20 апреля, премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху и лидер «Кахоль-лаван» Бени Ганц достигли соглашения о совместном формировании правительства национального единства. Сейчас, начиная с 30 декабря 2018 года после роспуска Кнессета 19-го созыва в Израиле действует переходное правительство.
Подписание соглашение стало возможным после того, как были улажены последние разногласия, связанные с процессом избрания представителей политической системы в комиссию по назначению судей. Ранее глава правительства уведомил партнеров по правому блоку — Арье Дери (ШАС) и Яакова Лицмана («Еврейство Торы») о прогрессе на переговорах и предстоящем подписании соглашения.
Следует обратить внимание, что по информации 12-го канала ИТВ соглашению между Нетаньяху и Ганцем предшествовали попытки главы правительства уговорить лидера «Авода-Гешер» Амира Переца создать большинство в Кнессете без участия «Кахоль-лаван».
Отмечается, что депутатам Амиру Перецу и Ицику Шмули были сделаны заманчивые предложения за согласие сформировать большинство без участия «Кахоль-лаван». Шмули было предложено возглавить Минюст или Минобразования, а Перецу – Минфин и даже пост премьер-министра на один год из четырех. При этом, оба они отказались.
Политический обозреватель газеты «Гаарец» Хаим Левинсон обнародовал 14-страничный текст подписанного соглашения.
В соглашении говориться о том, что «чрезвычайное правительство национального единства» создается сроком на 36 месяцев, по истечении этого срока должны состояться новые выборы. Но за полгода до истечения срока Кнессет 23-го созыва сможет продлить свой мандат до законных четырех лет большинством в 75 голосов.
В первые полгода своего существования правительство будет именоваться «чрезвычайным», срок «чрезвычайности» может впоследствии продлеваться (по 3 месяца), если Нетаньяху и Ганц об этом договорятся. В «чрезвычайный» период никаких законов, не относящихся к корона-кризису, правительство инициировать не будет — за исключением законов, о продвижении которых договорятся Нетаньяху и Ганц. Поэтому политическая платформа правительства единства при подписании соглашения не сформулирована — о ней члены правящей коалиции будут договариваться уже после формирования кабинета.
После подписания соглашения между Ликудом и «Кахоль-лаван» последует принятие серии законопроектов, регулирующих порядок работы ротационного правительства. В частности, в законе будет оговорен процесс передачи поста главы правительства от Биньямина Нетаньяху к Бени Ганцу, а также полномочия Нетаньяху в период пребывания Ганца в должности премьер-министра.
Договоренности между сторонами также предусматривают реализацию инициативы о расширении израильского суверенитета в рамках «сделки века», предложенной президентом США Дональдом Трампом. Однако это произойдет не ранее 1 июля. Закон о национальном характере государства («Хок ха-Леом») останется без изменений.
Нетаньяху получит право вето при назначении юридического советника правительства и государственного прокурора.
Соглашение предусматривает также принятие «норвежского закона», позволяющего министрам покидать депутатские кресла с тем, чтобы их заняли следующие по списку члены партии. Фракция Ганца по этому закону сможет привести в Кнессет еще пятерых членов «Кахоль-лаван», Ликуд — еще двоих из своего списка.
По сообщению портала интернет-портала Walla News, сторонами согласовано, что проведение законов о распространении израильского суверенитета на Иорданскую долину и некоторые районы в Иудее и Самарии начнется 1 июля. У «Кахоль-лаван» не будет права вето в этом вопросе. Помимо этого Ликуду предстоит завершить переговоры с блоком «Ямина».
В новом правительстве будут от 30 до 34-х, а по другим оценкам даже до 36 министров.
Также «Кахоль-лаван» оставила за собой право назначить министра по делам меньшинств — им станет представитель арабского сектора.
Право назначения послов во все ключевые страны, кроме США закрепляется за Нетаньяху. Посла в Вашингтоне сможет назначить Ганц, когда станет премьер-министром. Таким образом передача МИД на 18 месяцев в руки «Кахоль-лаван» не лишит Нетаньяху рычагов контроля над внешней политикой, а реальные полномочия Габи Ашкенази на этом посту будут сильно урезаны.
Председателя коалиции назначит Нетаньяху, через 18 месяцев — Ганц.
Ганц обязался оставить пост спикера Кнессета и поддержать кандидата Ликуда — на весь срок существования 23-го Кнессета. Несмотря на это представители «Кахоль-лаван» считают, что то, что Юлий Эдельштейн не вернется на пост спикера Кнессета стало одним из главных достижений на переговорах. Эту должность, по всей видимости, займет Ярив Левин.
Также есть предположения, что должность посла Израиля в ООН тоже будет отдана Ликуду (раньше поговаривали, что этот пост могут отдать Эрдану).
Председательство в парламентских комиссиях разделено следующим образом:
Блок Нетаньяху получает финансовую комиссию, комиссию по законодательству, комиссию по корона-кризису, по труду и социальному обеспечению, по борьбе с наркотиками и экономическую комиссию.
Блоку Ганца достались комиссии по обороне и внешней политике, по внутренним делам и экологии, по образованию, комиссия Кнессета, комиссии по науке и технологиям, по статусу женщины и защите прав ребенка.
Окончательно посты внутри Ликуда будут распределяться в самый последний момент, после завершения переговоров с блоком «Ямина», так как Нетаньяху опасается недовольства в рядах своей партии.
По всей видимости, коалиция будет приведена к присяге не раньше второй недели мая.
Подписание соглашений прокомментировал лидер партии «Еш атид» Яир Лапид, бывший до недавнего времени партнером Бени Ганца по блоку «Кахоль-лаван»: «Компромисс, к которому они пришли, означает полный контроль Биби (Нетаньяху) над комиссией по назначению судей. Ганц и Ашкенази согласились отдать обвиняемому в уголовных преступлениях назначение судей, которые будут впоследствии рассматривать его дела. Невероятный позор».
Глава партии НДИ Авигдор Либерман так прокомментировал подписание соглашений: «Я приветствую создание правительства, несмотря на то, что это не правительство национального единства, которое нужно обществу. Это еще одно правительство Нетаньяху и его ортодоксально-мессианского блока. Его фиговым листком будут два генерала».
По словам Либермана, НДИ будет конструктивной оппозицией. «Если кабинет министров будет действовать верно во внешнеполитическом поле, в экономике и борьбе с коронавирусом, мы его поддержим. В то же время, мы без колебаний будем критиковать ошибочные решения, законы, затрагивающие отношения религии и государства», — добавил он.
Левые и арабские партии крайне негативно и весьма яростно отреагировали на подписанное соглашение. Так, председатель партии МЕРЕЦ Ницан Горовиц заявил: «Дар от Биби и Ганца гражданам Израиля в условиях огромного экономического кризиса — крупнейшее по размерам правительство в истории стран».
Председатель Объединенного арабского списка Айман Удэ заявил: «Капитуляционное правительство Ганца и Нетаньяху — это пощечина гражданскому большинству, которое неоднократно ходило на выборы, чтобы свергнуть Нетаньяху. Ганц оказался недостаточно смелым, чтобы победить, и решил узаконить аннексию, расизм и коррупцию».
Депутат Кнессета Тамар Зандберг выступила с резкими нападками на Ганца: «Тот, кто должен был стать премьер-министром перемен, решил поднять белый флаг, а не победить. Ганц разбил надежду большинства израильской общественности и продал мандат коррумпированному подстрекателю. Это не чрезвычайное правительство, а правительство, которое создает чрезвычайную ситуацию для израильской демократии».
Политические эксперты издания Ynet Моран Азулай и Юваль Карни считают, что несмотря на относительные достижения «Кахоль-лаван» в ходе переговоров и завершение каденции Нетаньяху на посту премьера в октябре 2021 года, партия Ганца заплатила дорогую цену по другим аспектам. Например, введение израильской юрисдикции на территории в Иудее и Самарии согласно американской «сделке века». «Одним из основных противников этого решения был Габи Ашкенази, который должен получить портфель министра иностранных дел в правительстве Нетаньяху. Ашкенази утверждал, что речь идет о решении, обладающем взрывным потенциалом, если оно будет проведено в одностороннем порядке»,- пишут авторы.
Так же Азулай и Карни полагают, что и в юридическом аспекте Ганц заплатил высокую цену, согласившись на требования Ликуда по поводу комиссии по назначению судей. Так, например, «Кахоль-лаван» требовала, чтобы в комиссии находился представитель оппозиции, как это было в прошлом, однако была вынуждена пойти на попятный из-за ультиматума, выдвинутого Нетаньяху. Таким образом, вместо представителя оппозиции место в комиссии получит депутат Кнессета Цвика Хаузер («Дерех Эрец»).
Азулай и Карни упоминают о том, что стороны договорились, что в начале работы нового правительства будет принят новый закон о призыве в ЦВХАЛ. «В данном случае была принято требование ультрарелигиозных партий о том, что именно правительство определит ежегодные квоты на призыв учащихся йешив», — отмечают авторы.
В другой своей статье опубликованной на сайте Ynet Моран Азулай называет формирующиеся правительство «правительством национального паралича», которое не несет с собой ничего особо выдающегося израильскому народу. «Вместо того чтобы стать правительством, где стороны помогают друг другу продвигать важные для страны проекты и принимать нужные решения, министры более всего будут озабочены тем, как вставить палки в колеса друг другу», — поясняет автор.
Автор уверена, что любой момент в работе этого раздутого правительства будет требовать согласия двух сторон. Это затруднит процесс принятия решений, еще более повысит уровень недоверия между сторонами.
Политический обозреватель издания «Гаарец» Йонатан Лис уверен, что формирующееся правительство будет не только неэффективным, но и нанесет серьезный удар по основам работы Кнессета. «Коалиционное соглашение потребует серьезных изменений в основных законах, ударив по статусу Кнессета и парламентской оппозиции. Практика вынесений вотумов недоверия правительству будет искоренена, так как и Ганцу, и Нетаньяху будет запрещено становиться главами нового правительства, которое будет создано после подобного голосования». По мнению автора как политическую систему, так и страну в целом ждёт полнейший хаос.
Вместе с тем стоит отметить, что 62% израильтян поддерживают создание единого правительства Нетаньяху -Ганца и лишь 22% высказались против.
Согласно опросу, проведенному проектом «Мидгам» под руководством Камилла Фукса и компании «Стат-Нет» по заказу 13-го канала ИТВ, создание правительства одобряют 80% избирателей Ликуда и 57% избирателей «Кахоль-лаван».
Чуть меньше трети респондентов (31%) уверены, что через полтора года Нетаньяху уступит место Бени Ганцу в рамках ротации, 41% в это не верят, а 23% не смогли ответить на этот вопрос.
Почти половина израильтян (48%) считают, что Бени Ганц пошел на большие уступки, и лишь четверть полагают, что больше уступил Нетаньяху.