Израиль: новые статистические данные о Иерусалиме

В преддверии Дня Иерусалима, который отмечается 28 ияра по еврейскому календарю (в этом году эта дата выпадает на ближайшую пятницу) в память о воссоединении города под властью еврейского государства в результате его победы в Шестидневной войне 1967 года, Центральное статистическое бюро Израиля обнародовало новую детальную статистическую информацию о столице Израиля. Из нее следует, что население Иерусалима, самого большого города еврейского государства составляет 924,8 тысяч человек. Таким образом в столице еврейского государства проживает десятая часть всех израильтян.

Очень часто за рубежом ошибочно полагают, что самый большой город Государства Израиль – Тель-Авив, являющийся его неофициальной культурной и деловой столицей. Однако в реальности население Тель-Авива вместе с подчиненным Тель-Авивскому муниципалитету городом Яффо составляет только 451,5 тысячу человек (по официальным данным на конец 2018 года. Мегаполисом (по израильским масштабам) является не сам Тель-Авив, а Тель-Авивская городская агломерацию, которую в еврейском государстве именую либо «Большой Тель-Авив» либо «Гуш-Дан» – буквально «Блок Дана», по имени библейского колена Израилева, которому в глубокой древности принадлежала территория, на которой ныне располагается эта агломерация. Населения Большого Тель-Авиве превышает 2 млн человек.

Возвращаясь к данным об Иерусалиме, следует отметить, что в опубликованных ЦСБ Израиля в канун праздника данных нет информации об этно-конфессиональном составе населения столицы страны. Поэтому представляется уместным добавить к ним, что, в соответствии с официальными данными на 2017 год, 62,1%  жителей Иерусалима составляли евреи (включая так называемых «других», то есть лиц смешанного происхождения, не определяемых в качестве евреев традиционным религиозным еврейскими правом – Галахой), 36,5% — мусульмане (главным образом арабы, а также небольшое количество цыган), а 1,4% — христиане.

Из опубликованных ЦСБ Израиля новых данных, что рождаемость среди иерусалимских евреев заметно выше, чем среди иерусалимских арабов. Так, в среднем на иерусалимскую еврейку приходится 4,41 ребенка в то время, как на иерусалимскую арабку в среднем – 3,14 ребенка. Однако, несмотря на это, демографическая ситуация в городе не меняется в пользу евреев. Скорее наоборот. Это вызвано тем, что на протяжении многих лет столица Израиля страдает от отрицательного миграционного баланса. Причем уезжают из города преимущественно молодые евреи. Так, в течение 2019 года столицу покинули 8,4 тысяч человек. При этом наибольшее число иерусалимцев переезжает, как было сообщено, переехало (в порядке убывания) в Бейт-Шемеш, в Тель-Авив и в Бейтар-Илит. Можно предположить, что сравнительно удаленный Тель-Авив привлекает преимущественно светских иерусалимцев, а расположенные неподалеку от Иерусалима Бейт-Шемеш и Бейтар-Илит переезжают религиозные. Арабских населенных пунктов в первой тройке целей миграции из Иерусалима нет. И это неудивительно, учитывая, что расположенные в окрестностях Иерусалима арабские населенные пункты (Вифлеем, Рамалла, Аль-Азария и др.) не являются частью суверенной территории Государства Израиль, а находятся под контролем Палестинской национальной администрации. Переселение в них иерусалимских арабов, подавляющее большинство которых имеет статус не полноценных граждан Израиля, а его «постоянных жителей2 (этот статус дает все социальные права израильтянина, но не позволяет участвовать в выборах в Кнессет)\. может привести к лишению их этого статуса и, таким образом, нанести тяжелый удар по их экономическому положению.

Важнейшей причиной, подталкивающей молодых иерусалимцев к миграции из родного города, является жилищная проблема. В Иерусалиме строят сравнительно мало жилья. Это вызвано внешнеполитическими причинами – в Западном Иерусалиме практически не осталось пригодных для строительства земельных участков, а в еврейское строительство в Восточном Иерусалиме вызывает резкую негативную реакцию со стороны зарубежных государств, в первую очередь со стороны Европейского союза, а в недавнем прошлом – и со стороны США. Как следствие Иерусалим страдает от низкого уровня предложения квартир. Цены на квартиры в столице Израиля одни из самых высоких в стране. В 2019 году в Иерусалиме было начато строительство всего 2452 квартир. Это на 16,6% меньше аналогичного показателя предыдущего года. Средняя цена четырехкомнатной квартиры в Иерусалиме составляет 2 млн 150 тысяч шекелей (около 615 тысяч долларов США). В среднем же по стране этот показатель составляет 1 млн 830 тысяч шекелей (около 523 тысяч долларов).

Однако при этом средняя месячная стоимость съема квартиры в Иерусалиме составляет 3100 шекелей (примерно 886 долларов). В среднем же по Израилю этот показатель составляет 3300 шекелей (примерно 943 доллара). В результате только 58% иерусалимцев владеют собственной квартирой, а 34,1% живут на съемных квартирах. Остальные иерусалимцы живут в студенческих общежитиях, в квартирах, которые предоставляются им бесплатно (например, родителями, церковными организациями) и др.

Иерусалим – бедный по израильским понятиям город. Средний доход иерусалимской семьи составляет 11707 шекелей (около 3350 долларов США). Это один из самых низких показателей в Государстве Израиль. В среднем по Израилю данный показатель составляет 17276 шекелей (около 5 тысяч долларов). При этом в Тель-Авиве он составляет 19613 шекелей (более 5600 долларов), в Ришон ле-Ционе – 19261 шекелей (более 5500 долларов), в Петах-Тикве – 17622 шекелей (более 5 тысяч долларов), в Хайфа – 16594 шекелей (более 4740 долларов).

Средний месячный расход на душу населения в Иерусалиме составляет 2992 шекелей (около 860 долларов). В целом же по Израилю этот показатель составляет 4062 шекелей (более 1160 долларов). В Тель-Авиве он – 7200 шекелей (более 2 тысяч долларов), в Хайфе – 5163 шекелей (около 1,5 тысяч шекелей), в Ришон ле-Ционе – 4194 шекелей (около 1,2 тысяч шекелей).

Бедности Иерусалима способствую два основных фактора: низкий уровень занятости на рынке труда и многодетность. Согласно опубликованным ЦСБ Израиля новым данным, половина иерусалимцев в возрасте от 25 до 64 лет не занята на рынке труда. Лишь 50% из них трудоустроены. В среднем же по Израилю этот показатель составляет 63,5%. 88,7% трудоустроенных иерусалимцев работает в своем городе. Этот один из самых высоких показателей среди городов Израиля. Косвенным образом это указывает на сравнительно низкую мобильность иерусалимского населения. К сказанному следует добавить, что во время пандемии коронавируса каждый третий работающий иерусалимец был уволен с работы или был отправлен в неоплаченный отпуск. Несмотря на это, лишь 118,3 тысяч иерусалимцев зарегистрированы в государственных социальных службах как нуждающиеся в их помощи. Это 9,8% всех израильтян, нуждающихся в помощи государственных служб благосостояния в Израиле. То есть, доля нуждающихся в помощи примерно соответствует доле иерусалимцев в населении Государства Израиль в целом.

Коэффициент рождаемости в Иерусалиме составляет 3,9 детей. В среднем же по Израилю этот показатель составляет только 3,09. Средняя иерусалимская семья состоит из 3,84 человек. В среднем же по Израилю размер семьи составляет 3,24 человека. Средняя жительница Иерусалима рожает своего первого ребенка в возрасте 24,8 лет. В целом же по Израилю этот показатель составляет 27,7 лет. Как следствие — население Иерусалима молодо. 33,5% его составляют дети в возрасте от 0 до 14 лет. В Хайфе аналогичный показатель составляет 19,9%, а в Тель-Авиве — 18,5%. Эти города считаются в Израиле «пожилыми». Не удивительно, что на протяжении 2019 года население Иерусалима, несмотря на сохраняющийся отрицательный миграционный баланс, выросло на 21,4  тысячи человек.

Подобные модели поведения – многодетность в сочетании с низким уровнем занятости на рынке труда характерны для двух группы населения, которые суммарно составляют более половины населения Иерусалима: арабов-мусульман и ультраортодоксальных религиозных евреев. Для первых характерен низкий уровень занятости женщин на рынке труда. Для вторых – низкий уровень занятости мужчин. О том, какую долю иерусалимских евреев составляют религиозные ультраортодоксы, косвенным образом свидетельствую обнародованные ЦСБ Израиля уточненные данные о числе учащихся еврейских начальных школ города: В завершающемся учебном году в начальных школах Иерусалима обучались 79950 еврейских детей. Из них – 53 тысячи – в ультраортодоксальных религиозных школах, 14,2 тысяч – в государственно-религиозных школах, а 12,7 тысяч – в светских школах.

В 2019 году число туристов, посетивших Иерусалим и останавливавшихся в гостиницах было одним из самых высоких за все годы, в течение которых данный показатель регистрируются. 72% посетивших Иерусалим туристов посетили Стену плача, 52% — Церковь гроба Господня, 47% — мемориальный музей Холокоста «Яд ва-шем2, 15% — Национальный Музей Израиля, а 5% — мечеть Аль-Акса. А поскольку туризма является одной из важнейших отраслей иерусалимской экономики, не приходится сомневаться в том, что в нынешнем году, на фоне пандемии коронавируса и вызванных ею ограничений, можно не сомневаться в том, что показатели бедности в Иерусалиме еще более повысятся.

В заключение представляется уместным ответить, что в условиях продолжающегося поколениями этно-конфессионального конфликта ощущение личной безопасности среди жителей Иерусалима несколько ниже, чем в целом в Государстве Израиль. Только 88,3% иерусалимцев заявляют, что они чувствуют себя в полной безопасности в своем городе, в среднем же по Израилю этот показатель составляет 90%.

52.58MB | MySQL:104 | 0,326sec