Ливия: мнение экономиста М.аль-Хавиджа об экономических перспективах и восстановлении экономики страны

На фоне драматических событий в мире, в целом и перипетий гражданской войны и очередной иностранной военной интервенции, именно таковая имеет место быть в Ливии со стороны сразу нескольких государств, на второй план отошли вопросы того, что ожидает в ближайшей перспективе экономику этой страны. Большинство прогнозов сводятся в категорию от «плохо» до «очень плохо». Между тем, все не так предопределено и на этот счет существуют достаточно оптимистичные оценки специалистов на местах. Естественно, реализуемые в условиях прекращения конфликта, или его «глубокой заморозки». Бессмысленность военного пути разрешения его стала, по нашему мнению, очевидна для большинства спонсоров и участников и следующая неделя покажет, на что будет сделана ставка, на эскалацию войны или на переформатирование военно-политического пространства, на востоке страны, прежде всего.

Экономический раздел ливийского портала Sada опубликовал эксклюзивное интервью с оценкой экономической ситуации известного в Ливии экономиста, Мухаммед аль-Хавиджа. Вот как рассуждает этот эксперт относительно положения дел в местной экономике.

Ливийская экономика — это экономика рантье, которая опирается на один сырьевой продукт, а именно, на нефть и газ, где генерируется более 95% валютных поступлений Ливии, и в настоящее время национальная экономика переживает последовательные кризисы, наиболее важными из которых являются:

Низкий ВВП.

Высокая инфляция и низкий уровень жизни.

Плохое отечественное производство.

Высокий государственный долг.

Высокая безработица.

Административный аппарат государства гипертрофирован (так всегда бывает, когда отсутствие качества пытаются заменить количеством), а государственные институты не были объединены.

Большие внешние долговые обязательства.

Слабое развитие человеческого потенциала.

Это требует чрезвычайных мер по увеличению валового внутреннего продукта, созданию рабочих мест, повышению уровня жизни людей, решению проблемы ликвидности, стабилизации цены в ливийских динарах, реструктуризации государства и его экономических и финансовых институтов, а также активизации роли банков и финансовых учреждений для обеспечения справедливого распределения суверенного богатства и активизации конкурентоспособности, а также экономического устранение маргинализации, максимизация национального богатства в регионах на горизонтальном уровне и создания сбалансированного развития во всех регионах в соответствии с административной, экономической и законодательной организацией, которая обеспечивает социальную справедливость. Требуется и реформа общего бюджета государства.

Какова ситуация в ливийской экономике в свете локальных и международных изменений, заката эпохи глобализации и появления принципа экономического патриотизма, который приводит к корректировке приоритетов экономической деятельности в результате ограничения теории конкуренции, особенно в связи с тем, что мировая экономика может столкнуться с глобальным спадом?

По мнению эксперта, инструментами, которые приведут к восстановлению экономики и индикаторами, этого, соответственно, могут быть валовой внутренний продукт, инфляция, стабильность валюты, уровень безработицы и эффективность частных и государственных компаний, и все это требует программы реформ, которые следует реализовывать в три этапа (краткосрочный — среднесрочный — долгосрочный), среди которых:

  1. Активация Коммерческого закона № 23 от 2010 года и издание исполнительных положений к нему.
  2. Активация Закона об инвестициях № 9 на 2010 года и издание исполнительного регламента.
  3. Расширение и завершение организации местного самоуправления в соответствии с числом провинций, установленным в 1963-1970 годах и в соответствии с Законом № 59 от 2012 года, чтобы пространственное развитие было достигнуто в соответствии с возможностями каждого региона в рамках экономической конкурентоспособности и имеющихся и возобновляемых ресурсов.
  4. Замораживание налогового и таможенного законодательства на пятилетний период для стимулирования частного сектора и возвращения капитала, иммигрировавшего за границу.
  5. Заключение двусторонних соглашений между некоторыми экономически развитыми странами и экономическими регионами в Ливии с целью поднятия уровня университетов и больниц и развития человеческого потенциала до уровня этих стран и сосредоточения инвестиций из них, в сотрудничающих регионах или провинциях в партнерстве с ливийским частным сектором.
  6. Подготовка комплексного плана развития во всех регионах для увеличения валового внутреннего продукта во всех видах деятельности и секторах, в которые вкладывается частный сектор, местный банковский сектор и иностранные инвестиции.
  7. Создание стимулов для частного сектора, особенно для тех, кто занимается коммерческой деятельностью, с целью возвращения иммигрантских средств и инвестиций и реинвестирования их внутрь.
  8. Реформирование банковской системы для выполнения ее роли в сфере кредитования и экономического развития.
  9. Ревизия и модернизация программы для реализации приостановленных проектов, которые были подписаны до или после 2011 года, и работа над созданием фонда реконструкции и развития, который играет эту роль.

10 . Необходимость воспользоваться местоположением Ливии, чтобы увеличить вклад сектора услуг в увеличение добавленной стоимости в валовом внутреннем продукте, поскольку богатство Ливии заключается в ее географическом расположении, а не только в ее природных ресурсах.

  1. Реструктуризация государственных компаний и государственных учреждений, где их слабости устраняются, их управление улучшается, а избавление осуществляется путем продажи частному сектору или участия вместе с ним в администрации.
  2. Внесение изменений в налоговое законодательство таким образом, чтобы налоговый номер стал связан с лицензией на деятельность. Разрешение на осуществление деятельности является обязанностью сектора, связанного с этой деятельностью.
  3. Требование к любой компании любого рода закрывать свой годовой бюджет через дипломированного бухгалтера, чтобы тот был подотчетен налогам, а не владельцу бизнеса.
  4. Завершение работы по городскому планированию и активизация ее в свободных зонах, промышленных, сервисных и развлекательных зонах, таких как свободная зона Зувара, а также в районах Куфра, Гадамес, Гат, Бенгази, Триполи, Бенгази, Мисурата, и чтобы рядом с каждым городом или археологическим заповедником находилась индустриальная сервисная зона для создания рабочих мест.
  5. Поиск стратегических партнеров в области возобновляемых и новых источников энергии, включая солнечную энергию, которая является огромным богатством, экспорт ее в Европу из-за будущей низкой стоимости производства и развития его технологии производства, сланцевой нефти и расширения в нефтяной и нефтехимической промышленности через иностранные инвестиции, частный сектор и привлечение современных технологий.
  6. Обеспечение стабильности цены в местной валюте за счет унификации обменного курса иностранных валют в соответствии с принятыми на международном уровне правилами и повышение эффективности финансовой технической политики.
  7. Реформирование политики поддержки в соответствии с экономической реформой, которая не противоречит социальной справедливости.

18 . Работа над устранением административной и финансовой коррупции путем перехода от бумажного документооборота к электронному правительству в дополнение к прозрачности и ясности финансовых сведений о должностных лицах для общественного мониторинга в соответствии с международными стандартами и местными законами.

19- Разработка программы развития, цель которой состоит в том, чтобы каждая семья имела, как минимум, собственный инвестиционный проект, и государство могло устанавливать решения и законы, регулирующие это. Это включает в себя специализированные банки, необходимые для финансирования, с тем чтобы общество переводилось из общества, зависящего от общественной работы, в общество, зависящее от его производственной деятельности.

  1. Работа по объединению Банка развития, Сельскохозяйственного банка, Сельского банка и Банка недвижимости в один банк для укрепления финансового положения этих банков, чья компетенция заключается в финансировании малых и средних проектов, и их приоритетами являются проекты категории молодежи и женщин.
  2. Подготовка планов и программ развития человеческого потенциала, направленных на освоение и создание подготовленных национальных компонентов
  3. Обеспечение приоритета национальной продовольственной безопасности, путем поощрения и расширения частного сектора в производстве пшеницы на юге и востоке Ливии и обращения внимание на расширение выращивания оливок и пальм и всего того, что обеспечивает продовольственную безопасность для граждан, в то же время отдавая приоритет некоторым медицинским отраслям и больничному фонду.

Мухаммед аль-Хавиджа указывает, что Ливия обладает творческими молодыми человеческими возможностями, природными ресурсами, первоклассным экономическим положением, дешевой рабочей силой, окружающей ее из соседних стран, иностранными инвесторами, которые считают инвестиции в нее хорошей возможностью, и новым ливийским частным сектором с опытом и творческим потенциалом, который может стимулировать беспрецедентное экономическое развитие в случае, если государство предоставляет необходимые возможности и стимулы.

«Наша страна экономически перспективна, и через десять лет она окажется в рядах Европейского союза, если избавится от унаследованных препятствий и будет сотрудничать с экономически развитыми странами», считает эксперт.

Теоретические выкладки М.аль-Хавиджа, как бы это утопично не выглядело в нынешних обстоятельствах, вполне логичны, обоснованы и реализуемы. Большая часть из них является почти точной копией экономического блока, который был рассмотрен на сессии ВНК в Сирте в 2010 году и, если бы не трагические события 2011 года, реализованного сейчас в значительной степени. Акцент на частный капитал также не случаен: экономист прекрасно осведомлен о его роли и потенциале, мы же в данной связи предполагаем, что развитие частного сектора в Ливии имеет большие перспективы и вполне способно стать той экономической основой, на которой будут формироваться горизонтальные экономические связи, способные нивелировать недостатки, свойственные межплеменной организацией ливийского общества. Примеры этому встречаются даже во время войны: заклятые враги из Бени-Валида могут договариваться с представителями, де-факто, города-государства Мисурата. А если у них, а также у той же Мисураты, Таверги, Злитня, Тархуны существовали бы тесные частные коммерческие связи, перемещался частный капитал, в полной мере была бы реализована присущая ливийцам торговая коммерческая жилка, не обремененная излишней политикой или идеологией, рассорить эти районы между собой было бы очень трудно. Те же племенные авторитеты с удовольствием благословили эти начинания и приняли участие в таких проектах. Торговля и война плохо соседствуют друг с другом и у ливийцев всегда первое удавалось гораздо лучше второго.

52.21MB | MySQL:103 | 0,569sec