Иранские эксперты о политической ситуации в Ираке. Часть 2

Отношениям федерального правительства Ирака с Иракским Курдистаном посвящена статья Армана Салими «Чего хотят курды и что они держат в голове после убийства генерала Сулеймани?» (1). Автор статьи, иранский эксперт по проблемам Ближнего Востока напоминает о том, что  5 января парламент Ирака принял резолюцию о выводе американских войск с территории страны. Разумеется, иностранные военнослужащие должны быть выведены и с территории Автономного региона Курдистан, являющегося частью Ирака. Однако, по мнению автора, политическая элита Иракского Курдистана настроена на продолжение американского военного присутствия на границах  этого региона с остальной частью Ирака. Это необходимо для получения гарантий того, что багдадское правительство не будет покушаться на курдскую автономию или ограничивать ее. Об этом, по мнению автора статьи, свидетельствует прошедшая 15 февраля с.г. встреча между бывшим президентом Иракского Курдистана Масудом Барзани и генеральным консулом США в Эрбиле Стивеном Вейганом. На этой встрече лидер ДПК передал американскому дипломату пожелания президента курдской автономии Нечирвана Барзани сохранить военное присутствие США в Иракском Курдистане и передислоцировать часть американских военных с небольших американских военных баз в Ираке на базу Харир в этом регионе.

Иранский эксперт напоминает о  том, что в октябре 2017 года иракское правительство силами вооруженных формирований «Аль-Хашд аш-Шааби» восстановило контроль над Киркуком и другими спорными территориями, отторгнув от курдов 51% территорий, которыми они до этого владели. Гарантию от того, что такие ситуации не будут повторяться, курды видят в американской помощи. Однако исторический опыт показывает, что США не раз использовали в своих целях курдское националистическое движение, а затем предавали его. В 1961-1975 годах курды вели партизанскую войну против нескольких иракских правительств, опираясь на поддержку США. Однако затем американцы нашли компромисс с правительством Саддама Хусейна. В 1975 году они позволили шаху Ирана Мохаммаду Реза Пехлеви, до того оказывавшему курдам наибольшую поддержку, заключить с Ираком Алжирское соглашение. После этого ирано-иракская граница была перекрыта, а военная помощь курдам прекращена, что сразу же вызвало поражение сепаратистского движения.

Недавнее решение командования Вооруженных сил США о передислокации своих военнослужащих в Ираке на несколько крупных баз вызвало живой интерес среди иранских аналитиков. Анализу этих процессов посвящена статья иранского военного эксперта Али Резы Макки «Вероятные сценарии передвижений американцев в Ираке» (2). Автор констатирует, что военно-политический кризис в Ираке является одной из основных кризисных ситуаций на Ближнем Востоке. Автор пишет о том, что ситуация в Ираке еще больше обострилась из-за противостояния США и ИРИ. После прихода к власти в США президента Дональда Трампа Вашингтон фактически развязал холодную войну против Ирана. В мае 2018 года США в одностороннем порядке вышли из СВПД, после чего началась экономическая блокада Ирана. Стратегия США видится Али Резе Макки в двух аспектах. Во-первых, предельно ослабить Иран экономически с целью вызвать в стране народные волнения и сменить режим. Во-вторых, спровоцировать по периметру границ ИРИ ряд серьезных конфликтов, чтобы истощить силы Исламской Республики. В этих условиях все, что касается американского военного присутствия в Ираке привлекает пристальное внимание со стороны иранских экспертов.
Али Реза Макки выделяет несколько факторов, влияющих на текущую военную ситуацию в Ираке. Во-первых, вывод из страны значительной части войск партнеров США по НАТО (французских, испанских) под предлогом окончания антитеррористической операции против «Исламского государства». Во-вторых, американские войска покидают небольшие базы в Ираке (во основном в провинции Анбар)  и переводят свои подразделения на крупные базы Таджи и Айн эль-Асад к северу и западу от Багдада, а также на базу Харир в Иракском Курдистане. В-третьих, несмотря на некоторое сокращение количества американских военнослужащих, численный состав спецназа не только не уменьшается, но даже увеличивается. В-четвертых, для дополнительной защиты военных баз на них размещаются системы ПВО Patriot. В-пятых, ситуация в Ираке, которой раньше интересовались американские и другие западные СМИ, получает все меньше освещения в масс-медия стран Запада.

Для иранского военного эксперта наибольший интерес представляют следующие моменты иракской ситуации. Во-первых, продолжающаяся в Ираке политическая нестабильность. Во-вторых, молчание западных СМИ по поводу этой ближневосточной страны. В случае подготовки американцами военной операции в какой-либо стране или регионе этому, как правило, предшествует пропагандистская кампания. В-третьих, готовность США к осуществлению наступательных или агрессивных военных действий. В-четвертых, развертывание современных систем ПВО, что говорит о возможном открытии военных действий.

Главным для Ирана является, по мнению автора, решить, что же на уме у американцев: начать в Иране большую военную операцию или отсутствие у них наступательных планов. В этой связи Али Реза Макки предлагает четыре сценария возможного развития военно-политической ситуации в Ираке. Первый сценарий подразумевает, что американцы действительно хотят вывести войска из Ирака, и не имеют никаких агрессивных планов. В этих условиях размещение систем ПВО является лишь фактором обеспечения безопасности американских военнослужащих во время вывода. Второй сценарий подразумевает подготовку американцев к военным действиям ограниченного масштаба. Такие военные действия будут направлены не непосредственно против Ирана, но против иранских союзников в Ираке: вооруженных формирований «Аль-Хашд аш-Шааби». Вероятность такого сценария автор считает небольшой. Во-первых, подобные агрессивные действия американцев могут спровоцировать гражданскую войну в стране. Во-вторых, численное превосходство иранских прокси-групп приведет к интенсификации конфликта, а перебросить значительные подкрепления в Ирак в условиях эпидемии коронавируса американцам будет трудновато. При третьем сценарии американцы готовят военный переворот в Ираке в сотрудничестве с союзной им частью иракских вооруженных сил. Вероятность этого сценария, по мнению иранского автора, тоже очень мала, так как авторитет и возможности армии в постсаддамовском Ираке не очень высоки. Параллельно с армией существуют отряды «Аль-Хашд аш-Шааби». Не все шиитские партии сотрудничают с армией, не говоря уже о суннитах и курдах. Автор предлагает и четвертый сценарий. При его реализации американцы намерены нанести удар не в Ираке, а в Сирии. Военнослужащие США могут, по убеждению иранского эксперта, нанести удар не в Ираке, а в Сирии. Возможно, по городу и КПП Абу-Камаль, единственному пункту на сирийско-иракской границе, находящемуся под контролем отрядов сопротивления. В этом случае целью ВС США будет изоляция Сирии от Ирака. Против такого сценария, по мнению автора, говорит то, что западные и американские СМИ в настоящее время не ведут ник4акой информационной подготовки возможного удара в Сирии.

Учитывая чрезвычайную важность Ирака для обеспечения безопасности ИРИ, понятно повышены внимание, которое иранские «мозговые центры» уделяют этой стране. Ирак выполняет роль своего рода «мягкого подбрюшья» Ирана, и понятно, что иранская элита никогда не допустит превращения этой страны в плацдарм для антииранской активности. Одновременно Иран является ближайшим соседом Ирака, сохраняющим влияние в этом государстве. Даже те из иракских политиков, которые не испытывают большой любви к Тегерану, понимают, что США находятся очень далеко, а вот от восточного соседа никуда не деться. Так, что в конце концов можно ожидать, что соревнование за Ирак выиграет все-таки Тегеран.

  1. http://www.irdiplomacy.ir/fa/news/1989737
  2. http://www.irdiplomacy.ir/fa/news/1990552/
52.3MB | MySQL:103 | 0,604sec