Оценки китайских специалистов повышения боевых возможностей армейской авиации ВВС Катара

По данным китайского специализированного военно-технического издания «Ханкун чжиши» («Авиационное знание», официальный печатный орган Китайской авиастроительной корпорации), 26 июня официальный  представитель американской корпорации Boeing подтвердил, что завершено производство всех 24 ударных вертолетов AH-64E «Апач Гардиан», заказанных командованием ВВС Катара. Производство вертолетов на предприятии компании в Меса (шт.Аризона) завершилось через 15 месяцев после официальной передачи ВВС Катара первой машины в марте 2019 года. Хотя сборка и летные испытания катарских AH-64E завершены, информация о том, все ли они отправлены в Катар поставщиком, не раскрывается.

Несмотря на то, что компания Boeing не подтвердила сроки поставки вертолетов в Катар, китайские специалисты предполагают, что последние машины могут стать первыми вертолетами «Апач», выполненными в последней по времени Версии-6. Как заявил официальный представитель американской корпорации, «у нее имеется зарубежный заказчик, который является первым получателем вертолета в Версии-6 и сейчас они поставляются этому заказчику». Ранее планировалось, что вертолеты будут поставлены к концу мая 2020 года, однако сроки сдвинулись из-за пандемии COVID-19.

Известно, что вертолет «Апач Гардиан» Версии-6 отличается интеграцией радиолокационной станции (РЛС) управления огнем «Лонгбоу» с увеличенной с 8 до 16 км дальностью обнаружения и режимом применения над водой, что позволяет успешно бороться с надводными кораблями противника. Зарубежный заказчик получит вертолеты Версии-6 в начальной конфигурации, а поставки данной модификации в интересах Сухопутных войск (СВ) США начнутся в конце 2020 года.

По информации китайского специализированного издания, в июле 2012 года Агентство по сотрудничеству в сфере безопасности МО США (DSCA) уведомило Конгресс о возможной поставке Катару в рамках программы «Иностранные военные продажи» 24 ударных вертолетов AH-64E «Апач Лонгбоу», а также другого оборудования, систем вооружения, боеприпасов и сопутствующих услуг общей стоимостью до 3 млрд долл. В июне 2016 года СВ США подписали с компанией Boeing  контракт стоимостью 667,522 млн. долл. на поставку в рамках программы «Иностранные военные продажи» 24 ударных вертолетов AH-64E «Апач», а также другого сопутствующего оборудования для ВВС Катара. Условиями контракта была предусмотрена подготовка 70 пилотов и 100 технических специалистов ВВС Катара. Контракт также содержал опцион на поставку дополнительных боевых вертолетов.

В мае 2019 года Госдепартамент США одобрил поставку Катару в рамках программы «Иностранные военные продажи» второй партии из 24 ударных вертолетов AH-64E «Апач» и сопутствующего оборудования общей стоимостью до 3 млрд долл. Тем не менее, контракт на их поставку пока не подписан. Первый вертолет AH-64E «Апач Гардиан» ВВС Катара приняли в ходе церемонии, состоявшейся 15 марта 2019 года на предприятии компании Boeing в Меса (шт.Аризона). Китайские обозреватели военно-технических изданий отмечают, что в ходе проведенного 18 декабря 2019 года ежегодного парада, посвященного Национальному дню страны, ВВС Катара впервые продемонстрировали не менее 7 вертолетов AH-64E «Апач Гардиан».

По оценке китайских экспертов, поставленные вертолеты заменят устаревшие SA-342 «Газель» ВВС Катара и будут применяться для авиационной поддержки, ведения разведки и борьбы с танками противника. Представляется возможным сопоставить тактико-технические характеристики боевых вертолетов «Апач Гардиан» и «Газель» ВВС Катара.

 

Тактико-технические характеристики вертолетов «Апач Гардиан» и «Газель» ВВС Катара (по данным издания «Ханкун чжиши»)

Характеристика «Апач Гардиан» «Газель»
Вооружение

 

30-мм пушка M230 Chain Gun, 16 противотанковых ракет AGM-114 или 4 установки с 19 единицами 70-мм НАР Hydra 70 4-6 ПТУР «Хот»
Экипаж 2 человека 2 человека
Расчетная взлетная масса 7260 кг 3560 кг
Скороподъёмность 12,7 м/с 9,7 м/с
Двигатель газотурбинный XT-700 турбовальный «Турбомека Астазу»
Предполагаемый срок службы 15 лет 15 лет
Расчетная стоимость серийной машины 14 млн долларов 10-11 млн долларов

 

В свою очередь, китайские обозреватели издания «Ханкун чжиши» предполагают, что катарские вертолеты SA-342 «Газель» (оценочно 12 единиц) не будут списаны в утиль или законсервированы на базах хранения ВВС. Данный вертолет хорошо зарекомендовал себя в ходе войны в Афганистане и гражданской войны в Сирии. В связи с этим, китайские обозреватели предполагают, что в самое ближайшее время в СМИ появятся фотоматериалы с данными вертолетами в воздушном пространстве Ливии. Также специалисты КНР не исключают, поставку SA-342 «Газель» Египту, который уже давно эксплуатирует данные вертолеты и с учетом ограниченного военного бюджета закупает в интересах вооруженных сил бывшую в употреблении военную технику.

Таким образом, представляется возможным согласиться с оценками китайских специалистов о том, что командование ВВС Катара продолжает реализовать подход по комплектованию образцами авиационной техники производства иностранных государств. Данный аспект привлекает внимание китайских специалистов, поскольку позволяет оценить боевые возможности ВВТ иностранных государств, которые ранее не публиковались в открытой печати. В заключение отметим, что по данным китайских СМИ, появление на вооружении ВВС Катара вертолетов AH-64Е «Апач Гардиан» американского производства расширит боевые возможности катарской армейской авиации.

52.49MB | MySQL:103 | 1,066sec