Использование ХАМАСом интернета, телевидения и мультипликации для пропаганды на детскую аудиторию

Обстановка в зоне палестино-израильского конфликта остается сложной и напряженной. Значительное влияние на сохранение напряженности оказывает обоюдная пропагандистская деятельность сторон. Помимо военной конфронтации с Израилем, среди самих палестинцев ведется политическая и силовая борьба между двумя группировками ХАМАС и ФАТХ. Одним из важнейших направлений этого противостояния является борьба за увеличение численности своих организаций, в первую очередь за счет подрастающего поколения.

В 2000 году у Палестинской национальной администрации появилось собственное теле- и радиовещание. С этого момента власти стали активно использовать электронные средства массовой информации для психологической обработки детской аудитории с целью воспитания непримиримых борцов за свои идеи. Детские передачи, воспевающие «юных героев, прошедших путь «шахида», идут по палестинскимтелеканалам практически каждый день.

«Исламское движение сопротивления» (ХАМАС) существенно расширило зону пропагандистского информационного охвата, открыв в Интернете специальные сайты для детей.

Один из них — «Аль-Фатех» (http://www.al-fateh.net/) с точки зрения оформления выгодно отличается от пропагандистских роликов, ежедневно идущих по палестинскому телеканалу PATV. Иллюстрации здесь яркие и красочные, рассчитанные именно на детей в возрасте до 14 лет. Интерфейс этого сайта прост и доступен ребенку, обладающему базовыми навыками работы с компьютером. Здесь можно собрать головоломку, решить несложный ребус или арифметическую задачку. Ребенок, ответивший на вопросы правильно, может отправить свою фотографию, и она обязательно будет размещена в «зале славы» сайта. Также на сайте «Аль-Фатех» размещены постоянно обновляющиеся комиксы, мультфильмы, смешные истории и прочие развлекательные материалы. Имеется большой раздел «писем и рисунков, присланных нашими читателями». Авторы сайта очень грамотно вовлекают свою аудиторию в деятельность проекта, используя естественные детские желания — быть услышанным, заслужить уважение сверстников и взрослых, прославиться. Именно в игровой форме среди детей пропагандируется главный тезис, ради которого создавался сайт. Авторы «Аль-Фатех» последовательно внушают аудитории, что лучший способ заслужить славу, почет и уважение — это «пройти путь шахида», стать террористом-самоубийцей. В «зале славы» рядом с фотографиями детей, правильно отгадавших загадки, размещены рассказы о юных шахидах с портретами малолетних террористов-самоубийц и описаниями их «подвигов». Рассказы лишены дидактичности, способной отпугнуть ребенка; терроризм описывается как чрезвычайно интересное, увлекательное и вместе с тем почетное дело. Вот один из подобных рассказов: «Сегодня мы поговорим о юном герое Назиме Аль-Джаабари, прошедшем путь шахида. Когда его мать узнала, что сын стал шахидом (Аль-Джаабари был одним из двух исполнителей терактов, организованных ХАМАС на автобусных остановках в городе Беэр-Шева 31 августа 2004 года; тогда кроме самих террористов погибло еще 16 человек), она пошла на базар и там накупила сладостей и кофе, чтобы угостить всех, кто придет ее поздравить.

«Сионистские секретные службы никогда не смогут победить палестинское сопротивление, пока за нашу свободу будут сражаться такие герои, как мой сын», — говорит счастливая мать».

Психологи ХАМАС понимают, что естественный страх причинить горе родителям — одно из главных препятствий на пути ребенка в террористы-самоубийцы, поэтому чуть ли не половина стихотворений и песен, опубликованных на сайте, с разными вариациями повторяют следующий мотив: «Не плачь, мама, я стал шахидом! Я впишу свое имя в историю собственной кровью. Я пройду свой путь до конца, а если я не вернусь, не плачь по мне, мама!». Последняя строка повторяется три раза. К стихам приложены ноты. Песен на «Аль-Фатех» размещено очень много. В основном они принадлежат к жанру «песни-протеста». Вот типичный пример: «Мы восстали против разбойников, Мы восстали и не сдадимся никогда! Мы продолжим дело наших отцов, Мы пожертвуем, пожертвуем нашими жизнями! Кровь шахидов научила нас: Путь шахида — путь вечной жизни. О, Аллах, благослови поступь восставших, Ибо вставший на путь шахида — уже победил!» «Этот сайт создали люди, очень хорошо разбирающиеся в детской психологии, — считает Итамар Маркус, председатель израильской неправительственной организации Palestinian Media Watch (PMW), которая занимается обзором и анализом палестинских СМИ. — Работа с детьми от 6 до 14 лет первый этап программы промывки мозгов палестинской молодежи».

Еще один детский сайт ХАМАС был зарегистрирован 19 марта 2002 года, а последний раз обновлялся 24 февраля 2006 года. Владелец сайта — Низар аль-Хуссиен (Nizar al-Hussien) из Бейрута. Его публикации носят явный антисемитский характер. Не трудно догадаться, в кого стреляет девочка из рогатки на этом сайте…

Как один из новых приемов информационно-психологического воздействия на подрастающее поколение «детские» сайты публикуют цикл комиксов, направленных на воспитание в подрастающем поколении ценностей истинных «шахидов».

В комиксе, который озаглавлен «Опасные игры», изображены два палестинских мальчика, которые стоят над грудой красочных игрушек. Когда один из детей пытается взять одну из них, другой одергивает его словами: «это не игрушки, а бомбы, которые взорвутся в руках у любого, кто до них дотронется. Злые сионисты положили их тут, чтобы убить невинных палестинских детей». «Правильный» мальчик просит товарища сбегать за полицией, в то время как сам остается оберегать других детей от «происков сионистов».

Следует отметить, что за годы последней интифады все больше несовершеннолетних палестинцев вступают в ряды террористических организаций. Пропаганда в Интернете, направленная на усиление ненависти к израильтянам, очень эффективна. Это только часть общей системы психологического воздействия на детскую аудиторию, наибольшее же пропагандистское влияние на палестинцев оказывает телевидение.

В этой сфере ХАМАС продолжает наращивать активную пропагандистскую работу, направленную на дальнейшую борьбу против Израиля. Программы подобного содержания идут на местном телеканале ХАМАС и на государственном телеканале ПНА. Воспитание детей в духе религиозности, почитания родителей, любви к родине — такими благими побуждениями объясняют необходимость подобных детских передач идеологи ХАМАС.

Телеканал «Аль-Акса», подконтрольный ХАМАС, неоднократно транслировал интервью с двумя детьми дошкольного возраста, мать которых, взорвав бомбу, укрепленную на теле, погибла сама и унесла с собой жизни пятерых израильтян.

Ведущий:

— Итак, дети, «мученики-воины» Рим аль-Рияши-Мухаммед и Доха. Дети, что сделала мама?

• Мама приняла мученическую смерть – «шахаду»…

• Мама убила евреев…

• Сколько евреев убила мама?

• Пятерых.

• Доха, ты прочитаешь нам стихи про маму Рим?

• «Рим, ты огненная бомба! Автомат и дети — твой жизненный девиз!»

• Ты знаешь, где теперь мама?

• В раю…

— Ты любишь маму, ты хочешь к маме?

— Да…

Еще один образец палестинских детских передач был показан на официальном телеканале ПНА:

Папа купил мне в подарок автомат и винтовку. Я стану взрослым и вступлю в армию освобождения…

Другой видеоклип показывает маленького ребенка, идущего в мечеть, и прижимающего к груди автомат вместе с Кораном. Этот трогательный пятиминутный видеоролик о 12-летнем Мухаммеде аль-Дура сделал его самым известным палестинским «шахидом». Ребенок погиб по случайности во время перестрелки между палестинскими боевиками и израильскими военными в секторе Газа, и до сих пор неизвестно, какая из сторон конфликта стала виновницей его смерти. Однако палестинская передача, снятая с участием актеров, не оставляет сомнений в том, что убийцы — израильтяне… По словам Итамара Маркуса, директора организации PMW, с момента запуска этого клипа в эфир как минимум три палестинских подростка-смертника написали прощальные письма родителям в духе Мухаммеда Аль-Дура.

В одном из популярных видеоклипов палестинского телевидения кадры детских похорон перемежаются кадрами игры детей на улице. В конце клипа на почерневшем экране появляются палестинский герб и девиз на арабском и английском: «Призови смерть — и получишь жизнь!»

11-летняя ведущая палестинского телеканала «Аль-Акса» Сара Бархун полагает, что основные проблемы палестинских детей — отсутствие гигиены и политическая безграмотность. Ведущая детской студии учит подрастающую аудиторию следовать законам ислама, бороться с Израилем, и чистить зубы. Дочь муллы из Рафиаха обладает харизмой и привлекательностью телезвезды. Она красноречива, мила, сведуща в различных вопросах, включая политику. Сара, даже в отличие от многих взрослых коллег по цеху, работает без сценария. Раз в неделю, по пятницам, она приезжает в студию и в прямом эфире делится с друзьями и зрителями оценкой последних событий.

Свою роль девочка видит в том, чтобы стать образцом для подражания палестинской молодежи и помочь Западу понять истинный смысл ислама. «Я хотела бы сказать всем, что ислам — это очень просто, и не трудно следовать его законам. Если люди на Западе поверят, они найдут себя в раю. Я хочу рассказать всему миру, что мы — не враги и не террористы», — заявила Сара в разговоре с репортером «The Guardian».

Сара Бархун также является соведущей детской программы «Завтрашние первопроходцы» («Пионеры будущего»). До июля 2007 года в проведении программы ей помогал похожий на Микки Мауса персонаж, мышонок по имени Фарфур. Очень напоминающий знаменитого диснеевского персонажа, он рассказывал о неизбежном мировом господстве ислама.

Фарфур, чье имя переводится с арабского как «птица» или «клоун», в своих передачах разъяснял юным телезрителям смысл молитвы в мечети и важность употребления молока. В каждый из сюжетов были включены тезисы о господстве ислама, о ненависти, которую надлежит испытывать к Израилю и Америке, и о необходимости поддерживать «вооруженное сопротивление». В одной из последних передач Фарфур пел о детях, вооружающихся автоматами Калашникова и вступающих в борьбу за мировое господство ислама.

Сценарий передач не лишен остроумия, отмечает представитель PMW, равно как и исполнительская манера актера, играющего Фарфура. Например, зачитывая стишок о мировых политиках, мышонок писклявым голосом говорит: «Мы победим, Буш! Мы победим, Кондолиза! Мы победим, Шарон!», но тут же поправляется: «Ах да, Шарон умер». «Вы и я закладываем основы для создания мира, у руля которого станут исламисты», — говорил Фарфур. «Мы вернем былое величие исламского сообщества, освободим Иерусалим, и, да поможет нам Всевышний, освободим Ирак и все мусульманские страны, куда вторглись убийцы», — с такими словами главный герой программы обращался к своим юным зрителям.

Политически некорректные высказывания мышонка вызвали возмущение не только у израильского, но и у палестинского руководства. Некоторые члены палестинского правительства даже пытались заставить телеканал убрать программу из телеэфира.

В июле 2007 г. палестинский министр информации Мустафа Баргути заявил, что созданный на экране образ демонстрировал «неверный подход к борьбе палестинцев против израильской оккупации». «Неправильно использовать программу, адресованную детям, для передачи политических посланий», — сказал он.

Телеканал, однако, проигнорировал требования палестинского министра закрыть программу. Кроме того, руководство телеканала провело еще более удачный пиар-ход. «Мышонок по имени Фарфур покинул телеканал. Его «убил» Израиль» — так выглядели заголовки большинства печатных палестинских СМИ.

Полосатый Наххуль, огромный шмель, сменил мышонка Фарфура, погибшего, согласно сценарию передачи, защищая свой земельный надел от притязаний агрессоров. В последнем эпизоде еженедельной программы «Пионеры будущего» исламского двойника Микки Мауса забивает до смерти актер в роли «израильского агента». По сценарию эпизода «израильтянин» пришел к палестинскому мышонку с целью выкупить его землю, однако на сделку с гостем Фарфур не пошел, превратившись в мученика.

«Фарфур пал смертью мученика, защищая свою землю, — прокомментировала Сара. — Убийцы детей погубили его».

«Я Наххуль — двоюродный брат Фарфура, который воевал и погиб мученической смертью за ислам и родину. Я хочу продолжить путь Фарфура, путь ислама и героев-шахидов», — сообщает Наххуль. «Я и мои друзья будем идти путем Фарфура. Мы будем воевать с убийцами детей.

Для своей пропаганды ХАМАС использует и мультипликацию. Так, «Король-лев» олицетворяет победу исламской группировки над ФАТХом в секторе Газа.

Представленный ХАМАСом мультфильм «Послание преступным бандам на оккупированном Западном берегу» изображает членов движения ФАТХ в виде крыс, которые разгуливают с оружием и разбрасываются долларами, тогда как ХАМАС выведен в образе уверенного и спокойного героя, похожего на льва Симбу из диснеевского «Короля-льва».

Хазим аш-Шарауи, исполнительный директор телевидения ХАМАСа, говорит, что мультфильм о льве, изгоняющем крыс, транслировался один раз, и был снят с эфира для внесения ряда поправок. «Он призван противостоять антиХАМАСовской пропаганде, которую развернуло на Западном берегу движение ФАТХ», -прокомментировал исламистский идеолог.

В фильме крысы терроризируют Газу: они сжигают дома, выкорчевывают деревья, стреляют по мечетям и оскверняют Коран. Их лидер узнаваем, ему придано явное портретное сходство с бывшим главой сил безопасности в Газе от ФАТХа Мохаммедом Дахланом. В мультфильме ХАМАСа «главный крыс» при галстуке и с сигарой хватает микрофон, и говорит, обращаясь к толпе: «Отойдите, пусть ХАМАС стреляет в меня». Дахлан действительно произносил эти слова во время июньских столкновений с ХАМАСом, именно его голос звучит в мультфильме.

На видео могучий лев молча наблюдает за крысами, готовит свои когти и машет гривой. Когда же он, наконец, прыгает, крысы в страхе разбегаются, а он давит их лапами. Затем одна из раненых и хромых крыс кричит: «Пора удирать на Западный берег».

Режиссеры мультфильма сообщили, что окончательный вариант ленты будет смягчен, в частности будет вырезана сцена «с участием Дахлана», но сам сюжет не изменится. Также в планах проектировщиков канала выпуск в скором будущем мультсериала по мотивам известного мультфильма Tom & Jerry, но только в своей интерпретации.

Идеологи движения ХАМАС с самого начала его образования делали ставку на молодежь, так как молодое поколение Палестины имеет мало перспектив и шансов повысить свой общественный статус и получить какое-то общественное признание. С другой стороны, СМИ постоянно сообщают о том или ином герое-шахиде: на телевидении, в Интернете происходит героизация терроризма, героизация террористов-смертников. По исследованиям аналитиков, в результате такого беспрецедентного зомбирования у палестинцев уже есть целое поколение детей, которые думают, что лучшее, что они могут сделать в жизни — это умереть во имя Аллаха.

Таким образом, Интернет, телевидение и мультипликация являются эффективными информационно-психологическими технологиями, используемыми ХАМАСом для оказания воздействия на сознание подрастающего поколения . Их применение позволяет с минимальными усилиями решать задачи по воздействию на детскую аудиторию, «перетягиванию» их на свою сторону. Есть все основания полагать, что электронные СМИ будут широко использоваться в информационном противоборстве как в настоящее время, так и в обозримой перспективе.

52.55MB | MySQL:103 | 0,465sec