О локальных и глобальных факторах риска для нового израильского правительства

Едва было приведено к присяге 35-е правительство Израиля, как уже стал явным сразу целый ряд локальных и глобальных вопросов, которые потенциально могут прервать его существование.

В попытке предотвратить такое развитие событий, по крайней мере во внутренней политике, по согласованию между  главой правительства Биньямином Нетаньяху и лидером «Кахоль-лаван» Бени Ганцем, Кнессет утвердил соглашение между ними, которое лишает обоих лидеров  права возглавить правительство, если один из них его распустит. Однако, источники в политических кругах опасаются, что все еще существует несколько серьезных угроз, способных привести к расформированию самого широкого правительства за всю историю Израиля.

Политический эксперт издания «Гаарец» Йонатан Лис, в своей публикации обозначил 5 основных внутриполитических проблем, которые потенциально способны привести к развалу сформированной коалиции и последующему политическому кризису:

 

  1. Возможная дисквалификация Нетаньяху: по мнению автора глубочайший кризис возникнет, если Высший суд справедливости БАГАЦ) постановит, что Нетаньяху не может стать альтернативным премьер-министром, когда Ганц займет его пост. В таком случае коалиционное соглашение между Ликудом и «Кахоль-лаван» позволяет Нетаньяху повести страну на новые выборы, в течение шести месяцев после создания нового правительства или в течение 30 дней с того момента, как он столкнется с запретом.  «Недавно судьи поддержали требование Нетаньяху остаться на посту главы правительства, несмотря на выдвинутые против него уголовные обвинения, но не высказали никакого мнения о стадии ротации, когда он станет альтернативным премьером», — поясняет эксперт.
  2. Аннексия палестинских территорий: Лис опасается, что сформированная коалиция может не пережить попытку Нетаньяху провести одностороннюю аннексию части  территорий на Западном берегу – шаг, который не поддержит «Кахоль-лаван». Коалиционное соглашение позволяет Нетаньяху — в обход членов кабинета от «Кахоль-лаван» — вынести решение на утверждение Кнессета, где предположительное большинство его поддержит. Однако, соглашение обязывает премьера ратифицировать мирный план президента США Дональда Трампа, стремясь к тому, чтобы «обеспечить оборонные и стратегические интересы, включая поддержание региональной стабильности, сохранение мирных договоров с соседями и стремление к достижению будущих мирных договоров». Автор считает, что эти принципы достаточно расплывчатые и их будет трудно придерживаться непосредственно в ходе аннексии. В таком случае «Кахоль-лаван» сможет заявить, что Нетаньяху не выполнил данных требований, подорвав мирные договоры с Египтом и Иорданией, и, таким образом, либо торпедировать аннексию, либо привести к развалу правительства.
  3. Судебный процесс Нетаньяху: автор напоминает, что Ганц и другие члены его партии уже нарушили свое предвыборное обещание не присоединяться к правительству во главе которого стоит обвиняемый премьер, и, по мере приближения судебного процесса, который должен начаться 24 мая, им будет все труднее поддерживать Нетаньяху во главе правительства.
  4. Государственный бюджет: в течение 90 дней после формирования правительства должен быть сформирован двухгодичный госбюджет. Среди прочего его составителям придется принять в расчет огромный ущерб для народного хозяйства, причиненный пандемией коронавируса, и необходимость больших инвестиций в систему здравоохранения в канун возможной ее второй волны. Лис считает, что очень сложно предположить последствия для правительства, в случае если разразится серьезный кризис вокруг госбюджета.
  5. Противоречивое законодательство: «Ганц и Нетаньяху уже парализовали коалицию и Кнессет еще до начала их работы, когда решили не продвигать такие противоречивые законы, как легализация однополых браков, которой добивается ЛГБТ-сообщество, или законы, которые могут дестабилизировать суды», — пишет автор. Он также поясняет, что несмотря на то, что во главе межминистерской законодательной комиссии будет стоять министр юстиции Ави Нисенкорн («Кахоль-лаван»), у него будет заместитель с правом вето, назначенный Нетаньяху.

 

О сложностях, которые могут угрожать израильскому правительству на уровне внешней политики говорится в аналитическом обзоре Института исследований в сфере безопасности.  Его авторы Одед Эран и Шимон Штейн считают, что процессы и тенденции, наметившиеся в последние годы, будут усилены «корона-кризисом», и внешняя политика Израиля должна подготовиться к возможности резких изменений.

 

  1. Палестино-израильский конфликт: Авторы отмечают, что палестинская проблема занимает достаточно важное место в региональной повестке дня и вызывает горячую оппозицию и резкую критику со стороны арабских стран. В свете этого любое решение аннексировать территории на Западном берегу выдвинет данный вопрос на первое место.
  2. Региональная арена: Снижение цен на нефть и пандемия коронавируса нанесли серьезный ущерб экономике региона, включая Израиль и его соседей. В этой ситуации, по мнению авторов обзора, страна уже сейчас сталкивается с рисками возможного подрыва стабильности в ближайшем окружении; в то же время, такая ситуация открывает возможности для укрепления сотрудничества. Авторы рекомендуют правительству Израиля предложить сотрудничество каждому из своих соседей, чтобы облегчить экономические трудности. Например, совместная израильско-арабская заявка на помощь в финансировании проектов, которые будут выглядеть экономически осуществимыми, может получить международную поддержку.
  3. Отношения между Израилем и США: Стратегическое значение Соединенных Штатов для Израиля выражается в двух основных областях: американское вето на проекты резолюций Совета Безопасности ООН, которые могут нанести значительный ущерб Израилю, и помощь в области обороны. Эран и Штейн полагают, что если президентом США  станет кандидат от Демократической партии, то внешняя политика США изменится, главным образом в отношении иранской проблемы и израильско-палестинского конфликта. Но даже если президент Д.Трамп будет переизбран, демократы могут взять под контроль Сенат. В таком этом случае положение Израиля усложняется так же. Авторы считают, что в данной ситуации политика Израиля должна быть сформирована таким образом, чтобы в любой конкретной ситуации гарантировалось как использованием Соединенными Штатами право вето, так и помощь. Это отвергает любые израильские инициативы и действия, которые не получат одобрения Вашингтона.
  1. Отношения с Китаем: эксперты напоминают, что Китай был определён Соединёнными Штатами как противник и конкурента еще до вступиления в должность президента Д.Трампа.  Так же США оказывали давление на своих партнеров по международному сообществу, чтобы ограничить китайское влияние в таких сферах как коммуникации следующего поколения и искусственный интеллект задолго до начала пандемии.  В данном контексте Израиль, как и другие страны, сталкивается с дилеммой. Авторы рекомендуют правительству Израиля в данном аспекте постоянно поддерживать диалог с администрацией США по вопросу Китая, чтобы не нанести ущерб ни своим связям с Китаем, ни стратегическим отношениям с США.
  2. Израиль и ЕС: В контексте дилемм, описанных выше, Израилю необходимо наладить взаимопонимание с Европейским союзом. По мнению авторов обзора, вопрос отношений между Израилем и ЕС должен быть пересмотрен. «Европа остается крупнейшим экономическим партнером Израиля, и это является достаточной причиной, чтобы приложить усилия для укрепления связей»,- пишут они. Эксперты уверены, что Израиль преуспеет в реабилитации своих отношений с Европой, если будет избегать мер, которые подорвут статус-кво на израильско-палестинской арене. Уже сегодня министры иностранных дел ряда стран-членов ЕС готовятся объявить о санкциях, которые они примут, если процесс аннексии будет реализован.

 

Резюмируя, можно сделать вывод, что наряду с экономическими вызовами, основным фактором, угрожающим стабильному функционированию нынешнего израильского правительства является судебный процесс против премьер-министра Нетаньяху и его возможное отстранение от власти.

На международной арене основной угрозой, которая может привести к расколу нынешней коалиции становится возможный процесс аннексии палестинский территорий. Этот серьезнейший шаг может повлечь за собой значительное ухудшение в отношениях Израиля с ЕС и США и, также, дестабилизировать ситуацию во всем регионе.

52.2MB | MySQL:103 | 0,469sec