Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (21 – 7 июня 2020 года)

В Ливии силы Правительства национального согласия во главе с Ф. Сарраджем при широкой поддержке Турции добились новых успехов в противостоянии с Ливийской национальной армией (ЛНА) под командованием маршала Х. Хафтара. Так. 3 июня в ПНС заявили, что контролируют столицу страны Триполи в пределах административных границ города. 5 июня силы, лояльные ПНС, взяли под контроль город Тархуну, расположенный в 65 км к юго-востоку от Триполи. Потеря этого стратегически важного объекта и прилегающего к нему аэропорта стала чувствительным поражением для армии  Хафтара. В то же время эксперты подчеркивают, что «никаких «военных побед» в классическом понимании этого слова в Ливии нет: есть покупка или потеря лояльности тех иди иных племен противоборствующими силами. В данном случае ПНС действует в той же парадигме, что и Хафтар в свое время: оно просто перекупает лояльность племен и тем самым обеспечивает военный прогресс». Тем не менее, последние события свидетельствуют о фактическом провале 14-месячной операции ЛНА по штурму Триполи.

На минувшей неделе лидеры противоборствующих ливийских сторон провели переговоры со своими спонсорами: Ф. Саррадж в Анкаре с президентом Турции Р. Т. Эрдоганом, а Х. Хафтар и спикер Палаты представителей (избранный постоянный парламент) Ливии А. Салех в Каире с президентом Египта А.Ф. ас-Сиси.

Р. Т. Эрдоган по итогам переговоров с Ф. Сарраджем 4 июня пообещал увеличить разностороннюю помощь ПНС Ливии, а также усилить сотрудничество с ПНС, чтобы приступить к геологоразведочным работам в Средиземном море. Ф. Саррадж в Анкаре вновь жестко заявил, что его правительство «отвергает любые переговоры, в которых будет участвовать ЛНА».

6 июня президент Египта А. Ф. ас-Сиси по итогам переговоров с командующим ЛНА Х. Хафтаром и спикером парламента Ливии А. Салехом обнародовал «Каирскую декларацию» — новую политическую инициативу по преодолению кризиса в Ливии. В частности, эта инициатива предусматривает прекращение огня между противоборствующими ливийскими сторонами с 8 июня и продолжение переговоров в Женеве под патронажем ООН совместного военного комитета в формате «5+5» (по пять представителей от каждой стороны). От успеха работы этого комитета будет зависеть дальнейший прогресс по другим вопросам, в том числе политическому, экономическому и в сфере безопасности. Декларация также призывает международное сообщество оказать давление на всех внешних игроков, чтобы они вывели из Ливии иностранных наемников. А. Ф. ас-Сиси предостерег от военного решения ливийского конфликта, указав, что единственным вариантом может быть политическое урегулирование. Х. Хафтар призвал к началу межливийского диалога для объединения разрозненных государственных структур, создать правительство национального единства и заявил о поддержке «Каирской декларации». ПНС сходу отвергло «Каирскую декларацию». Глава действующего совместно с ПНС Высшего государственного совета Х. аль-Мишри, заявил 6 июня, что любая мирная инициатива, не основанная на Схиратском политическом соглашении (подписано в 2015 г, предусматривает создание ПНС сроком на один год, а функции парламента должна выполнять Палата представителей), будет отклоняться. Кроме того, по словам Х. аль-Мишри, власти в Триполи «находятся в состоянии войны с ОАЭ», и «отвергают вмешательство Египта». В то же время 7 июня глава МВД ПНС Ливии Ф. А. Башага заявил, что силы ПНС будут готовы к мирным переговорам с ЛНА только после того, как вернут контроль над городом Сирт и авиабазой в районе Эль-Джуфра. Россия и ОАЭ 6 июня заявили о поддержке каирской инициативы.

3 июля в Москве глава МИД России С. Лавров провел переговоры по ливийскому урегулированию с заместителем главы президентского совета, вице-премьером ПНС Ливии А. Майтига и главой МИД ПНС М. Т. Сиялой. Лавров подчеркнул важность прекращения боевых действий в Ливии. Кроме того, было особо подчеркнуто, что пребывание в тюрьме Триполи российских граждан остается главным препятствием для налаживания сотрудничества между РФ и ПНС Ливии. Перед ливийской стороной был в очередной раз поставлен вопрос о необходимости скорейшего и безусловного освобождения российских граждан М. Шугалея и С. Х. Али Суэйфана, арестованных в Триполи в мае 2019 г. Сообщается, что глава ПНС Ливии Ф. Саррадж должен 7 июня прибыть для переговоров в Москву.

Национальная нефтяная корпорация Ливии объявила 7 июня о возобновлении производства нефти на крупнейшем месторождении страны Эш-Шарара.

Совет представителей (парламент) Ирака утвердил 6 июня кандидатуры семерых министров, что позволило завершить формирование нового правительства страны во главе с М. аль-Казыми. Назначены министры нефти и иностранных дел — эти посты до последнего момента оставались вакантными, поскольку политические группировки не смогли сразу договориться по претендентам, а также одобрены кандидаты — взамен первоначально отвергнутых депутатами — на должности глав еще пяти министерств: торговли; сельского хозяйства; по делам миграции и беженцев; юстиции; культуры, туризма и древностей. Министерство нефти возглавил И. А. Джаббар Исмаил, а главой МИД утвержден Фуад Хусейн.

Запасы обогащенного урана в Иране превысили лимит, разрешенный Совместным всеобъемлющем плане действий (СВПД) по ядерной программе ИРИ от 2015 г., почти в восемь раз, говорится в докладе, подготовленном МАГАТЭ. Отмечается, что по состоянию на 20 мая запасы обогащенного урана составляют в Иране 1571,6 кг, в то время как разрешенный лимит составляет 202,8 кг. В агентстве также выразили «глубокую обеспокоенность» тем фактом, что Исламская Республика по-прежнему не допускает экспертов на два объекта в стране. Эксперты пытаются получить доступ на них в течение нескольких месяцев. В МАГАТЭ предполагают, что на этих объектах могут находиться незаявленные ядерные материалы, а также вестись деятельность, имеющая отношение к ядерной отрасли. В докладе содержится призыв к Ирану «немедленно начать сотрудничать с МАГАТЭ в полной мере, включая предоставление доступа к указанным объектам». Кроме того, в МАГАТЭ считают, что Иран обогащает уран до 4,5%, хотя СВПД установлен порог в 3,67%.

5 июня Верховный суд России признал действующую преимущественно в Сирии коалицию «Хайят Тахрир аш-Шам» (ХТШ) запрещенной в РФ террористической группировкой. Было подчеркнуто, что деятельность этой организации и «проводимая ею пропагандистская и иная работа» представляет серьёзную угрозу национальным интересам России, социальной и политической стабильности, жизни и здоровью граждан. Напомним, что ХТШ была сформирована вокруг террористической группировки «Джебхат ан-Нусра» (запрещена в РФ) в январе 2017 г.

В идлибской зоне на северо-западе Сирии на линии соприкосновения сирийских правительственных войск и боевиков экстремистских группировок и вооруженной оппозиции продолжаются взаимные обстрелы и вооруженные столкновения.

В ночь на 4 июня сирийские средства ПВО отразили атаку в провинции Хама, ракетные удары были нанесены израильскими ВВС по военным объектам в городе Масъяф из воздушного пространства Ливана.

В российском МИД заявили, что наша страна разочарована тем, что Евросоюз и США продлили ограничительные меры в отношении Сирии. Было подчеркнуто, что «подобные рестрикции не только калечат сирийскую экономику, но и препятствуют закупке жизненно важных лекарств, медицинского оборудования, гуманитарных товаров».

Курдские формирования из «Сил демократической Сирии» (СДС) 4 июня использовали оружие при разгоне выступлений протеста со стороны жителей города Эш-Шаддади на юге провинции Хасеке. В результате применения силы погиб один из демонстрантов, трое ранены. Участники акции, которая прошла под сирийскими национальными флагами, перегородили основные улицы горящими покрышками, парализовав движение по городу. Протестующие требовали вывода отрядов СДС и американских войск из Эш-Шаддади, где находится крупнейшая военная база США на северо-востоке Сирии.

6 июня в столице Ливана Бейруте вновь вспыхнули беспорядки. Полицейские силы использовали слезоточивый газ против активистов протестного движения в центре столицы, а подразделения ливанской армии блокировали эстакаду Ринг, которая соединяет мусульманские и христианские кварталы города, а также участок прибрежного шоссе возле морского порта. Действия военных позволили предотвратить столкновения между сторонниками и противниками шиитской партии «Хизбалла». Сотни человек, принявших участие в акциях протеста, обвиняли ливанские власти в самом тяжелом за последние десятилетия экономическом кризисе. Кроме того, они требовали разоружения военизированных формирований «Хизбаллы».

В Израиле 2 июня было объявлено об успешном завершении испытаний оперативно-тактического ракетного комплекса с одноступенчатой твердотопливной баллистической ракетой LORA (Long-Range Artillery weapon system) в варианте морского базирования. Сообщается, что «испытания проводились в открытом море и включали запуск двух ракет LORA по заранее определенным точкам на воде. Комплексное испытание включало два сценария для тестирования и демонстрации расширенных возможностей LORA. Первый сценарий предусматривал запуск на короткую дистанцию до 90 км, второй — на дальнюю дистанцию до 400 км». Комплекс LORA предназначен для поражения элементов инфраструктуры и батарей ПВО в глубине территории противника. Он может использоваться как в наземном, так и морском вариантах базирования. Круговое вероятное отклонения ракеты составляет до 10 м. Ракета может быть оснащена боеголовкой проникновения или фрагментации, Вес боевой части — более 200 кг. Испытания наземной версии ракетной системы были проведены в июне 2017 г.

Переговоры России и Турции о поставке второго полкового комплекта ЗРС С-400 находятся в продвинутой стадии. В настоящее время ожидается финальное решение турецкой стороны по этому вопросу. Об этом сообщил 2 июня глава Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС) Д. Шугаев. По его словам, РФ готова прорабатывать с Турцией возможность технологического сотрудничества, то есть участия турецких компаний в производственном процессе. «Переговоры [по этому вопросу] ведутся, это процесс трудоемкий, требующий определенного времени», — отметил Шугаев. В целом, как сообщил глава ФСВТС, портфель заказов Турции на российскую военную технику оценивается в сумме порядка 1 млрд долларов. Кроме того, Россия и Турция обсуждают возможность сотрудничества в сфере производства авиационной техники и средств ПВО. Россия также видит возможности для сотрудничества с Турцией в области создания национального истребителя пятого поколения TF-X, в том числе в разработке двигателей, авионики, бортовых систем, проработке планера и систем жизнеобеспечения летчика.

Россия и Саудовская Аравия согласовали необходимость продления максимального уровня сокращения добычи нефти в ОПЕК+, как минимум, на один месяц, что во многом способствовало принятию 6 июня странами-членами группы ОПЕК+ решения о продлении сокращения нефтедобычи на этот срок. Президент США Д. Трамп выразил благодарность РФ и КСА за нефтяную сделку, которая, по его словам, помогла спасти американскую энергетическую промышленность.

5 июня в МИД РФ назвали слова помощника госсекретаря США Д. Шенкера о том, что России следует «убраться» с Ближнего Востока глупостью и отметили, что уровень профессиональной подготовки в американском внешнеполитическом ведомстве упал очень низко. Ранее Шенкер заявил, что «русские должны убраться» с Ближнего Востока. По его словам, Москве удалось закрепиться на Ближнем Востоке, потому что это позволил бывший президент США Б. Обама.

 

Приложение

О некоторых особенностях отношений между Бахрейном и США

На протяжении многих лет Королевство Бахрейн является одним из важных американских военно-политических союзников в зоне Персидского залива и на Ближнем Востоке. В 1991 г. Бахрейн и США подписали соглашение по вопросам обороны и безопасности. Этот документ предоставляет США право иметь военные базы и складировать военные материалы на бахрейнской территории. В случае возникновения угрозы безопасности королевства Манама и Вашингтон при необходимости проводят двусторонние консультации. Также предусмотрено проведение совместных мероприятий по боевой подготовке вооруженных сил двух государств, поставки Бахрейну американского вооружения и военной техники. В 2002 г. вашингтонская администрация предоставила Бахрейну статус важного союзника США вне НАТО. Соединенные Штаты фактически являются главным гарантом безопасности королевства в случае внешнего нападения. Этот выбор руководство страны сделало после войны в зоне Персидского залива в 1991 г., которая со всей очевидностью продемонстрировала военную несостоятельность аравийских монархий. Со своей стороны, в Манаме учитывают американские политические, экономические и военные интересы в зоне Персидского залива, всячески поддерживают ближневосточные политические и военные инициативы Вашингтона.

Одним из главных направлений двустороннего сотрудничества является военная и военно-техническая сфера. С 1977 г. действует бахрейнско-американский комитет по военному сотрудничеству. В 1983 г. страна вошла в зону ответственности Центрального командования ВС США. На территории королевства находится ряд важных американских военных баз и объектов. Бахрейн дал согласие на размещение на своей территории штаба и основных компонентов обеспечения функционирования и базирования оперативных групп 5-го оперативного флота ВМС США. В Эль-Джуфайре (4 км к юго-востоку от Манамы) находится его главная база, а в порту Эль-Мухаррик – центр снабжения ВМС США. Эти две базы представляют собой ключевые точки базирования и снабжения американского флота в Персидском заливе. Для заправки кораблей американских ВМС используется порт Сальман. Кроме того, американские моряки имеют право пользоваться портом Ситра. Вблизи Манамы находится несколько узлов связи ВМС США. Американское командование считает присутствие своих военно-морских сил в Бахрейне «лучшим вариантом» их базирования в зоне Персидского залива. В мирное время, дислоцированные в Бахрейне силы ВМС США выполняют задачи патрулирования нейтральных вод Персидского залива.

Манаме размещен региональный передовой пункт управления Сил специальных операций ВС США. Периодически военно-воздушная база (ВВБ) «Шейх Иса» используется американской авиацией для патрулирования в зоне Персидского залива и транспортных целей. Здесь же базируются американские самолеты-разведчики и находится командный пункт ВВС США. Для обеспечения действий американской военной авиации используются возможности бахрейнского центра управления воздушным движением. Вооруженным силам США также предоставлено право использования ВВБ Эль-Мухаррик. Командование ВС США разместило в Бахрейне узел связи, пункт сбора информации с ИСЗ, ведущих наблюдение за акваторией Индийского океана и Ираном, станцию радиоразведки и склады военного имущества. По состоянию на январь 2020 г. в Бахрейне находились около 7000 американских военнослужащих. Американцы оказывают Бахрейну финансовую помощь и техническое содействие в развитии военной инфраструктуры и судоремонтной отрасли.

В США остаются основным поставщиков вооружения и военной техники для бахрейнских ВС. Так, в марте с. г. было объявлено о предстоящей поставке королевству ЗРК «Пэтриот» (9 ПУ) в варианте РАС-3. Бахрейн стал первой страной в регионе Персидского залива, которая приобрела американские тактические истребители F-16, и первым заказчиком в мире, который приобрел усовершенствованную версию F-16 Блок 70. Недавно Госдепартамент США одобрил модернизацию имеющихся на вооружении ВВС Бахрейна 20истребителей  F-16 Блок 40 ВВС до конфигурации F-16V. Полная стоимость этого проекта оценивается в 1,082 млрд долл. Отметим, что часть поставляемой Бахрейну техники США используют в своих интересах. Так, переданная королевству береговая РЛС обеспечивает действия ВМС США. Периодически проводятся совместные учения ВМС двух стран. Американские советники и инструкторы работают в бахрейнских ВС. Имеет место высокая степень взаимодействия национальной армии с вооруженными силами США, прежде всего, это относится к подготовке личного состава и тыловому обеспечению. По американским оценкам, до 45% ВС Бахрейна «полностью способны к интегрированным действиям в составе коалиции во главе с США».

Бахрейн и США активно сотрудничают в борьбе с терроризмом, включая вопросы перекрытия каналов финансирования террористических группировок. США оказывают королевству (главным образом по линии местного МВД) помощь для противодействия террористической угрозе, в том числе с целью повысить возможности бахрейнских спецслужб по защите американских военных и дипломатических объектов на территории королевства.

В ходе массовых антиправительственных выступлений в Бахрейне в 2011 г. и в последующие годы администрация президента США Б. Обамы призывала правительство Бахрейна к отказу от использования силы в отношении оппозиции, налаживанию национального диалога и проведению политических реформ. В то же время руководство Бахрейна категорически отказывалось инкорпорировать местных шиитов во властные структуры, а неоднократные предложения Вашингтона ослабить репрессивные меры против шиитов встречали в Манаме «холодный ответ». Правящий в королевстве режим «не приемлет никакого компромисса с шиитами, полагая, что они находятся под плотным влиянием Тегерана и всякие заигрывания с ними излишни».

Ситуация в двусторонних отношениях кардинально изменилась с приходом в 2017 г. в Белый дом президента Д. Трампа. В мае 2017 г. на встрече с бахрейнским королем Х. Аль Халифой американский президент заявил: «Отношения между нашими странами были несколько напряженными, но с этого момента, при нынешней администрации США, напряженности в них не будет, и они будут носить долгосрочный характер». При этом Трамп добавил, что между США и Бахрейном «есть много общего». Эти заверения «послужили своеобразным спусковым крючком для того, чтобы власти Манамы решились на очередную кампанию репрессий в отношении шиитской оппозиции».

Бахрейн называет отношения с США «стратегическими» и призывает к их расширению «во всех областях». Королевство поддержало инициативы администрации Д. Трампа по палестино-израильскому урегулированию. В июне 2019 г. в Манаме прошла конференция «Мир ради процветания», на которой представители США огласили экономическую часть американской «сделки века» – плана по окончательному завершению конфликта между Израилем и арабскими странами. Проведение в Манаме этого мероприятия, созванного по инициативе Вашингтона, «стало еще одним четким показателем приверженности Бахрейна особым отношениям с США». При этом глава МИД королевства Х. аль-Халифа заявил: «Официальная позиция Бахрейна по-прежнему заключается в поддержке братского палестинского народа в восстановлении его законных прав на своей земле, создании независимого государства со столицей в Восточном Иерусалиме и помощи палестинской экономике на двусторонних и международных форумах».

Королевство поддержало стратегию Д. Трампа в отношении Тегерана, «с целью устранения угрозы политики Ирана, которая, как считают в Манаме, «подрывает безопасность и стабильность в регионе». Королевство приветствовало действия США «по преодолению недостатков ядерного соглашения и прекращению подрывного вмешательства Ирана и поддержки террористических групп в регионе». В 2019 г. Бахрейн первым из стран зоны Персидского залива заявил о присоединении к коалиции под эгидой США по обеспечению безопасности морских путей в Заливе.

Активно развиваются двусторонние торгово-экономические связи. Многие американские банки и компании используют Бахрейн в качестве «площадки» для ведения своих торговых, финансовых и других операций в регионе. США являются одним из основных торговых партнеров королевства. В 2004 г. стороны подписали соглашение о свободной торговле, предусматривающее взаимные беспошлинные поставки товаров. США являются одним из главных покупателей алюминия, производимого в Бахрейне. Развивается сотрудничество в сфере энергетики и опреснения морской воды.

Таким образом, Бахрейн продолжает оставаться одним из основных американских союзников в регионе, а «базисная зависимость Манамы от Вашингтона никуда не денется».

62.89MB | MySQL:102 | 0,492sec