Эксперты INSS о возможных для Израиля политических последствиях пандемии коронавируса на палестинских территориях

Лидер ХАМАСа Яхья Синвар 2 апреля этого года выступил с обращением к жителям сектора Газа, в ходе которого он рассказал о том, как ХАМАС готовится к борьбе против пандемии коронавируса. Среди прочего он продемонстрировал, как куфия, или головной платок, который носят мусульманские мужчины, может помочь им защитить себя и близких. Затем он обратился непосредственно к министру обороны Израиля Нафтали Беннету, заявив, что ХАМАСу не нужна помощь, но при этом угрожал: «Если аппараты ИВЛ не будут доставлены в [Газу], мы заберем их у Израиля силой и остановим дыхание шести миллионов израильтян»[i].

Израильский политический обозреватель Шломи Эльдар отметил, что теперь, как и в прошлом, подобные угрозы со стороны Я.Синвара и других лидеров ХАМАСа направлены на то, чтобы сообщить жителям Газы, что организация по-прежнему сильна и у нее есть варианты. Тем не менее, эти необоснованные угрозы по факту показали, чем действительно обеспокоен Я.Синвар – возможностью распространения коронавируса на израильские тюрьмы и заражением палестинских заключенных. Впервые лидер ХАМАСа заявил, что готов пойти на компромисс с Израилем по вопросу заключенных. В прошлом ХАМАС не проявлял гибкости в переговорах о возвращении тел израильских солдат Адара Гольдина и Шауля Орона, удерживаемых в Газе в течение последних шести лет, или израильских гражданских лиц Авраама Менгисту и Хишама Ас-Сайеда, которые задержаны ХАМАСом[ii].

По мнению экспертов Института исследований национальной безопасности (INSS), плохое состояние гражданской инфраструктуры в секторе Газа отражается и на слабой системе здравоохранения, которой не хватает больничных коек и оборудования, включая наборы для тестирования и защиты медицинского персонала. В этом палестинском анклаве ощущается недостаточное количество квалифицированных медицинских бригад. Более того, отмечается общий кризис доверия населения не только к системе здравоохранения, но и к власти ХАМАСа в целом. При этом признается, что пока число зараженных вирусом относительно невелико, хотя эта цифра может отражать небольшое количество проведенных тестов. В последние недели пограничные переходы в секторе Газа были закрыты, рядом с контрольно-пропускным пунктом в Рафахе, в школах и в других общественных зданиях были созданы условия для прохождения карантина; объявлено о создании тысячи карантинных палат. Кроме того, в секторе Газа запрещены публичные собрания, закрыты мечети. Тем не менее, не ведется наблюдение за теми, кто въехал до введения карантина, и потенциальными переносчиками. Поэтому существует угроза внезапного увеличения числа тяжелых пациентов и широкого распространения заболевания. В то же время наблюдается явное снижение страха у жителей Газы, которые рассматривают изоляцию как эффективную меру для профилактики заражения. Успокоению жителей анклава также способствовало согласие Палестинской национальной администрации (ПНА) после длительного отказа открыть турецкую больницу (Палестино-турецкой дружбы), которая была построена в секторе Газа, но оставалась закрытой.

Лидеры ХАМАСа вместе с правозащитными организациями возлагают на Израиль ответственность за обеспечение сектора Газа всем необходимым для борьбы с коронавирусом, и настаивают на том, что израильское руководство должно отменить закрытие анклава и возобновить оказание помощи нуждающимся жителям. Власти в Газе также обращаются к арабским странам и международному сообществу, чтобы они оказали давление на Израиль. Тем самым, по мнению экспертов INSS, ХАМАС пытается снять с себя ответственность за тяжелое положение в Секторе, чтобы избежать массовых демонстраций в случае серьезного ухудшения ситуации.

В INSS считают, что в Израиле очень хорошо осознают риски, связанные с широким распространением болезни в секторе Газа. Поэтому Израиль увеличил количество медицинского оборудования, отправленного в этот район, в том числе 20 аппаратов искусственного дыхания к 80 уже имеющимся, около 300 наборов для тестирования, 50 000 масок и большой запас другого оборудования, заказанного из Китая. Эмир Катара пообещал перечислить дополнительную финансовую помощь в размере 150 млн долларов США шестью ежемесячными платежами. Выполнение катарского обещания (поскольку речь идет о наличных деньгах) потребует участия Израиля и Египта, т.к. большинство аэропортов закрыто. Координация действий с Израилем также будет необходима при переводе пациентов из сектора Газа в больницы в Восточном Иерусалиме, что часто организуется Министерством здравоохранения ПНА, хотя у Рамаллы нет властных полномочий в секторе Газа.

Тем временем ситуация на Западном берегу р. Иордан значительно лучше. Власти ПНА даже опередили Израиль в мерах, направленных на предотвращение вспышки заболеваний в Вифлееме, демонстрируя осведомленность о риске для здоровья, связанном с контактами с израильтянами, включая жителей еврейских поселений на Западном берегу р. Иордан и Восточном Иерусалиме. Усилия Министерства здравоохранения ПНА направлены на борьбу с коронавирусом на Западном берегу р. Иордан. Выявляются точки заражения, которые окружаются, и по мере распространения вируса закрытая зона расширяется. Выполнение распоряжений властей строго контролируется, включая запрет на собрания и въезд палестинских граждан Израиля на Западный берег р. Иордан. На данный момент эти меры помогают сдерживать распространение вируса. Кроме того, Министерство здравоохранения ПНА приняло меры по ослаблению санкций, введенных против режима ХАМАСа в секторе Газа, и попросило ввести в анклаве такие же меры, как и на Западном берегу р. Иордан, хотя ХАМАС не обязательно откликнется на их просьбу. Премьер-министр ПНА Мухаммед Штайе даже объявил, что начиная с апреля этого года, должностные лица ПНА в секторе Газа вернутся на рабочие места на прежних условиях (до сокращения заработной платы и вознаграждений работникам).

Более того, с самого начала кризиса ПНА координировала с Израилем все свои действия в борьбе с коронавирусом и даже публично подчеркнула важность такого взаимодействия (в духе принципов, закрепленных во временном соглашении от 1995 года в отношении сотрудничества и обмена информацией в случаях эпидемий или пандемий). Представитель правительства ПНА Ибрагим Мальхам объявил о создании совместного оперативного центра для координации с израильской стороной. Эксперты INSS полагают, что тесное сотрудничество с Израилем является одной из причин доверия и согласия палестинской общественности с мерами, принимаемыми властями ПНА.

В условиях кризиса Израиль передал Рамалле 120 млн шекелей из средств, собранных от имени ПНА, а также усилил координацию в области здравоохранения и поставил медицинское оборудование. Палестинские рабочие продолжают работать в Израиле в результате соглашения о том, что они будут оставаться на ночлег близко к месту своей работы. Однако ПНА призвала их вернуться на Западный берег р. Иордан после того, как один из них заразился, что вызвало обеспокоенность масштабом распространения инфекции. Власти ПНА были также разгневаны бытовыми условиями, которые были предоставлены палестинским рабочим работодателями в Израиле.

По словам израильских экспертов, палестинцы  высоко оценили деятельность властей ПНА в условиях кризиса. Недавний опрос, проведенный Палестинским центром общественного мнения (Palestinian Center for Public Opinion), возглавляемым д-ром Набилем Кукали, показал, что 80% палестинской общественности доверяют мерам правительства ПНА[iii]. Одновременно в ПНА реализуются частные инициативы. Например, из Хеврона была направлена продовольственная помощь нуждающимся семьям в Вифлееме, в котором наибольшее количество заболевших. Бесплатно была увеличена скорость интернета для клиентов коммуникационной компании PalTel.

Рассматривая риски для Израиля, эксперты INSS полагают, что лица, принимающие решения, должны учитывать, что количество больных в секторе Газа и на Западном берегу р. Иордан превышает официальные данные. Более серьезной проблемой считается сектор Газа как из-за потенциально быстрого и широкого распространения вируса, так и из-за ограниченной способности ХАМАСа справиться с масштабным кризисом в густонаселенном бедном районе. Кроме того, между Израилем и сектором Газа не существует действующих эффективных механизмов взаимодействия, как между Израилем и ПНА.

Всплеск заражения в секторе Газа и выход ситуации из-под контроля ХАМАСа поставят Израиль в трудное положение из-за возможного распространения инфекции за пределы анклава. ХАМАС может также попытаться обострить ситуацию с безопасностью с целью отвлечь внимание общественности от своего бессилия в борьбе с коронавирусом. Тогда как в последнее время ХАМАС предпринял усилия, чтобы доказать наличие контроля над ситуацией в анклаве путем ужесточения ограничений на передвижение, потеря доверия населения сектора Газа к руководству ХАМАСа может привести к потоку людей к израильской границе.

Что касается Западного берега р. Иордан, Израиль должен также подготовиться к возможности широкого распространения вируса на этой территории и трудностям ПНА в сдерживании кризиса, отчасти из-за ограниченной медицинской инфраструктуры и нехватки наборов для тестирования и ИВЛ. Поэтому важно поддерживать палестинские больницы в Восточном Иерусалиме, принимая во внимание, что они являются неотъемлемой частью палестинской системы здравоохранения и резервной базой для оказания современной медицинской помощи населению Западного берега р. Иордан и сектора Газа. Вспышка заболеваний может привести к краху палестинской экономики, потере общественного доверия к руководству ПНА и даже хаосу из-за нехватки продовольствия, воды, электричества и лекарств. Поэтому сдержать кризис поможет израильская помощь и сотрудничество с ПНА, включая совместные публичные выступления врачей и других специалистов с обеих сторон, подчеркивающих серьезность ситуации для палестинской и израильской общественности, и постоянную координацию в области безопасности. При этом эксперты INSS предлагают израильскому руководству быть готовым к сценарию, при котором ПНА рухнет, будь то в результате экономического коллапса или из-за трудностей в исполнении своих обязанностей.

Израиль должен остановить попытки проникновения на свою территорию палестинцев с Западного берега р. Иордан или из сектора Газа и подготовиться к ответным действиям в случае успеха некоторых таких попыток. Если произойдет массовое распространение болезни на палестинских территориях, Израилю следует ужесточить контроль на границе, даже если это будет сложно сделать на Западном берегу р. Иордан, где находится большое количество еврейских поселений.

Израильские эксперты полагают, что руководство ХАМАСа осознает серьезность стоящей перед ним задачи и свою зависимость от Израиля. Распространение инфекции в секторе Газа может поставить под угрозу его собственное выживание. Следовательно, сама сложность ситуации может подтолкнуть ХАМАС к смягчению условий в переговорах с Израилем.

В INSS рассматривают развитие ситуации, исходя из двух предположений. Если интересы Израиля заключаются в заключении соглашения с сектором Газа, то коронавирус может ему в этом помочь. Учитывая нынешнюю уязвимость, руководство ХАМАСа может пойти на то, чтобы вернуть Израилю двух его граждан и тела двух военнослужащих ЦАХАЛа. Необходимость освободить места в израильских тюрьмах из-за опасений, связанных со вспышкой коронавируса, может также привести к освобождению палестинских заключенных в качестве составляющей обмена между Израилем и ХАМАСом.

Если Израиль заинтересован в том, чтобы ПНА восстановила контроль над сектором Газа, что является необходимым шагом для продолжения политического процесса, кризис с коронавирусом может дать возможность и импульс движению в этом направлении, частично с участием Египта, при поддержке Саудовской Аравии, возможно, при участии Катара и специального координатора ООН по ближневосточному мирному процессу Николая Младенова. Серьезность ситуации и понимание ХАМАСом своей собственной слабости могут повысить вероятность восстановления отношений между двумя лидерами (Махмудом Аббасом и Яхьей Синваром), даже без достижения примирения, но и в этих рамках ПНА готова взять на себя большую ответственность за гражданское управление в секторе Газа, даже без полного контроля над анклавом.

На фоне вышесказанного эксперты Института исследований национальной безопасности делают вывод, что в условиях сложной эпидемиологической ситуации палестинские лидеры и их население все больше осознают необходимость сотрудничества с Израилем. Пандемия показала, насколько спасительным и необходимым в данных обстоятельствах является взаимодействие с Израилем, даже если оставить вопросы безопасности в стороне. После кризиса оба руководства (ПНА и ХАМАСа), вероятно, рассмотрят вопрос о возможности и способах расширения взаимодействия с Израилем. Развитие будущих событий будет зависеть от масштаба восстановления на Западном берегу р. Иордан и в секторе Газа и от внимания в Израиле, ближневосточном регионе и на международной арене к возможному возобновлению политического процесса. Если будут вычеркнуты части «сделки века», представленной администрацией Д.Трампа, увеличатся шансы на то, что ПНА вернется к переговорам с Израилем за счет возможного улучшения отношений с ХАМАСом. Напротив, если «сделка века» останется в том виде, в котором она была представлена в Белом доме, появится больше шансов на более тесные отношения между ПНА и ХАМАСом.

Кроме того, успешные действия властей ПНА в условиях кризиса продемонстрируют Израилю их способность к управлению. На этом фоне может измениться израильский скептический и критический подход к потенциалу палестинских институтов, что, в свою очередь, может даже способствовать более гибкой политики Израиля в отношении ПНА.

[i] Hamas: If Gazans die from coronavirus, Israelis will be unable to breathe // Jerusalem Post. 05.04.2020 — https://www.jpost.com/Arab-Israeli-Conflict/gaza-news/Hamas-If-Gazans-die-from-coronavirus-Israelis-will-be-unable-to-breathe-623624

[ii] Hamas blusters for Israeli coronavirus aid // Al-Monitor. 06.04.2020 — https://www.al-monitor.com/pulse/originals/2020/04/israel-palestinians-gaza-strip-hamas-hadar-goldin-oron-shaul.html

[iii] THE CORONAVIRUS: A VAST SCARED MAJORITY AROUND THE WORLD // PCPO. 24.03.2020 -https://www.pcpo.org/images/polls/Poll_204-English-PCPO.pdf

52.26MB | MySQL:103 | 0,485sec