Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (25 — 31 мая 2020 года)

29 мая в МИД России констатировали, что «ситуация в Ливии продолжает деградировать. Объявленное в январе текущего года перемирие окончательно сорвано. Боевые действия возобновились в полном объеме. При этом ситуация на земле сегодня существенно отличается от той, что была на момент прекращения вооруженного столкновения. Благодаря массированной внешней помощи баланс сил изменился». На Смоленской площади подтвердили, что наша страна «будет и дальше в контактах со всеми участниками ливийского конфликта делать акцент на том, что военное решение бесперспективно и нет альтернативы политическому урегулированию».

26 мая министр иностранных дел РФ С. Лавров и председатель Палаты депутатов (парламента) Ливии А. С. Иса в ходе телефонного разговора «подчеркнули бесперспективность попыток силового решения ливийского кризиса, необходимость безотлагательного запуска конструктивного диалога с участием всех ливийских политических сил». С. Лавров выразил поддержку озвученной А. С. Иса 23 апреля инициативы, предполагающей «немедленное прекращение боевых действий и активизацию межливийских переговоров с целью выработки компромиссных решений имеющихся проблем и формирования единых органов власти в стране».

Тем временем вооруженные формирования базирующегося в Триполи Правительства национального согласия (ПНС) во главе с Ф. Сарраджем 26 мая на 48 часов приостановила операции против сил Ливийской национальной армии (ЛНА) под командованием фельдмаршала Х. Хафтара. В ПНС добавили, что это «последний шанс для незаконных вооруженных формирований с востока Ливии». Со своей стороны, отряды ЛНА взяла под контроль расположенный в 50 км к юго-западу от столицы населенный пункт Эль-Хира. Тем самым войска Х. Хафтара смогли перекрыть важную трассу, связывающую Триполи и стратегически важный город Гарьян, захваченный сторонниками ПНС.

28 мая представитель ЛНА генерал А. аль-Мисмари опроверг информацию о поступлении в распоряжение сил Х. Хафтара новейших военных самолетов. Генерал заявил, что у сторонников фельдмаршала находятся лишь «старые самолеты, отремонтированные и введенные в эксплуатацию техниками ЛНА».

Потери нефтяного сектора Ливии после блокирования морских наливных терминалов и закрытия месторождений с января 2020 г. достигли почти 5 млрд долларов, сообщила Национальная нефтяная корпорация страны.

Конфискованные на Мальте ливийские динары напечатаны в соответствии с заключенным в 2015 г. контрактом, утвержденным парламентом Ливии, говорится в комментарии МИД РФ от 30 мая. «Контракт на печать ливийских динаров был подписан в 2015 г. между АО «Гознак» и главой Центрального банка Ливии, утвержденного Палатой депутатов (парламент) Ливии. При этом исходим из того, что указанные денежные средства необходимы для поддержания стабильного функционирования всей ливийской экономики». Таким образом, изготовленные для восточноливийского правительства динары не являются фальшивыми, в отличие от заявлений Госдепартамента США на эту тему, заявили в МИД РФ. Власти на востоке Ливии считают, что конфискация напечатанных в России динаров на Мальте «является посягательством на деньги и права ливийского народа». Ранее Госдепартамент США выразил признательность правительству Мальты, заявившему 26 мая о перехвате поддельных ливийских динаров на сумму 1,1 млрд долларов, которые якобы были напечатаны российским «Гознаком». Экспертная комиссия по вопросам Ливии при Совбезе ООН не нашла нарушений санкций при поставке обсуждаемого тиража денег.

26 мая власти Афганистана заявили о готовности продлить режим прекращения огня с радикальным движением «Талибан» (запрещено в РФ), установленный на время мусульманского праздника Ид аль-Фитр. Однако талибы отказались от продления перемирия и возобновили атаки на правительственные силы. В то же время по распоряжению президента Афганистана А. Гани кабульские власти на минувшей неделе освободили из тюрем две тысячи боевиков движения «Талибан» в соответствии с соглашением между США и талибами от 29 февраля. В свою очередь талибы 28 мая освободили из плена 80 афганских военнослужащих.

Президент США Д. Трамп заявил 26 мая, что вернет американских военнослужащих из Афганистана в разумные сроки, при этом не уточнил дату вывода войск. По словам главы Белого дома, США должны продолжать наблюдать за тем, что происходит в Афганистане, и в случае необходимости быть готовыми нанести «громовой удар». По имеющейся информации, США из-за пандемии коронавируса сократят количество военнослужащих в Афганистане до 8,6 тыс. уже к началу июня, хотя раньше это планировалось сделать к середине июля. Вместе с тем, по мнению американских военных, досрочный вывод подорвёт мирное соглашение с движением «Талибан». Военные опасаются повторения в Афганистане «сирийского» сценария, когда внезапное сообщение президента Д. Трампа о решении вернуть войска домой вызвало хаос в северо-восточной части Сирии и фактически спровоцировало турецкое наступление на курдские неправительственные силы, с которыми сотрудничал Пентагон.

США приняли решение прекратить вводить временные исключения из режима санкций, которые позволяют Ирану получать от стран-участниц Совместного всеобъемлющего плана действия (СВПД) по иранской ядерной программе  помощь в области мирного освоения атома, заявил 27 мая госсекретарь М. Помпео. Решение вступает в силу через 60 дней. Вашингтон продолжит кампанию экономического давления и дипломатической изоляции Ирана, подтвердил 27 мая спецпредставитель США по Ирану Б. Хук.

Отмена США исключений из-под санкций в отношении иранских ядерных объектов замедлит, но не остановит реализацию проектов по их перепрофилированию, заявили в МИД России. Представители внешнеполитической службы Евросоюза, а также МИД Германии, Франции и Великобритании «глубоко сожалеют» из-за решения США перестать исключать из-под санкций подпадающие под ядерную сделку проекты в Иране. Европейцы заявили, что СВПД является «в настоящий момент лучшим и единственным способом обеспечить исключительно мирный характер иранской атомной программы». В Тегеране заявили, что Иран может принять ответные меры после решения США об отмене санкционных исключений в отношении ядерной программы ИРИ.

28 мая Меджлис (парламент) Ирана нового состава избрал Мохаммада Багера Галибафа в качестве нового главы законодательного органа. Он считается сторонником жесткого правления, ранее занимал пост мэра Тегерана. Отметим, что в новом составе Меджлиса консерваторы занимают около 75% мест. Таким образом, президент ИРИ Х. Роухани получил почти полностью оппозиционный парламент.

В Сирии в идлибской зоне продолжаются боестолкновения правительственных войск с отрядами исламистских бандгрупп. Турецкий офицер умер от ранения, полученного 27 мая при взрыве в Идлибе на трассе М4 (Алеппо — Латакия) во время движения конвоя ВС Турции. Очередное совместное российско-турецкое патрулирование участка трассы М4 в зоне деэскалации Идлиб состоялось 28 мая. Впервые патруль прошел около 20 км. Ранее протяженность маршрута не превышала 15 км. Российская военная полиция начала сопровождать гражданские автоколонны на участке трассы М4 между населенными пунктами Айн-Исса и Тель-Тамр протяженностью более 160 км.

На прошедшей неделе ВВС Сирии получили от российских ВС вторую партию многоцелевых истребителей четвертого поколения МиГ-29 (в том числе 2 учебно-боевых самолета). Церемония передачи самолетов состоялась на авиабазе «Хмеймим». Первые полеты с использованием новых боевых машин должны начаться 1 июня.

25 мая президент России В. Путин назначил посла РФ в Дамаске А. Ефимова своим специальным представителем по развитию отношений с Сирией. Ранее такой должности не существовало. 29 мая В. Путин поручил Минобороны РФ подписать протокол к соглашению с Сирией (2015 г.) о размещении авиагруппировки ВС РФ, предусматривающий передачу российской стороне дополнительного недвижимого имущества и акватории.

Совет Евросоюза продлил 28 мая до 1 июня 2021 г. санкции в отношении Сирии. В санкционный список внесены 273 человека и 70 организаций. Санкции, введенные в 2011 г., включают запрет на импорт нефти из Сирии, поставки в САР готового топлива и нефтепродуктов, ограничения на инвестиции, заморозку в ЕС активов сирийского Центробанка, эмбарго на торговлю технологиями двойного назначения, а также средствами и оборудованием для мониторинга или блокирования телефонных и интернет-коммуникаций.

Администрация США «продолжает целенаправленный процесс обсуждения» возможности введения санкций в отношении Турции в рамках американского закона CAATSA («О противодействии противникам Америки посредством санкций») за приобретение ею ЗРС С-400 у России, сообщили 27 мая Госдепартаменте США. Было заявлено: «Мы по-прежнему глубоко обеспокоены приобретением и возможным введением в строй ЗРС С-400». Кроме того, США обеспокоены желанием Турции укреплять и расширять сотрудничество с Россией, а также «достичь договоренностей в некоторых вопросах».

29 мая турецкие самолеты-заправщики KC-135R выполнили дозаправку в воздухе стратегических бомбардировщиков B-1B ВВС США в ходе полета последних над Черным морем. Взаимодействие B-1B с турецкими самолетами было отработано впервые, сообщили американские военные.

Премьер-министр Израиля Б. Нетаньяху подтвердил 26 мая, что его страна намерена начать осуществление шагов по аннексии частей Западного берега реки Иордан в июле 2020 г. в соответствии с коалиционным соглашением, подписанным им с лидером «Кахоль-лаван» Б. Ганцем. Нетаньяху отметил, что речь идет об «исторической возможности», которую предоставляет мирный план президента США Д. Трампа, и что ее «нельзя упускать».

28 мая власти Алжира приняли решение отозвать для консультаций своего посла в Париже после показа французскими общественными телеканалами серии передач, «в которых содержались нападки на народ Алжира и его институты, включая Национальную народную армию». По мнению алжирских властей, эти передачи «раскрывают враждебные и настойчивые намерения определенных кругов, которые не желают установления мирных отношений между Алжиром и Францией 58 лет спустя после обретения независимости [Алжиром]». В ответ МИД Франции заявил: «В рамках глубоких и давних отношений, существующих между нашими странами, и которым с французской стороны придается важнейшее значение, Франция в полной мере уважает суверенитет Алжира». Было подчеркнуто, что Франция «намерена на такой основе и далее работать над углублением двухсторонних отношений». В то же время МИД напомнило властям Алжира, что «все СМИ Франции пользуются полной независимостью в их редакционной политике, что защищено положениями законов». Тем временем в Алжире на минувшей неделе прошли антиправительственные протесты в поддержку 50 задержанных участников оппозиционного движения «Хирак». Таким образом был проигнорирован запрет на демонстрации во время пандемии коронавируса.

Президент России В. Путин и наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед бен Сальман в телефонном разговоре, состоявшемся 27 мая, отметили важность совместных усилий по достижению в апреле договоренностей в формате ОПЕК+ и договорились о дальнейшей тесной координации по этому вопросу по линии министерств энергетики.

28 мая В. Путин обсудил по телефону с эмиром Катара Тамимом бен Хамадом ситуацию на мировых рынках углеводородов и положение дел в Сирии. «При обсуждении проблематики урегулирования в Сирии отмечена эффективность предпринимаемых Россией усилий в целях восстановления независимости и территориальной целостности сирийского государства. Акцентирована важность нормализации гуманитарной обстановки в этой стране». Были рассмотрены вопросы совместной борьбы с пандемией коронавируса.

 

Приложение

Об авиационной промышленности Ирана

Авиационная промышленность является одной из основных и перспективных отраслей иранского военно-промышленного комплекса. Важнейшим направлением развития авиационной промышленности Ирана считается налаживание собственного производства авиационной техники.

Военно-политическое руководство Ирана стремится создать в стране полноценную современную авиационную промышленность. С этой целью принимаются меры по расширению и модернизации существующих и строительству новых авиационных предприятий для налаживания серийного производства различных летательных аппаратов национальной разработки. Большое внимание уделяется проведению НИОКР по созданию современных образцов авиационной техники, преимущественно военной. Поставлена задача максимально снизить зависимость страны от импортных поставок оборудования, необходимого для обеспечения ритмичной работы отрасли. Вместе с тем, реализация этих планов сталкивается с растущими трудностями, обусловленными неуклонно расширяющимися международными, преимущественно американскими, экономическими и военно-техническими санкциями против Ирана.

Основу отрасли составляет Организация авиационной промышленности (ОАП), действующая при Министерстве обороны и поддержки ВС ИРИ. Организация отвечает за развитие национального авиастроения. В состав ОАП входят авиастроительные объединения, авиаремонтные предприятия, предприятия по выпуску комплектующих и запасных частей для авиатехники, научно-исследовательские учреждения.

Ведущими компаниями ОАП являются: «Иран эйркрафт мэньюфекчуринг индастриз» (Iran Aircraft Manufacturing Industries – IAMI, на фарси HESA), «Иран хеликоптер саппорт энд риньювал компани» (Iran Helicopter Support & Renewal Company – IHSRC, на фарси PANHA) и «Иран эйркрафт индастриз» (Iran Aircraft Industries – IAI, на фарси SAHA).

Компания IAMI выпускает учебно-тренировочные самолеты (УТС), беспилотные летательные аппараты (БПЛА), занимается модернизацией истребителей-бомбардировщиков F-5Е/F «Тайгер-2» (производство США). Освоено производство самолетов национальной разработки, в том числе истребителей-бомбардировщиков «Азархаш» и «Саеге», БПЛА типа «Абабиль», «Каррар» и др. Основные производственные мощности компании находятся в г. Шахин-Шахр недалеко от Исфагана. Компания наладила лицензионное производство турбовинтового транспортного самолета ИрАн-140 «Фараз». Лицензионное соглашение подписано с Украиной в 1997 г. Комплектующие для самолета поступают из России, Украины и других стран. Кроме того, компания ведет НИОКР по созданию вертолетной техники.

Предприятия компании IHSRC занимаются техническим обслуживанием, ремонтом и модернизацией военных и гражданских вертолетов различных типов. Кроме того, освоено производство широкого перечня запасных частей и комплектующих, за исключением деталей двигателей и трансмиссии. Производственные мощности IHSRC находятся главным образом в районе Тегерана. С 2000 г. компания выпускает вертолеты серии «Панха», созданные на базе различных типов американских вертолетов фирмы «Белл». Производственные мощности предприятия позволяют ежегодно выпускать до 20 машин. Специалисты компании спроектировали три новых вертолета: учебный (поршневой двигатель), «Саба» (может использоваться для спасения на море) и «Хома» (способен уходить от радаров). В настоящее время опытные образцы проходят этап летных испытаний и стандартизации. Компания IHSRC считается одним из крупнейших центров технического обслуживания, ремонта и модернизации вертолетов производства западных компаний на Ближнем и Среднем Востоке.

Компания IAI специализируется на ремонте, модернизации и техническом обслуживании самолетов и вертолетов, полученных Ираном из США до исламской революции 1979 г.: истребителей-бомбардировщиков F-5Е/F «Тайгер-2», F-4 «Фантом», F-14 «Томкэт», военно-транспортных самолетов F-27 и С-130. Основное предприятие компании расположено в районе Тегерана. На заводе также выполняется ремонт двигателей для американской авиатехники. Предприятие стало производить обслуживание и ремонт советской (российской) и украинской авиатехники: истребителей МиГ-29, бомбардировщиков Су-24МК, штурмовиков Су-25, военно-транспортных самолетов Ил-76 и Ан-74. Планируется проводить работы по модернизации этих машин. Осваивается производство комплектующих и авиационных двигателей. При компании имеется «Авиационный исследовательский центр», созданный до 1979 г. при содействии США и оснащенный современной измерительной аппаратурой и высокотехнологичным производственным оборудованием.

«Коде авиэйшн индастриз» (QAI) имеет статус дочернего предприятия IAMI. Компания занимается разработкой, производством и модернизацией БПЛА, а также наземного оборудования к ним. Это — «Сайеге-1», «Сайеге-2» и «Талаш-2», используемые в качестве воздушных целей для тренировок войск ПВО; «Талаш-1», предназначенный для тренировок операторов наземного оборудования для БПЛА; разведывательные БПЛА «Мохаджер-2» и «Мохаджер-4». Компания также производит ударно-разведывательный БПЛА «Шахед-129», системы связи и бортовое радиоэлектронное оборудование, занимается ремонтом и обслуживанием навигационных систем. В перспективе планируется наладить выпуск противокорабельных и крылатых ракет. Производственные мощности QAI расположены в Тегеране.

Компания «Фаджр авиэйшн энд композите индастри» специализируется на создании и выпуске легких самолетов с использованием композитных материалов. Ее основной продукцией является поршневой УТС «Фаджр Ф-3», созданный на базе швейцарского самолета РС-7. Предполагается выпустить примерно 400 машин. Предприятие компании находится в г. Шираз.

Промышленная группа «Шахид Басир Мазендеран» осуществляет производство деталей для сборки летательных аппаратов и комплектующих для авиационной техники различных типов в интересах смежных предприятий, входящих в ОАП.

Компания по производству вертолетов «Шахед» расположена в н. п. Шахин-Шахр (20 км севернее г. Исфахан) на территории компании АПИ. На основе промышленных мощностей компании организовано сборочное производство вертолетов «Шахед-278», а также лопастей из композитных материалов для различных типов вертолетов. Научно- исследовательский центр компании «Шахед» выполняет опытно-конструкторские работы по проектированию различных типов вертолетов: ударного вертолета «Шахед-478»; легкого вертолета «Шахед-220» с поршневым двигателем; многоцелевого легкого вертолета «Шахед-444».

Авиационная сервисная компания «Парс» создана для ремонта авиационной техники российского (советского) производства. Она расположена на территории авиационной базы «Мехрабад» (Тегеран). Одной из основных задач компании «Парс» является проведение всех видов ремонта вертолетов типа Ми-17. Кроме того, предприятие занимается проведением среднего ремонта широкофюзеляжных гражданских самолетов западного производства.

В условиях действия международных санкций Иран смог приобрести за рубежом в обход эмбарго больше количество сложного высокотехнологичного оборудования и аппаратуры, что позволило повысить уровень технической оснащенности предприятий авиапромышленности, внедрить передовые технологии и в ряде случаев наладить выпуск высококачественной продукции, организовать собственное производство многих деталей и комплектующих. В результате Иран смог достичь значительного прогресса в авиационной отрасли и обладает технологиями по производству вертолетов и БПЛА. Иранцы также наработали технологии в области восстановительного ремонта, оптимизации и продления жизни самолетов, самостоятельно проводят капитальный ремонт широкофюзеляжных самолетов. В целом Иран располагает возможностями для увеличения объемов выпуска и ремонта авиатехники и необходимых для этого компонентов.

Вместе с тем, возможности научно-производственной базы страны все еще далеки от того, что обеспечить в полном объеме потребности национальных ВС в современной авиатехнике. Предприятия отрасли занимаются преимущественно модернизацией и ремонтом состоящих на вооружении зарубежных самолетов и вертолетов. Создание же собственных образцов, а тем более запуск их в серию в большинстве случаев не представляется возможным из-за множества нерешенных технических и кадровых проблем. Острый дефицит отдельных категорий запчастей и комплектующих препятствует бесперебойному функционированию большинства предприятий, существенно ограничивает возможности проведения полноценного ремонта и модернизации авиатехники. Таким образом, перспективы дальнейшего развития авиапромышленности Ирана в значительной степени будут зависеть срока действий международных экономических и военно-технических санкций.

42.98MB | MySQL:92 | 0,989sec