О предстоящем экстренном визите главы МИД Германии в Израиль

По сообщениям СМИ, федеральный министр иностранных дел Германии Х.Маас в середине текущей недели готовится прибыть в Израиль для консультаций с первыми лицами страны. Центральной темой предстоящего визита, называемого во многих источниках «экстренным», считается анонсированное кабинетом министров во главе с Б.Нетаньяху намерение распространить израильский суверенитет на территории Иудеи и Самарии. В связи с заявленным намерением ФРГ выражает серьезную обеспокоенность в связи с потенциальной эскалацией насилия в зоне палестино-израильского конфликта. Также не исключается, что выполнение предвыборного обещания лидера Ликуда рискует привести к ухудшению отношений между Иерусалимом и Берлином.

По имеющимся данным, в Израиле для Х.Мааса будут запланированы встречи с главой правительства Б.Нетаньяху и его израильским контрпартнером Г.Ашкенази. После блиц-визита в Израиль, как ожидается, министр иностранных дел ФРГ сделает краткую остановку в Иордании. При этом необходимо отметить, что, по некоторым данным, переговоры представителей Германии и Хашимитского королевства по заявленной теме уже ведутся.  Финальным аккордом должен стать раунд общения с Палестинской национальной администрацией. Согласно опубликованным германскими СМИ сообщениям, пока планируется видеоконференция Х.Мааса и премьер-министра в составе ПНА М.Штайе.

Согласно оценкам израильского МИДа, введение ФРГ санкций в отношении Израиля считается менее вероятным. Вместе с тем волнение среди дипломатов ближневосточной страны вызывают перспективы сотрудничества двух государств на площадке международных организаций. Прежде всего, это касается Европейского союза, где с 1 июля к Германии в порядке ротации переходит пост председателя, который страна будет занимать в течение шести месяцев. В рамках своей роли в ЕС федеральным канцлером А.Меркель уже было объявлено, что одним из приоритетных направлений работы станут различные аспекты борьбы с коронавирусной инфекцией нового типа. В таком контексте примечательно, что распространение COVID-19 в Ближневосточном регионе фигурирует в числе аргументов, приводимых международными игроками для сдерживания планов Израиля, опирающихся на поддержку США.

Кроме того, в список вопросов, которыми Берлин планирует заниматься в ЕС, А.Меркель включает и укрепление единства организации, в то время как палестино-израильская проблематика представляет собой повод для разногласий и дробления государств-участников Евросоюза на группы. Так, от поддержки израильской позиции, судя по всему, не планирует отказываться Венгрия. Таким образом, дебаты в свете решения об израильском суверенитете над  спорными территориями рискуют заметно осложнить деятельность ФРГ в ЕС.

Наконец, в июле к Германии,  в текущем году продолжающей входить в состав Совета Безопасности ООН  в качестве непостоянного члена, переходит председательство и в этом специализированном учреждении. Несмотря на то, что каденция продлиться всего месяц, полномочия ФРГ передаст Франция. В совокупности это позволит Берлину и Парижу на протяжении двух месяцев обеспечить единство курсов ООН и ЕС по палестино-израильской проблеме. При этом Франция уже заняла весьма жесткую позицию. Так, по мнению главы внешнеполитического ведомства Пятой республики Ж.-И. Ле Дриана, «любые односторонние действия Израиля … не пройдут без последствий для отношений с Евросоюзом».

На текущем этапе в германских источниках утверждается, что под ударом, прежде всего, оказались перспективы сотрудничества в рамках восьмой рамочной программы ЕС по развитию научных исследований и технологий Horizon 2020, в которой Израиль участвует с 2014 г. В общей сложности проекты, реализуемые под эгидой Horizon 2020 принесли Израилю порядка 1,3 млрд евро. С участием Германии реализовывался широкий спектр инициатив от проектов по мемориализации Холокоста, среди которых European Holocaust Research Infrastructure, до активности в сфере борьбы с террором и координации служб быстрого реагирования в случае чрезвычайных ситуаций.

От Берлина ждут и предложений в сфере мирного урегулирования палестино-израильского конфликта, что связано среди прочего и с упомянутой программой визита, включающей общение со сторонами конфликта и одним важным региональным игроком – Иорданией. При этом Египет, задействованный в консультациях с ХАМАСом, в графике реальных и виртуальных встреч Х.Мааса не значится. Игнорирование этого посредника особенно в условиях, когда ранее сообщалось о включении германской стороны в переговоры Израиля и палестинской группировки по обмену пленными, обращает на себя внимание. Дополнительным поводом задуматься над стремлением ФРГ убрать с первого плана этот компонент активности на ближневосточном треке можно считать начавшиеся в стране протесты граждан, чьи родственники пострадали от рук террористов ХАМАСа. По мнению таких людей, Берлин не должен принимать участие в шагах, в конечном итоге приводящих к тому, что на свободе окажутся боевики.

Впрочем, это далеко не единственный повод для критики позиции Германии в текущей ситуации. Так, с одной стороны, Берлин был замечен в склонности принимать пропалестинскую точку зрения, что проявилось в опубликованном в мае совместном заявлении ФРГ и ПНА. В нем, в частности, утверждалось, что федеральное правительство «приняло к сведению аргумент палестинцев, что такой шаг (распространение суверенитета на спорные районы – авт.) положит конец всем подписанным соглашениям». С другой стороны, Израиль уже упрекнул германских представителей в том, что их дипломатия, основанная на виртуальном общении, далека от реальной ситуации в зоне конфликта. Несмотря на то, что частично своим визитом глава федерального МИДа явно пытается исправить это упущение, предполагаемый формат консультаций с М.Штайе на текущей неделе, судя по приведенным выше данным, изменен не будет. При этом отдельным поводом для возражений со стороны Израиля является то, что данную практику первоначально начал использовать ЕС, а Германия теперь фактически под  него подстраивается.

В целом, как кажется, ФРГ всеми способами пытается заявить о себе, как о весомом посреднике в деле мирного урегулирования. К этому федеральное правительство подталкивает председательство сразу в двух международных организациях, где страна стремиться повысить или закрепить свой статус. Кроме того, косвенно активизировать роль на палестино-израильском треке Германию заставляет ситуация вокруг Ирана и Берлинского процесса по Ливии, которые не принесли стране ожидавшихся дипломатических успехов. Вместе с тем одной из основных проблем рискует стать угроза для особого характера отношений Израиля и ФРГ, что потенциально может обострить в Германии проблему антисемитизма и радикализации мусульманского населения, что в свою очередь чревато нарастанием внутриполитической нестабильности.

52.24MB | MySQL:103 | 0,554sec