Стратегические вооружения Турции. Часть 12

В ноябре 2019 года при поддержке издательства Фонда политических, экономических и социальных исследований Турции (SETAV) была опубликована книга под редакцией турецкого политолога Абдуллы Эрбога, получившая название «Потенциал стратегических вооружений Турции».

Продолжаем разбирать это издание. Предыдущая Часть 10 нашего анализа доступна по ссылке http://www.iimes.ru/?p=69736

Продолжаем анализ Главы 4 книги, которая озаглавлена как «Потенциал стратегических вооружений Турции: ракетные системы». Напомним, что мы подошли к разделу Главы 4, который называется «Системы ПВО и Турция».

Мы не раз писали не тему того, что у Турции, в буквальном смысле этого слова, — «дырявое небо над головой». Причем, следует заметить, что ни сама эта оценка, ни формулировка не являются словами нижеподписавшегося. Это – оценка одного из высокопоставленных турецких бюрократов, непосредственно вовлеченных в национальную безопасность страны. Так что, неудивительно, что Турция приняла решение закупить системы С-400 у России (удивительно тут другое, что Россия согласилась эти системы Турции продать, после стольких лет упорствования в нежелании продавать это оружие стране НАТО – В.К.).

Впрочем, пока неясно, чем кончится эта сделка для Турции. В частности, большие и непрекращающиеся пересуды идут внутри страны в отношении того, встанут ли системы С-400 на боевое дежурство в стране?

Как можно понять дискуссию, которая ведется, невзирая на все опровержения турецкой стороны, до сих пор нет 100%-й гарантии, что приобретенные у России системы С-400 встанут в Турции на боевой дежурство. Это – вопрос той сделки, которая будет на этот счет предложена Турции со стороны американцев.

Итак, что же пишет издание по поводу систем ПВО и Турции, понимая под этим не только закупку страной конкретных образцов вооружений, но и получение Турцией соответствующих технологических возможностей?

Оно начинает с того, что указывает на наличие в стране систем ПВО, которые могут использоваться Турцией против военных самолетов, БПЛА и крылатых ракет. Однако, наряду с этим, как указывается в книге, Турция не является обладательницей систем ПВО большого радиуса действия, используемых против баллистических ракет. В этом смысле, со времен Холодной войны, Турция «полагалась» на систему обороны НАТО. Помимо всего прочего, по той причине, что на тот момент времени, у Турции не было соседей, которые бы располагали эффективным арсеналом баллистических ракет.

После окончания Холодной войны, ракетная баллистическая угроза пришла в регион со стороны Ирака. В 1991 году, против иракских ракет SCUD, на территории Турции со стороны США были размещены комплексы The Patriot. В дальнейшем, Турция высказала желание приобрести эти, готовые к использованию системы, однако, эта сделка не состоялась. В дальнейшем, по мере того, как баллистическая угроза для страны стала возрастать, Турция обращалась за покупкой ракет Arrow, разрабатываемых совместно США и Израилем. Эти переговоры были начаты Турцией в 1997 году, однако, как пишет издание, они зашли в тупик по причинам финансового свойства.

Системы The Partiot были вновь установлены на территории Турции после начала Иракской войны в 2003 году. После того, как в Сирии началась гражданская война, в 2013 году, на территории Турции были размещены ракетные комплексы The Patriot, принадлежащие Германии и Голландии. Эти системы, на фоне напряженности между странами, были выведены с территории Турции в 2015 году (заметим, что этот вывод состоялся не только по причине напряженности в отношениях между Турцией и Германией с Голландией, однако, сразу после того, как в российско-турецких отношениях произошел так называемый «самолетный кризис», когда турецкими истребителями был сбит российский военный самолет и европейские партнёры Турции не пожелали оказаться в него втянутыми – В.К.).

В результате, как пишет издание, Турция приняла решение о том, чтобы объявить международную конкурсную процедуру по закупке систем ПВО дальнего радиуса действия, обеспечивающих защиту против угрозы атаки баллистическими ракетами. Целью страны стало приобретение этих систем в кратчайшие, по возможности, сроки. Другим важным аспектом третьей стороны являлась стоимость систем. И, наконец, третий аспект, о котором говорит издание, является обеспечение трансфера технологий Турции, которая четко указала, что больше не хочет выступать в качестве простого покупателя, но приняла решение по производству критичных для себя образцов техники на собственной территории.

В результате, в объявленных Турцией международных торгах приняли участие поставщики следующих систем: С-300 (Россия), Patriot PAC-3 (США), Aster 30 (Италия – Франция), а также HQ-9/FD-2000 (Китай). Переговоры о покупке систем Турция начала с китайского предложения, которое оказалось для турок наиболее привлекательным, с точки зрения цены предложения, а также предложенного турецкой стороне трансфера китайских технологий.

Однако, как пишется изданием, на протяжении торгов в адрес Турции начало звучать множество различных заявлений, включая (но не ограничиваясь): вектор внешней политики Турции изменился, китайские системы неэффективны, китайские системы не могут быть интегрированы в оборонные системы НАТО. Эти заявления, как пишет книга, начали публиковаться в зарубежных, западных СМИ. Впрочем, на этом фоне альтернативные поставщики – итальяно-французский консорциум и американцы – не предложили Турции трансфер технологий. Результатом этого процесса стало то, что Турция аннулировала торги и объявила то, что будет разрабатывать собственную ПВО дальнего радиуса действия.

От себя заметим, что тут издание немного лукавит: дело в том, что Турция официально объявила победителем вышеупомянутой конкурсной процедуры именно Китай и даже были начаты контрактные переговоры. Однако, в дальнейшем Турция аннулировала, не торги – как пишет турецкое издание, а именно ранее принятое ею решение. Результатом чего стала немалая напряженность в отношениях между Китаем и Турцией. Ведь последняя объявила о том, что китайское предложение не соответствует турецким национальным интересам. После того, как месяцы продолжались переговоры по заключению турецко-китайской сделки с уже согласованными, в общем-то, основными параметрами (комплектность, срок поставки, финансовый пакет, трансфер технологий и т.д.).

Далее, как можно заметить, турецкое издание вступает в противоречие со своим же собственным тезисом, говоря о том, что для удовлетворения срочных нужд страны в системах ПВО дальнего радиуса действия, Турция начала переговоры с Россией по вопросу закупки систем С-400. Потому как, с самого начала было понятно, что тезис о разработке собственной системы ПВО дальнего радиуса действия, основываясь на котором было отвергнуто китайское предложение, не выдерживает критики. Для Турции невозможно разработать подобные системы в краткосрочной перспективе с учетом научно-технического потенциала, а у страны, действительно, существует потребность в системах ПВО уже «вчера». Обстановка по периметру турецких границ буквально толкает Турцию на этот шаг.

Понятно, что турецко-китайская сделка была сорвана под давлением на Турцию со стороны США. Сложно сказать, что было обещано туркам в обмен на то, что Турция пошла на напряженность в отношениях с Китаем – сделав шаг назад, после того, как сама же и объявила Китай победителем в международной конкурсной процедуре. А, кроме того, лишилась перспективного партнёра в сфере ОПК. В конце концов, жизнь заканчивается не завтра, однако, после турецкого разворота на 180 градусов, китайские компании лишний раз подумают, прежде чем участвовать в конкурсных процедурах, объявляемых турками.

Вообще, следует заметить, что турецкие заказчики, особенно, государственные компании, имеют не слишком хорошую репутацию по части своих конкурсов – бесконечные отмены, переносы и аннулирования, а также просьбы о скидках и безвозмездном расширении объема поставок, приводят к тому, что очень часто зарубежные поставщики просто бойкотируют турецкие приглашения подать свои технико-коммерческие предложения. Здесь надо учитывать, что подготовка ТКП – это затратный процесс, который требует от потенциального подрядчика расходов, причем безвозвратных. Основная статья расходов – это обслуживание банковских гарантий на подачу предложения. Но ведь есть ещё и работа персонала, командировки, перевод и верифицирование комплекта подаваемых документов и т.п. Нередко стоимость подачи подобного предложения может составлять десятки тысяч долларов. А по масштабным проектам – и того больше.

Так что, подрядчик имеет право рассчитывать на то, что: а) к его предложению заказчики отнесутся серьезно и всерьез рассмотрят, оценят и вынесут справедливое решение, б) процесс будет сходиться (проведение подряд 3 – 4 раза одной и той же конкурсной процедуры, разумеется, лишает подрядчиков «горизонта» видения процесса).

Столкнувшись с турецкими реалиями, многие зарубежные компании начинают, как минимум, очень дифференцировано относится к запросам от турецких заказчиков.

А здесь ещё надо учитывать, что речь мы ведем о высокотехнологичной продукции, число производителей которой – крайне ограничено. И, со временем, при такой репутации у заказчиков, вполне можно столкнуться с ситуацией, когда не удается создать конкурентную среду – для которой по Закону о госзакупках, действующему в Турции, нужно не менее 3 технико-коммерческих предложения. Некоторые торги, и вовсе, бойкотируются поставщиками – как было, допустим, в торгах на строительство первой АЭС в Турции, куда свое предложение подали лишь представители российского «Атомстройэкспорта». Так что, вопреки расхожему мнению, не только подрядчику нужны заказчики, но и заказчикам нужны надежные потенциальные подрядчики. Особенно, в условиях, когда речь идет о редкой продукции, число производителей которой в мире можно пересчитать по пальцам одной руки.

Однако, возвращаясь к турецко-китайской сделке, которая, очевидно, была сорвана из-за большого давления, оказанного на Анкару со стороны Вашингтона. Разумеется, она выбила с турецкого рынка, на обозримую перспективу, в лице Китая серьезного игрока, который претендовал и на то, чтобы получать заказы, и на то, чтобы формировать конкурентную среду выгодными условиями своих предложений. Что бы американцы не пообещали Турции в обмен, своего обещания они не сдержали, и Турция отправилась в сторону России.

Кстати, и в отношении серьезности турецких намерений по отношению к российским С-400 на протяжении всего периода переговоров, а также непосредственной реализации сделки, среди наблюдателей в Турции и в России постоянно шли дебаты, не откажется ли от сделки Турция и не расторгнет ли её?

Давление на Турцию было оказано буквально беспрецедентное со стороны США и блока НАТО. Однако, вплоть до настоящего времени Анкара шага назад не сделала. Впрочем, постановка систем на боевое дежурство (или непостановка, что, впрочем, уже чуть менее вероятно – В.К.) расставит все на свои места. Тем более, что процесс должен уже завершиться в текущем году.

Что же пишет турецкое издание по этому поводу?

Оно указывает на то, что турецким приоритетом является накопление научно-технического потенциала – читай, получение зарубежных технологий. Сделка, предложенная Россией, как можно понять турецких авторов, показалась им выгодной: как пишется изданием, российско-турецким соглашением предусматривается производство одной из четырех поставляемых батарей Турцией.

Впрочем, как можно увидеть, Турция не склонна «складывать все яйца в одну корзину». Издание пишет о том, что Турция вела переговоры о системах ПВО и с итальяно-французским консорциумом Eurosam. В этом смысле издание говорит о документе о намерениях, который был подписан в ноябре 2017 года между министрами обороны Турции, Италии и Франции. Речь в документе идет о совместной разработке системы ПВО дальнего радиуса действия SAMP / T. В январе месяце 2018 года состоялся визит президента Турции Р.Т.Эрдогана во Францию и его переговоры с французским коллегой Э.Макроном. В ходе этого визита, упомянутый выше документ о намерениях был превращен в обязывающий документ: соответствующее соглашение было подписано между компаниями турецкого ОПК Aselsan и Roketsan с европейским консорциумом Eurosam. Предусматривается, что совместно разработанная система ПВО будет эффективной против самолетов, ракет и БПЛА. Как подчеркивается изданием, данное соглашение должно позволить турецким подрядчикам накопить соответствующий опыт и знания.

С другой стороны, возвращаясь к системам ПВО дальнего радиуса действия, эффективных против баллистической угрозы, издание говорит о следующем. Подобные системы являются дорогостоящими и требующими продолжительного цикла разработки, даже при условии наличия соответствующих технологий. Как подчеркивает издание, на каждом из этапов сопровождения баллистической ракеты противника, после её пуска, требуется использование различных технологий. В частности, как оно пишет, фиксация пуска баллистической ракеты требует спутников. Для сопровождения ракеты требуются чувствительные радары. Сама же, подобная система должна быть интегральной, объединяя в себе все эти этапы наблюдения за целью и её поражения.

Здесь издание указывает, что, невзирая на то, что разработка Турцией собственной системы ПВО требует продолжительного времени, достижение этой цели разделено на множество отдельных проектов, реализуемых со стороны компаний турецкого ОПК. Здесь издание приводит проект, реализуемый со стороны компании Aselsan по разработке многоцелевого радара (проект ÇAFRAD).

Отдельно стоит сказать о таком способе получения Турцией соответствующих технологий, как участие Турции в международных проектах оборонно-промышленного комплекса в качестве подрядчика ведущих компаний. Подобное сотрудничество позволяет турецким компаниям не только зарабатывать деньги, но и получать опыт взаимодействия с ведущими мировыми компаниями и, что более важно, получать в свое распоряжение необходимые на будущее технологии. В качестве примера, издание говорит о том, что турецкая компания Roketsan является подрядчиком в проекте производства американских систем ПВО The Patriot.

Параллельно, разумеется, турецкими компаниями ОПК ведется разработка и собственных решений для противовоздушной обороны страны. Здесь издание приводит пример работ, выполняемых со стороны турецких компаний Aselsan и Roketsan, в рамках разработки систем ПВО, эффективных при атаке целей, движущихся на малых и средних высотах.

Примером подобной разработки турецкое издание называет ракету HISAR — A, которая предназначена для атак целей на малых высотах. Ракета HISAR — O предназначена для нанесения удара по цели, движущейся на средней высоте. Производителем обоих типов ракет является компания Roketsan. Упомянутые ракеты, как указывается турецким изданием, предназначены для противовоздушной защиты таких объектов, как военные базы, порты и проч. Их целями могут становиться самолеты, атакующие вертолеты, крылатые ракеты и БПЛА.

В качестве одного из образцов техники разработки местного ОПК, издание приводит систему ПВО Bora. Её производителем является компания Aselsan. Она также предназначена для использования по целям, двигающимся на малых высотах. Эта система ПВО может быть установлена на морских платформах.

62.95MB | MySQL:105 | 0,672sec