Стратегические вооружения Турции. Часть 13

В ноябре 2019 года при поддержке издательства Фонда политических, экономических и социальных исследований Турции (SETAV) была опубликована книга под редакцией турецкого политолога Абдуллы Эрбога, получившая название «Потенциал стратегических вооружений Турции».

Продолжаем разбирать это издание. Предыдущая Часть 12 нашего анализа доступна по ссылке http://www.iimes.ru/?p=69757

Продолжаем анализ Главы 4 книги, которая озаглавлена как «Потенциал стратегических вооружений Турции: ракетные системы». Напомним, что нами разбирается раздел Главы 4, который называется «Системы ПВО и Турция».

В частности, турецкое издание говорит о том, что Турцией проводятся активные работы, направленные на накопление опыта и знаний в сфере создания собственных систем ПВО. В этом смысле, как можно заметить, страна действует в двух направлениях.

Направление первое – это вхождение в различные альянсы с зарубежными компаниями в рамках реализации совместных проектов. Частным случаем подобного подхода является участие в международных проектах турецких компаний в качестве субподрядчиков. И то, и другое подразумевает тесную коллаборацию турецких производителей с зарубежными коллегами и получение доступа к их разработкам.

Направление второе – это самостоятельные работы. При этом, понятно, что к ряду задач Турции сразу подступиться оказывается достаточно сложным. Просто исходя из того, что есть логика освоения тех или иных технологий, которая лишает возможности производителей «перескакивать» через существующие бреши. Расширение компетенций идет путем, который проторен первопроходцами.

Допустим, речь, в этом смысле, идет о том, что Турция – не в состоянии в краткосрочной перспективе создать собственную систему ПВО дальнего радиуса действия (ближнего радиуса действия, как мы продемонстрировали в предыдущих публикациях, она уже производит – В.К.). В результате, эта большая задача дробится на множество небольших шагов – проектов, которые, в конце концов, должны привести к тому, что «паззл сложится».

В предыдущей публикации мы упомянули о собственной системе ПВО Турции, получившей название Hisar, существующей в двух исполнениях – для низких и средних высот двигающихся целей.

Приведем тактико-технические характеристики для каждого из двух этих исполнений.

Система Hisar A: радиус действия – 15 км, боеголовка – с высокой детонацией и разрывным эффектом, система управления – инерциальная, наведение с помощью инфракрасного датчика, двигатель – двухступенчатый ракетный двигатель, типы поражаемых целей – самолеты с жестким фюзеляжем, самолеты с изменяемой геометрией крыла, крылатые ракеты, беспилотные летательные аппараты, ракеты воздух – земля.

Система Hisar O: радиус действия – 25 км, боеголовка – с высокой детонацией и разрывным эффектом, система управления – инерциальная система, наведение с помощью инфракрасного датчика, двигатель – двухступенчатый ракетный двигатель, типы поражаемых целей – самолеты с жестким фюзеляжем, самолеты с изменяемой геометрией крыла, крылатые ракеты, беспилотные летательные аппараты, ракеты воздух – земля.

Среди образцов вооружения, которые упоминает турецкое издание – это специальные платформы, производства компании Aselsan — Atılgan и Zıpkın — которые используются для установки систем ПЗРК «Стингер». Эти устройства, как пишет издание, используются для защиты морских платформ, а также, на поле боя, для защиты подвижных и стационарных объектов.

Турецкое издание подчеркивает ту критичную роль, которую играет в создании собственной системы ПВО, система управления. В настоящее время, турецкая компания Aselsan производит собственную систему раннего воздушного предупреждения и управления, называемую Herikks (турецкая расшифровка названия: Hava Savunma Erken İkaz ve Komuta Kontrol Sistemi). Как поясняет турецкое издание, данная система объединяет в единую компьютерную сеть отдельные элементы противовоздушной обороны и позволяет осуществлять ими общее управление.

Посмотрим, как характеризует турецкое издание возможности Турции в сфере производства систем ПВО.

В частности, оно пишет о заметном прогрессе Турции в плане «классических систем ПВО» и, в особенности, тех, которые действуют на малых и средних высотах.

К примеру, как оно отмечает, Турция является обладательницей технологий для производства элементов подобных систем. Однако, говоря о системах ПВО, обеспечивающих защиту от баллистической угрозы, турецкое издание указывает, что требуется обладание и более продвинутыми технологиями, и более развитой инфраструктурой, чем наличествует, в настоящее время, в Турции.

Причиной этому являются и более высокие скорости движения ракеты, и вертикальные углы нанесения удара. Это повышает требования ко всем элементам системы, включая спутники, радары, системы управления и процедуры реагирования на угрозу. Как указывается изданием, в каждом из этих аспектов, Турция пытается уйти от зависимости от зарубежья.

Однако, тут же издание признается в том, что речь идет о достаточно продолжительном по времени процессе, в ходе которого следует держать в уме генеральную цель Турции – обеспечение самодостаточности для турецкого оборонно-промышленного комплекса.

Разумеется, в рамках достижения упомянутой выше цели, Турция может входить в различные производственные партнёрства или же получать внешнюю поддержку. Это способно существенно облегчить получение Турцией соответствующих «ноу хау».

В том случае же, если до конца не удается избавляться от внешней зависимости (допустим, в плане получаемых из-за рубежа компонентов производимой системы В.К.), то, по крайней мере, как указывается изданием, следует вести речь о том, чтобы диверсифицировать источники закупки за рубежом.

От себя заметим, что, разумеется, речь идет не просто о том, что надо закупить тот или иной компонент за рубежом. Требуется добиваться того, чтобы иностранный поставщик этого компонента дал бы согласие Турции на последующий реэкспорт готового изделия, со встроенным в него элементом. Заметим, что поставка компонентной базы для собственных нужд и для последующего реэкспорта – это две разных модели взаимодействия между продавцами и покупателями. При этом, Турция стремится не только к тому, чтобы наладить собственное производство, но и чувствовать себя свободной в плане поставки выпускаемой продукции за рубеж. Что также сужает круг возможных турецких партнёров. Мы не раз, в прошлом, писали на страницах сайта ИБВ о том, что турецкие производители ОПК сталкиваются, время от времени, с проблемами в плане получения разрешений от западных производителей компонентной базы на их перепродажу в составе готового изделия в третьи страны. Отсюда и речь, которую ведет турецкое издание о том, что необходимо диверсифицироваться в смысле вариантов зарубежных поставщиков.

Следующий раздел книги озаглавлен как «Стратегическая ценность ракетных систем и турецкие возможности».

Как указывается изданием, Турции необходимо принимать решения в отношении стратегии развития своих возможностей в сфере ракетных технологий, а также в вопросе систем ПВО, призванных защитить страну от атаки баллистическими ракетами. Это решение следует принимать, исходя из возможностей страны в сфере ОПК, а также учитывая международную обстановку. Но тут же издание оговаривается указывая, что и даже до осуществления подобной оценки требуется рассмотреть такой вопрос, как оценка стратегической ценности ракет и систем ПВО для системы обороны страны. Необходимо оценить какие именно преимущества обладание ими дает соответствующим странам в плане возможностей обороны, атаки и сдерживания. На самом деле, следует рассматривать все эти элементы как отдельные части, но единого целого. Впрочем, не будем останавливаться на военной теории, которую со своих страниц преподносит турецкое издание, исходя из того, что речь идет о знаниях общего характера.

Перейдем непосредственно к Турции и к тому, как угрозы, стоящие перед ней, оцениваются турецким изданием.

Как указывается изданием, перед Турцией существуют как традиционные, так и нетрадиционные угрозы. В частности, следует учитывать обладание рядом турецких соседей запасами баллистических ракет. Из чего издание немедленно делает вывод о том, что главное угрозой для Турции является атака баллистическими ракетами.

Кроме того, не стоит забывать, что непосредственным соседом Турция является охваченная гражданской войной Сирия, в которой «освободилось пространство» для старых и новых террористических организаций. Они, как указывает издание, также несут собой угрозу безопасности страны.

Далее, что показательно, издание вспоминает про как про ядерные программы, так и про разработки в сфере ракет малой и средней дальности Ирана и Израиля. В ряду с ними, издание напоминает о возможностях России, как глобальной силы. А также Греции, которая уделяет внимание своим возможностям в сфере ПВО.

Говоря о ракетных технологиях и системах ПВО применительно к нуждам Турции издание говорит о том, что Турция преследует цели сдерживания. Будучи страной, не располагающей ядерным боезапасом, в противостоянии любой силе, обладающей ядерным оружием, Турция полагается на потенциал сдерживания США. Тут издание говорит о том, что применение ядерного оружия означает глобальное противостояние, нахождение в котором в одиночку для любой страны, включая Турцию, не является реалистичным сценарием. Таким образом, как пишет издание, Турция, находящаяся под зонтиком НАТО, решает задачу по сдерживанию на случай глобального конфликта. Кроме того, развитие собственного потенциала в сфере ОПК дает возможность Турции вносить также и свою лепту в упомянутое глобальное сдерживание.

Говоря о тактическом ракетном оружии, как указывается изданием, Турция в последние годы продемонстрировала заметный прогресс. В частности, в Турции наличествуют собственные разработки ракет классов «воздух – воздух» и «воздух – земля». Однако, в вопросе создания баллистических ракет, страны – конкуренты Турции находятся на шаг впереди. Как пишет издание, причиной того, что Турция не уделяла должного внимания развитию баллистических ракет, заключается в том, что она полагалась на потенциал сдерживания со стороны НАТО. И на протяжении всей Холодной войны Турции удалось эту задачу решить – страна не угрожала баллистическая угроза.

Однако, в последние годы, Турция столкнулась с проблемами со своими традиционными союзниками. Причина этих проблем, как указывается турецким автором, заключается в асимметричной взаимозависимости между Турцией и её союзниками. Турция нередко в прошлом испытывала проблемы с закупкой необходимых ей образцов вооружения за рубежом.

Даже в период Холодной войны, на протяжении определенных периодов, Турция находилась под оружейным эмбарго со стороны США. Как указывает издание, в 90-х годах прошлого века «европейские союзники», по отношению к Турции, проводили политику «нежелания» продажи современных образцов вооружений. Отдельное внимание уделяет издание эпизоду со выводом из Турции европейских систем ПВО «The Patriot» в ходе сирийской гражданской войны. Более того, как подчеркивается изданием, не желают западные союзники делиться с Турцией и «ноу-хау» в сфере производства систем ПВО.

Однако, как подчеркивается турецким изданием, невзирая на такой подход, Турция никогда не ставила под вопрос свое членство в блоке НАТО. Причина тому – проста: «НАТО – важно для обеспечения безопасности Турции в глобальном балансе сил», как выразилось издание.

Что, как можно понять турецкого автора, вовсе не означает того, что Турция не предпринимает все возможные меры к тому, чтобы уйти от своей зависимости от НАТО. В том, что касается: а) самостоятельного производства современных видов вооружений, б) вытекает из предыдущего пункта, чтобы в большей степени полагаться на самостоятельное обеспечение собственной безопасности и, в меньше степени, на своих западных партнёров. Тем более, что у тех есть свой собственный взгляд на тему того, в каких пределах должны развиваться собственные технологические возможности Турции.

Турция же давно перестала нуждаться в среднетехнологичных образцах вооружений, которые она уже производит сама. И ей все больше нужно современное высокоточное стратегическое оружие, в котором Запад ей регулярно отказывает. В этом смысле, издание акцентирует внимание на том обстоятельстве, что одна из самых известных сегодня компаний оборонно-промышленного комплекса Турции была создана, как раз, в период очередного оружейного эмбарго. Речь идет о компании Aselsan, которая не просто стала одним из промышленных локомотивов Турции, но и, от себя заметим, входит в 100 крупнейших мировых компаний ОПК.

Стратегической целью в сфере ракетных технологий для Турции, на сегодняшний день, является развитие собственного потенциала в сфере разработки и производства баллистических ракет. Одним из первых образцов, в этом смысле, является ракета Bora с радиусом действия 280 километров. Разумеется, как пишет издание если сравнивать эту ракету с теми образцами, которыми обладают страны-соперницы Турции (список издание не приводит, но он, и так, является достаточно понятным – В.К.), то турецкая ракета выглядит достаточно скромно. Однако, как подчеркивает издание, если говорить о ракетах как об инструменте сдерживания, то следует иметь в виду, что важна, в принципе, их способность наносить достаточно существенный урон противнику.

С другой стороны, турецкие соседи Турции являются обладателями оружия массового поражения. В этом смысле, турецкое издание говорит о России, как о ядерной державе. Достаточно серьезно в своих ядерных программах продвинулись Израиль и Иран. Как поминают авторы, режим в Дамаске является обладателем химического оружия.

Говоря об оружии массового поражения, турецкое издание говорит об «анархичном мироустройстве» современного мира. Что вынуждает каждую страну готовиться к самому плохому развитию событий. Говоря о Турции, в критический момент, её союзники действуют нерешительно, без особого желания и медленно. И это для страны, как указывает турецкое издание, несет в себе потенциальную проблему. Что и обусловило политику того, что Турция должна полагаться на свои собственные силы.

Турция же, в свою очередь, не является обладательницей оружия массового поражения. Это заставляет Турцию рассматривать вариант перехода от концепции сдерживания, основанной на «наказании», к концепции сдерживания, основанной на обороне. В этом смысле, как пишет издание, Турции и важно обладание системой ПВО, защищающей Турцию от баллистической угрозы. Впрочем, это не означает того, что Турция должна отказываться от разработки баллистических ракет малой и средней дальности. Разумеется, обладание собственными технологиями, в этом смысле, является для страны желательным.

Однако, как признает издание, имеющиеся у страны возможности могут этого и не позволить. Это заставляет Турцию расставлять в стратегии развития системы безопасности приоритеты. И приоритетом на сегодня для Турции является получение системы ПВО, защищающей страну от угрозы атаки баллистическими ракетами. Хотя понятно, что интересным для Турции является и разработка собственных баллистических ракет большого радиуса действия. Но, как правильно указывает издание, обладание одними технологиями дает импульс к развитию других, более продвинутых, технологий.

Но и в сфере ПВО Турция не является страной, которая может в короткие сроки разработать систему защиты от баллистической угрозы. Этим и обусловлено то, что Турция обращается по этой позиции ко внешней закупке. Однако, ставя во главу угла технологический трансфер от страны / компании – поставщика этих систем.

52.24MB | MySQL:103 | 0,501sec