О состоянии экономики Египта в условиях пандемии коронавируса

Согласно данным Reuters, экономический рост Египта замедлится до 3,1%  в 2020/2021 финансовом году. Рост замедлился прежде всего из-за пандемии коронавируса в стране, что негативно сказалось на доходах от туризма. На это наложилось и падение доходов казны от переводов египтян, которые работают в богатых нефтью странах Персидского залива; египетские гастрабайтеры в последний квартал резко сократили объем денежных переводов. По оценкам американских экономистов, если нынешний уровень пандемии коронавируса сохранится до конца текущего года, то рост может замедлиться до 2% против ожидаемых 3,5%. На этом фоне негативной внутренней и внешней ситуации правительством используются традиционные методы пополнения бюджета за счет инструментов внешнего заимствования и повышения фискальной нагрузки на население и бизнес. Среди принятых мер отметим повышение цен на электроэнергию и бензин. Также, недавно Египет получил два кредита от Международного валютного фонда (МВФ): один на сумму 2,77 млрд долларов, а другой — на сумму 5,2 млрд долларов. Менее четырех лет назад Египет уже занял у МВФ  12 млрд долларов. Европейский инвестиционный банк (ЕИБ) в июне одобрил новое финансирование в размере 1,9 млрд евро (2,2 млрд долларов) для инвестиций в бизнес в Египте, включая транспортные проекты, а также другие программы, связанные с преодолением последствий COVID-19. Министерство международного сотрудничества Египта объявило вчера, что кредит будет финансировать три транспортных проекта и включает 800 млн евро (914,9 млн долларов), которые будут предоставлены государственному Национальному банку Египта для финансирования малых и средних предприятий (МСП) в условиях пандемии коронавируса. Министр международного сотрудничества Рания аль-Машат заявила, что эти шаги были предприняты после того, как делегация ЕИБ посетила Египет в феврале для обсуждения двустороннего стратегического партнерства, которое началось в 1979 году. На прошлой неделе ЕИБ объявил об одобрении «800 миллионов для связанных с COVID-19 инвестиций в бизнес в Египте», а также «1,1 миллиарда евро новой поддержки, которая преобразует общественный транспорт в городах по всей стране». На этом фоне МВФ предупредил о финансовых рисках, связанных с высоким долгом Египта, в сочетании с пандемией коронавируса и последовавшими за этим местными и глобальными экономическими потрясениями. МВФ также заявил, что государственный долг Египта, как ожидается, достигнет 93% его ВВП к концу 2020/2021 финансового года, и что это однозначно потребует введения новых мер экономии. При этом правительство Египта ввело программу на 100 млрд египетских фунтов (6,3 млрд долларов) в рамках стимулирования экономики и попытки ослабить негативные последствия кризиса наиболее уязвимым слоям населения, которые зависят от поденной работы. До пандемии около трети 100-миллионного населения Египта жило за чертой бедности. Но даже те, кто пережил годы жестких экономических реформ, теперь испытывают нехватку наличных денег. При этом комментарии Государственной информационной службы Египта туманно отвечают на запросы относительно того, как правительство помогает частному сектору. Статистическое агентство Египта сообщило в июне, что более четверти тех, у кого была работа, не работали из-за запретительных мер, в то время как более половины работающих египтян были вынуждены трудиться по сокращенному графику. По последним данным, безработица в Египте в апреле составила 9,2%. Июньские данные индекса менеджеров по закупкам IHS Markit для ненефтяного частного сектора показали, что египетский рынок труда столкнулся с ухудшением условий, причем темпы сокращения рабочих мест ускорились до самого быстрого показателя с сентября 2016 года.

В этой связи надо остановиться на некоторых особенностях формирования госбюджета АРЕ и его исполнения. Бюджет любого государства обычно определяется как утвержденная детальная оценка государственных доходов наряду с государственными расходами на данный финансовый год. Обычно это касается того, что необходимо для достижения конкретных целей в рамках планового социально-экономического развития государства на основе его общей политики. Одним из основных принципов составления бюджета является «единство», когда все государственные доходы и расходы фиксируются в одном документе. Хотя это является нормой, существуют исключения, когда бюджеты прикрепляются к некоторым правительственным ведомствам или государственным органам, которым предоставляется административная и финансовая независимость. В Египте на сегодня существует несколько фондов, которые возникли во время президентства Абдель Фаттаха ас-Сиси и которые действуют параллельно с государственным бюджетом, что безусловно стимулирует темпы коррупции, отсутствие подотчетности и прозрачности со стороны правительства. Египет по-прежнему страдает от, по существу, частных фондов, которые берут деньги у египетских граждан и распределяют их без надлежащего надзора или подотчетности со стороны государственных аудиторских органов. Эта практика особенно стала практиковаться после прихода к власти военных, так как именно последние полагали, что такая форма извлечения денег у населения путем создания параллельных бюджетов, которые не связаны с государственным бюджетом (хотя их ресурсы по существу являются государственными деньгами), является оптимальной.
Одним из ключевых компонентов этой системы является фонд Viva Egypt, создание которого лично инициировал А.Ф.ас-Сиси 24 июня 2014 года. Он даже пожертвовал половину своей зарплаты в фонд в качестве пиар-хода. Президентский указ № 139 от 2014 года о его создании был потом расширен в рамках принятия закона № 84 от 2015 года. Статья 2 Закона 84 от 2015 года заменила указ 139 и предусматривала, что «президент республики издаст указ о порядке надзора, управления финансовыми и административными делами фонда в соответствии с характером и деятельностью фонда, чтобы он мог выполнять свою миссию без ограничений правительственными постановлениями, упомянутыми в любом другом законе». Статья 8 президентского указа № 139 от 2014 года предусматривала, что ресурсы фонда Viva Egypt являются государственными фондами, подпадающими под действие положений Уголовного кодекса, подлежащими проверке и аудиту Центральным аудиторским агентством (ЦАА) с ежеквартальным отчетом, представляемым президенту. Однако он был изменен и заменен статьей 9 Закона 84 от 2015 года, которая предусматривала, что годовые и квартальные отчеты готовятся на основе стандартов САА и рассматриваются бухгалтерией, выбранной Советом попечителей фонда. Затем доклад представляется Попечительскому совету, который, в свою очередь, представляет его президенту. CAA ежегодно готовит отчет о показателях эффективности в свете финансовой отчетности, утвержденной аудитором, и представляет его совету попечителей, что снижает надзорную роль агентства. В то время как фонд Viva Egypt объявил, что он будет работать в области здравоохранения, социальной поддержки, городского развития, расширения экономических возможностей, образования и профессиональной подготовки и в случае бедствий и кризисов, ответственность за них должна падать на государство и быть частью его общего бюджета. Самая большая проблема заключается даже не в том, что деятельность фонда курируется лично президентом, а в непрозрачной политике распределения собранных в нем «пожертвований» (в добровольно-принудительном порядке) местного бизнеса. Предполагается, что эти средства будут способствовать усилиям правительства по предотвращению распространения коронавируса, и в настоящее время законопроект предусматривает обязательный вычет 1 процента из чистого дохода работников государственного и частного секторов в этот фонд, за исключением тех, кто получает самую низкую заработную плату. Сам министр финансов заявил, что ничего из этих отчислений не пойдет напрямую в государственную казну. Оцениваемые в миллиарды долларов, эти деньги идут в фонд Viva Egypt.
Помимо этого фонда существует еще несколько подобных структур. Закон № 177 от 2018 года создал египетский фонд для суверенного богатства страны с капиталом в 12,5 млрд египетских фунтов. Закон дает А.Ф.ас-Сиси абсолютное право передать в собственность любой из «неиспользованных» активов, принадлежащих государству, этому фонду или любому другому учрежденному им фонду, и дает ему абсолютные полномочия передавать активы Египта без какой-либо ответственности. Это делается путем защиты контрактов, заключенных фондами, от судебных апелляций или от оспаривания третьими лицами. Министр финансов Мухаммед Мааит недавно объявил о создании нового фонда в размере 125 млн долларов для обеспечения потребительского финансирования и стимулирования внутреннего потребления. По его словам, новый фонд обеспечит гарантии для органов власти и компаний, осуществляющих операции потребительского кредитования. Это будет мотивировать промышленные, сервисные, риэлторские и потребительские финансовые компании удовлетворять потребительские потребности в кредитных средствах и рассрочках платежей. Фонд будет включать в себя еще несколько специализированных филиалов, которые будут финансироваться из государственной казны. Он не уточнил, в каких секторах будут действовать эти филиалы. Министр добавил, что новый фонд также обеспечит льготное финансирование правительственных инициатив, таких как проект по переоборудованию автомобилей для работы на природном газе. Предполагается, что эти фонды должны оптимизировать пути для продвижения продукции отечественных и совместных предприятий, принадлежащих и управляемых представителями Вооруженных сил АРЕ, которые в основном и контролируют экономику Египта. Они также создают рынок для израильского газа, ограничивая лицензирование автомобилей теми, которые могут работать только на природном газе.
В этой связи американские эксперты отмечают, что основной проблемой для Каира в рамках привлечения иностранных инвестиций и оптимального распределения получаемых от международных кредитных организаций траншей является не только полуграмотное и волюнтаристское зачастую расходование этих средств без надлежащего надзора, подотчетности и прозрачности, но и существование подобного рода фондов, которые фактически являются параллельной экономикой.

52.51MB | MySQL:104 | 0,365sec