 млрд куб. м. Египет также подкрепляет свои исторические претензии на регулирование водозабора в Ниле, основываясь на соглашении с Великобританией, заключенном в 1929 году. В то время Лондон представлял интересы своих колоний, расположенных в верховьях Нила – Судана, Уганды и Танганьики (нынешняя Танзания). Согласно этому договору, Каир имеет право налагать вето на проекты, осуществляемые в странах, расположенных выше по течению, и затрагивающие его долю водораспределения.    Начало работы гидроэлектростанции будет зависеть от наполнения гигантского резервуара. Эфиопская сторона настаивает на том, чтобы этот резервуар был наполнен за 3 года. При этом в этот период на нужды государств, расположенных ниже по течению реки, Аддис-Абеба планирует выделять 35 млрд куб. м воды. Каир настаивает на том, чтобы строительство было проведено в более затяжной период – 7 лет, а государствам долины Нила выделялось ежегодно 40 млрд куб. м.

Теоретически вариантом для Каира стало бы обращение в Международный суд для урегулирования проблем с плотиной. Однако эфиопское правительство полагает возведение дамбы своим внутренним делом и не считает нужным международный арбитраж. Министр иностранных дел Эфиопии Геду Андаргачев заявил, что в мире не существует силы, которая способна помешать Аддис-Абебе построить ГЭС «Хидасэ» на Голубом Ниле.   «Это наша земля, это наша вода и наши деньги, на которые строится плотина ГЭС», — заявил министр. Он  объявил, что наполнение водохранилища ГЭС «Хидасэ» («Возрождение») начнется через четыре месяца.

В этой связи крайней двусмысленностью отличается позиция США. С одной стороны Вашингтон в начале марта поддержал позицию Египта на переговорах. С другой стороны, ряд арабских обозревателей, в частности главный редактор газеты «Рай аль-йаум» Абдельбари Атван считают, что американцы ведут двойную игру и на словах поддерживая Каир, на деле помогают Эфиопии. Целью Вашингтона здесь является уменьшение китайского влияния на Африканском Роге. Примечательно, что 18-21 февраля госсекретарь США Майк Помпео совершил поездку по странам Африки, причем первым пунктом его посещения была именно Эфиопия. В последние годы КНР усилила свою экономическую экспансию в этой африканкой стране. На деньги Пекина была сооружена железная дорога, связывающая Эфиопию с Джибути на сумму в 2,5 млрд долларов, модернизирован международный аэропорт в Аддис-Абебе. В столице Эфиопии китайцы строят современные предприятия и автострады. Помпео начал свой эфиопский визит с предостережениями в адрес правящих элит о потенциальных угрозах партнерства с Китаем. «Африканские страны должны опасаться авторитарных режимов с их пустыми обещаниями. Они несут с собой коррупцию и зависимость. Сотрудничество с такими странами несет в себе риск того, что процветание, суверенитет и прогресс, которых так ждет Африка, так и не наступят». Американские аналитики полагают, что слова Помпео в адрес авторитарных государств относятся не только к КНР, но и к Саудовской Аравии, также сделавшей в последние годы значительные инвестиции в эфиопскую экономику. При этом сами американцы инвестируют в экономику африканских стран гораздо меньше КНР. К тому же, по инициативе администрации Трампа была существенно урезана программа экономической помощи африканским странам.

Египетская дипломатия в последнее время предпринимает энергичные усилия по привлечению на сторону АРЕ новых союзников в споре с Эфиопией. Напомним, что 5 марта совещание министров иностранных дел Лиги Арабских Государств (ЛАГ) приняло резолюцию с поддержкой египетской позиции в водном споре с Аддис-Абебой. В ней говорится о том, что «ЛАГ отвергает любые посягательства на исторические права Египта на воды реки Нил».

52.26MB | MySQL:103 | 0,493sec