Оценки китайских специалистов модернизации авиационного парка ВВС Катара

Парк беспилотной авиации

По данным китайского специализированного военно-технического издания «Мир авиации», беспилотные летательные аппараты (БПЛА) «Байрактар» TB2 производства турецкой компании Baykar Makina впервые были продемонстрированы ВС Катара в ходе проведения военных учений. Министерство обороны Катара 1 апреля обнародовало видеорепортаж, в котором были показаны руление и взлет БПЛА «Байрактар» TB2 в ходе учений Al-Adheed 2020. Как отметили китайские специалисты, демонстрировавшийся БПЛА не был оснащен вооружением, но на видео также было показано нанесение ударов по целям на полигоне Курайн-Абу-эль-Баул на юге страны (удары наносились другими БПЛА). В видеорепортаже беспилотник выполнил взлет с взлетно-посадочной полосы с недавно уложенным покрытием и сплошной линией посередине. По данным издания «Мир авиации», таковые отсутствуют на авиабазах «Эль-Удейд» или «Доха». Возможно, аппарат был размещен на новой авиабазе «Духан», которая была официально открыта в июне 2019 года. Судя по спутниковым снимкам, обустройство авиабазы продолжается.

Известно, что в марте 2018 года в ходе международной выставки DIMDEX (Doha International Maritime Defence Exhibition) Центр разведки и наблюдения Министерства обороны Катара подписал с Baykar Makina контракт на закупку 6 БПЛА «Байрактар» TB2, способных нести управляемые боеприпасы. В феврале 2019 года Baykar Makina объявила передаче Катару после завершения приемочных испытаний 6 БПЛА «Байрактар» TB2 и трех мобильных станции управления. Кроме того, курс подготовки в Турции прошли 55 катарских военнослужащих, которые будут эксплуатировать комплексы. Baykar Makina также планирует создать центр применения БПЛА и национальную геоинформационную систему для ВC Катара.

В отношении тактико-технических характеристик турецких БПЛА известно, что размах крыла БПЛА «Байрактар» TB2 составляет 12 м, длина – 6,5 м. Аппарат максимальной взлетной массой 650 кг оснащен системой автоматического взлета и посадки, может нести на подкрыльевых узлах подвески два высокоточных боеприпаса MAM-L массой по 21,5 кг и два MAM-C массой по 7 кг, позволяющих поражать цели на дальностях от 2 до 8 км. БПЛА оснащен поршневым двигателем Rotax 912 мощностью 100 л.с.. Крейсерская скорость – 130 км/ч, практический потолок – до 8100 м, продолжительность полета – до 27 ч, дальность действия в зоне прямой видимости – до 150 км.

Парк истребительной авиации

По данным СМИ КНР, 09 апреля 2020 года ВВС Катара сформировали эскадрилью истребителей «Рафаль» на авиабазе «Тамим». Французская компания Dassault Aviation в апреле поставила ВВС Катара три партии истребителей «Рафаль» (в общей сложности 15 самолетов). Первая эскадрилья сформирована и размещена на новой авиабазе «Тамим» в Духане. Базовое соглашение (меморандум о взаимопонимании), предусматривающее поставку ВВС Катара 24 истребителей «Рафаль» (6 одноместных и 18 – двухместных), было подписано в Дохе 4 мая 2015 года. Контракт также предусматривал продажу управляемых ракет класса «воздух-воздух» MICA и «Метеор», крылатых ракет «Скальп-EG» компании MBDA, модульных боеприпасов AASM класса «воздух-земля» компании Sagem, обучение 36 катарских пилотов, 100 техников, подготовку катарских офицеров разведки. Соглашение вступило в силу в декабре 2015 года после перевода Катаром авансового платежа. Общая стоимость контракта оценивается в 6,7 млрд евро. По данным китайского специализированного военно-технического издания «Современные корабли», покупка кредитуется японскими банками.

Известно, что компания Dassault Aviation 7 декабря 2017 года объявила о подписании с ВС Катара соглашения о сотрудничестве и реализации опциона на поставку 12 дополнительных истребителей «Рафаль». Данное соглашение вступило в силу 27 марта 2018 года. Таким образом, в общей сложности ВВС Катара должны получить 36 французских истребителей. По данным китайских СМИ, Катар также может реализовать опцион на поставку 36 дополнительных самолетов. Катарский истребитель «Рафаль» отличаются от поставленных для ВВС Франции и Египта. Вместо подвесного контейнера целеуказания «Дамоклес» (Damocles) французской компании Thales он оснащается контейнерной системой AN/AAQ-33 «Снайпер-ATP» американской Lockheed Martin. Этот контейнер уже испытывается на одном из «Рафалей». Кроме того, катарские «Рафали» получат нашлемную систему целеуказания TARGO-II производства израильской компании Elbit Systems.

Китайские специалисты полагают, что летные испытания первого двухместного истребителя «Рафаль», предназначенного для  ВВС Катара, начались в Бордо-Мериньяк во Франции 28 июня 2016 года, а одноместного – 27 марта 2017 года. Эти самолеты позднее были переданы в летно-испытательный центр ВВС Франции на авиабазе «Истр» для дополнительных испытаний. 6 февраля 2019 года Dassault Aviation на предприятии в Мериньяке официально передала Катару первый самолет «Рафаль» (двухместный, б.н. QA202) в рамках контракта 2015 года. Первая партия из 5 истребителей (4 одноместных и один двухместный) прибыла в Катар 5 июня 2019 года. Вторая партия (2 двухместных и 3 одноместных «Рафаля») совершила посадку на авиабазе «Тамим» 3 июля 2019 года. Третья партия истребителей (5 одноместных самолетов) прибыла в Катар 3 сентября 2019 года. В декабре 2019 года перелет на авиабазу «Тамим» совершили еще 5 самолетов (двухместный QA205 и одноместные QA212, QA213, QA214, QA226), а 25 февраля – еще 3 истребителя (двухместный QA206 и два одноместных QA215 и QA227). Таким образом, сейчас в Катаре находятся 23 самолета.

Как предполагают китайские аналитики, все заказанные истребители будут поставлены ВВС Катара к 2022 году. В рамках программы поддержки ВВС Франции обучают личный состав первой эскадрильи ВВС Катара (всего 250 человек), в том числе 36 летчиков и 100 инженеров и техников. Новая катарская эскадрилья получила официальное название «Аль-Адият» (100-я сура Корана), о чем было объявлено в рамках состоявшейся 6 февраля 2019 года в Мериньяке торжественной церемонии. Как недавно сообщили французские СМИ, пандемия COVID-19 не повлияет на экспортные поставки «Рафалей».

Американские НИОКР в интересах катарских ВВС

По данным китайских СМИ, 16 апреля 2020 года компания Boeing объявила о начале летных испытаний первого многоцелевого истребителя версии F-15QA «Эдвансд Игл», предназначенного для ВВС Катара. Разработанный для Катара самолет выполнил взлет в международном аэропорту Ламберт в Сент-Луисе и находился в воздухе 90 мин. Самолет продемонстрировал высокую маневренность, выполнив вертикальный взлет «Викинг» и различные фигуры, в т.ч. с перегрузкой 9g. Проверка ряда систем, включая авионику и РЛС, также прошла успешно. По итогам тестирования испытательная группа подтвердила, что самолет соответствует предъявленным требованиям.

Отмечается, что группа летных испытаний Boeing продолжит проверку возможностей самолета в соответствии с разработанным перечнем задач. Как отметили в компании Boeing, усовершенствованный F-15QA выполнен с использованием передовых технологий и отличается расширенными возможностями. При этом стоимость летного часа F-15 вдвое ниже, чем у аналогичных истребителей. Кроме того, самолет может транспортировать большую полезную нагрузку на большую дальность. 14 июня 2017 года министр обороны США (на тот момент) Джеймс Мэттис и государственный министр по делам обороны Катара Халед бен Мухаммед аль-Атыйя подписали предварительное соглашение о намерениях по вопросу продажи истребителей F-15QA (Qatar Advanced) для катарских ВВС.

Ранее, в ноябре 2016 года, Государственный департамент США одобрил потенциальную поставку Катару в рамках программы «Иностранные военные продажи» до 72 многоцелевых истребителей F-15QA, а также связанных с контрактом вооружений и  услуг. Общая стоимость продажи была оценена в 21,1 млрд. долл. В декабре 2017 года Министерство обороны США заключило с компанией Boeing первый контракт стоимостью 6,173 млрд долл., предусматривающий поставку ВВС Катара в рамках программы «Иностранные военные продажи» 36 новых самолетов в конфигурации F-15QA. Компания Boeing приступила к сборке первого F-15QA в августе 2018 года.

Китайские специалисты предполагают, что Boeing начнет поставки самолетов заказчику в 2021 году и завершит в 2023 году. Контракт содержит опционы на поставку еще 36 самолетов, в случае реализации которых производство будет продолжаться до 2026 года. Кроме того, в 2019 году с компанией в рамках программы «Иностранные военные продажи» был подписан контракт на проведение обучения летного состава и техническое обслуживание самолетов F-15QA. Истребитель F-15QA отличается технологиями нового поколения, включая электродистанционное управление, цифровую кабину, модернизированные датчики, РЛС и средства радиоэлектронной борьбы, бортовой компьютер высокой производительности.

Таким образом, представляется возможным согласиться с оценками китайских специалистов о том, что командование ВВС Катара продолжает реализовать подход по комплектованию образцами авиационной техники производства иностранных государств. Данный аспект привлекает внимание китайских специалистов, поскольку позволяет оценить боевые возможности ВВТ иностранных государств, которые ранее не публиковались в открытой печати. В заключение отметим, что по данным китайских СМИ, в начале июня 2020 года ВВС Катара также получат последнюю партию вертолетов AH-64Е «Апач Гардиан» американского производства, что также расширит боевые возможности катарской армейской авиации.

52.39MB | MySQL:103 | 0,774sec