Территориальный спор между ОАЭ и Ираном набирает силу

Вот уже более 30 лет, как тянется территориальный спор между Объединенными Арабскими Эмиратами и Ираном вокруг трех островов в Персидском заливе: Большой и Малый Томб и Абу Муса. 17 марта с.г., согласно сообщению информационного агентства Пейванд ньюс, Лига арабских государств (ЛАГ) направила в адрес Совета Безопасности ООН от имени Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ) письмо, в котором оспаривала право Ирана на суверенитет над этими островами.

Думается, что время для обращения в Совбез было выбрано не случайно. Через две недели, 29-30 марта, в Дамаске состоялся двадцатый по счету саммит глав арабских государств, на котором присутствовал и министр иностранных дел Ирана Манучехр Моттаки. В день открытия саммита Генеральный секретарь ЛАГ Амр Муса заявил о необходимости проведения переговоров по вопросу о трех островах, принадлежащих ОАЭ. Он заявил, что в случае необходимости вопрос о них будет передан на рассмотрение международного суда в Гааге. По утверждению газеты «Этемад», заявление Амр Мусы было поддержано ливийским лидером Муаммаром Каддафи, который также высказался за передачу вопроса о трех островах в международный суд. 30 марта, по завершении саммита ЛАГ, была опубликована декларация, которая призвала Иран положить конец оккупации упомянутых островов и прекратить проведение наземных, морских и воздушных маневров на островах и вблизи от них. По заявлению ЛАГ, действия Ирана несут угрозу территориальной целостности ОАЭ. Декларация требует от Ирана прекращения подобных провокационных действий, поскольку, как считают составители декларации, это является вмешательством в дела суверенной страны и не только не способствует созданию взаимного доверия, но и подвергает опасности стабильность и безопасность в регионе. ЛАГ призывает Иран решить настоящую проблему путем прямых и серьезных переговоров или привлечь для этого международных посредников. ЛАГ также приняла решение направить Генеральному секретарю ООН послание, в котором будет рассмотрена проблема трех островов. По сообщению иранской прессы, в связи принятием этой декларации Иран выразил официальный протест.

На таком неблагоприятном фоне иранский президент Махмуд Ахмадинежад, вопреки требованиям многих депутатов меджлиса, принял участие в заседании Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ), который прошел в столице Катара Дохе. Следует заметить, что здесь, как и в Дамаске, прозвучали аналогичные требования по восстановлению легитимных прав ОАЭ над тремя островами. В связи с этим многие иранские обозреватели полагают, что присутствие иранских официальных лиц на заседаниях подобного рода, вопреки ожиданиям, усиливает напористость со стороны арабских стран, что в конечном счете не может дать положительных результатов. Заметим, что сближению позиций двух стран не помог и недавний визит премьер-министра ОАЭ в Тегеран. Между тем иранская пресса обращает внимание на тот факт, что давление со стороны арабских стран усилилось на фоне иранской ядерной проблемы в Совбезе ООН. Она выражает уверенность, что не обошлось без политического воздействия Запада на арабские страны, в результате которого последние усилили свое давление на Иран с целью заставить его отказаться от процесса обогащения урана. Если это так, то следует полагать, что Запад выбрал ОАЭ в качестве инструмента давления на Иран. Как известно, ОАЭ занимает одно из ведущих мест во внешнеторговых отношениях с Ираном. Ведь торговый оборот Ирана с этой страной составляет многие миллиарды долларов.

В ответ на общеарабскую декларацию ЛАГ незамедлительно последовала реакция со стороны Министерства иностранных дел Ирана. Присутствовавший на саммите в Дамаске министр иностранных дел Ирана Манучехр Моттаки в своем выступлении заявил о законных правах Ирана на три острова Персидского залива. На пресс-конференции в Дамаске М. Моттаки подверг критике декларацию лидеров арабских стран, заявив, что эти острова по праву принадлежат Ирану и что они отнюдь не являются частью ОАЭ, следовательно, претензии ОАЭ беспочвенны. В свою очередь, пресс-секретарь МИДа Ирана Сеид Мохаммад Али Хосейни назвал декларацию ЛАГ вмешательством во внутренние дела Ирана. Он отметил, что вопрос можно решить только путем двусторонних переговоров, без вмешательства третьей стороны. По заявлению газеты «Этемад», вместо того чтобы рассматривать важнейшие проблемы арабского мира, лидеры арабских стран превратили вопрос о трех островах в главнейший вопрос повестки дня своего саммита.

Следует напомнить, что проблема вышеназванных островов не возникла сейчас, она имеет довольно длинную историю. Как известно, некоторые из островов в Персидском заливе, благодаря их географическому расположению, приобрели военно-стратегическое значение еще в Средние века, когда на его берегах стали создаваться торговые фактории европейских стран. Среди многочисленных островов были такие, которые, в силу близости к северной части Персидского залива, находились во владении Ирана (например острова Хормуз, Кешм или Ларк). Вместе с тем было множество островов, не находившихся в сфере юрисдикции каких либо прибрежных стран. Установлению юрисдикции над этими островами со стороны местных государств в немалой степени мешало многовековое британское присутствие в Персидском заливе.

После установления монархии Пехлеви в Иране эта страна неоднократно заявляла о своих исторических правах на владение упомянутыми островами Персидского залива, в том числе и Бахрейном. Дискуссии по этому вопросу периодически возникали как в самом Иране, так и между Англией и Ираном. Тем не менее из-за фактического присутствия английских войск в районе Персидского залива Иран не мог тогда пытать надежду на присоединение желанных островов. Следует заметить, что еще до ухода англичан из Персидского залива (1971) Иран стал серьезно рассматривать вопрос о присоединении островов Абу Муса, Большой и Малый Томб. Кстати, известный иранский специалист по политической географии, автор книги «Политическая география Ормузского пролива» проф. Пируз Моджтахед-заде считает, что в свое время доктрина шахского Ирана была основана на необходимости создания оборонительной линии у самого входа в Персидский залив. В январе 1968 г., когда Великобритания объявила о своем уходе из района Персидского залива, установление суверенитета над этими островами стало для шахского Ирана первостепенной стратегической задачей. Вместе с тем незадолго до этого, по сведениям египетской печати, за отказ от претензии на суверенитет над Бахрейном Великобритания предложила Ирану в качестве компенсации остров Абу Муса. В мае 1969 г., после разрешения проблемы Бахрейна, сложилось такое впечатление, что Иран пошел на такую «жертву» ради чего-то большего. В дальнейшем стало очевидно, что «компенсация» оказалась не малой. Именно в 1969 г. Иран впервые официально заявил о своем праве на владение тремя островами. При этом тогдашние официальные лица Ирана в доказательство справедливости своих утверждений, помимо исторических претензий на эти острова, ссылались на английские источники, в частности на морские карты Персидского залива, составленные английскими политическими представителями еще в первой половине XIX в. Согласно этим картам, все три острова были расположены в северной части Персидского залива. Следовательно, как считали тогда в шахском Иране, они могли принадлежать только этой стране. Есть все основания думать, что во время англо-иранских переговоров, состоявшихся в ноябре 1970 г., стороны обсудили вопрос и о судьбе трех островов. Уже в январе 1971 г. Мохаммад Реза-шах заявил о значении островов для безопасности Ирана и стран Персидского залива и об исторических правах Ирана на владение ими.

Веским аргументом в пользу данной версии, по мнению П. Моджтахед-заде, может служить тот факт, что 29 ноября 1971 г. эмират Шарджа заявил, что достиг соглашения с Ираном, согласно которому шахский воинский контингент мог расположиться на острове Абу Муса. В качестве компенсации Иран согласился в течение девяти лет ежегодно выплачивать эмирату Шарджа 1,5 млн фунтов стерлингов. На следующий день, 30 ноября 1971 г., иранские войска заняли острова. Как тогда утверждала арабская сторона, достигнутое соглашение было единственным выходом для избежания ненужного кровопролития. По утверждению П. Моджтахед-заде, тогда в качестве предусловия, взамен за официальное признание Объединенных Арабских Эмиратов, куда в ту пору входили Катар и Бахрейн, Иран потребовал признания иранского суверенитета над островами со стороны арабских стран. В пользу принадлежности Ирану островов Абу Муса, Большой и Малый Томб автор приводит несколько аргументов, а именно: географический, исторические факты, а также юридические свидетельства. По утверждению автора, в середине 60-х годов прошлого века между Великобританией и Ираном было достигнуто соглашение, согласно которому острова, расположенные в северной части Персидского залива, принадлежат Ирану, и напротив, острова, расположенные в южной части Залива, принадлежат арабской стороне. Что касается положения острова Абу Муса, поскольку этот остров находится на срединной морской линии и, следовательно, на равном расстоянии от Ирана и на полпути от Ирана и Шарджы, то, согласно договоренности 1971 г., обе стороны поровну разделяют эти права. Автор утверждает, что все острова, расположенные в северной части Персидского залива, всегда принадлежали Ирану. Что касается юридических аргументов, согласно автору, еще в декабре 1971 г. некоторые арабские страны — члены ЛАГ, такие как Ирак, Ливия, Алжир, Кувейт, Южный Йемен и ОАЭ, подали жалобу в СБ ООН на Иран, голословно утверждая, что Иран оккупировал эти острова. Тогда СБ ООН решил вопрос не в пользу арабской стороны. По мнению иранского автора, ни ЛАГ, ни ОАЭ не имеют права рассматривать себя в качестве юридической стороны, поскольку «Меморандум о взаимопонимании» был подписан между шахским Ираном и эмиратом Шарджа.

Как бы то ни было, независимо от того, на чьей стороне историческая правда, ясно, что этот территориальный спор может иметь негативные последствия для ирано-арабских отношений.

52.24MB | MySQL:103 | 0,496sec