Национальная перепись населения в Судане: пролог мира или повод к войне?

Пятая по счету и ключевая по своему значению для определения контуров будущего развития страны национальная перепись населения в Судане прошла с 22 апреля по 6 мая. Именно эта перепись покажет, кого нужно включить в электоральные списки, а кого, наоборот, исключить из электоральных списков, которые будут составляться перед всеобщими выборами 2009 г. (тогда должны пройти выборы в органы власти всех уровней, начиная со штата и заканчивая Национальной ассамблей и президентом Судана).

В силу указанных обстоятельств перепись еще задолго до своего начала превратилась из чисто рутинного и механического мероприятия по подсчету численности суданцев в важнейший инструмент внутренней политики страны с огромным потенциалом пропагандистского воздействия на умы населения. Причем в таком качестве данное мероприятие решили использовать южносуданские политики, а не их северные партнеры.

Сначала руководство Юга обвиняло своих коллег с Севера в преднамеренном срыве сроков проведения национальной переписи. Дело в том, что, в соответствии со Всеобъемлющим мирным соглашением (ВМС), перепись должна была состояться еще в 2007 г. Однако отсутствие достаточных средств и должным образом подготовленных команд счетчиков сделали тогда проведение переписи невозможным.

Когда наконец официальный Хартум принял волевое политическое решение провести перепись весной с.г., у южан появились новые претензии. На этот раз они были недовольны списком вопросов для вопросника: их возмутило отсутствие вопросов об этнической или религиозной принадлежности опрашиваемых.

Если исходить из того обстоятельства, что, невзирая на то, сколько южан по итогам переписи попадет в электоральные списки выборов 2009 г. или не попадет в них, исход главного события переходного периода уже фактически предопределен, то получается совершенно иная картина происходящего.

Ведь ни у кого не вызывает ни малейшего сомнения, что подавляющее большинство южан на референдуме 2011 г. выберут вариант, декларирующий провозглашение независимости Южного Судана.

А раз так, то зачем тогда такая шумиха вокруг переписи, для проведения которой суданские власти мобилизовали все свои административные и финансовые ресурсы? Ответ прост: обвиняя «плохих» северян в подготовке очередных «козней» для «бедных» южан, руководители правящего на Юге СНОД (Суданского народно-освободительного движения) пытаются в очередной раз использовать образ внешнего врага (северян) для консолидации южносуданского общества.

На Юге есть и более злободневные и острые проблемы, чем не включенные в вопросники переписчиков вопросы об этнической или религиозной принадлежности опрашиваемых. К примеру, конфликты между различными племенами за пастбища, принимающие формы маленьких войн, в ходе которых гибнут и получают ранения сотни южан. Данные конфликты, кстати, негативно отражаются на образе Юга как региона, стремительно идущего от состояния зоны военных действий к оазису экономического процветания и социального благополучия на северо-востоке Африки. Последнее обстоятельство не может не беспокоить действующих или потенциальных инвесторов, которых активно приглашает в Южный Судан его руководство.

Решить эти племенные споры без применения насилия пока не получается, да и по большому счету крупных выгод официальной Джубе это не принесет, даже невзирая на немалые имиджевые потери от них.

А вот борьба за нефтеносную провинцию Абъей — совершенно другое дело, тут выгода очевидна, а потому за нее стоит, если надо, сразиться с Хартумом. В этих условиях южносуданской политической элите необходимо на время сплотить основную массу южан, так как битва за Абъей может вполне перерасти в полномасштабный вооруженный конфликт.

Для достижения этой консолидации, а также с целью перевода недовольства отдельных групп южан политикой функционеров СНОД на Хартум и была нужна атмосфера истерии вокруг прошедшей в стране переписи населения и обвинения во всех смертных грехах в адрес северян.

Действуя в этом русле, правительство Южного Судана 26 апреля приняло на своем заседании решение об отправке назад в Хартум северян — наблюдателей за ходом переписи на Юге. Предлогом для этого послужило то, что, по словам южан, их заранее не известили о прибытии наблюдателей с Севера, а потому в Джубе ничего не знают о целях их миссии.

Тем не менее, несмотря на все трудности, перепись завершилась практически в срок (датой её планируемого завершения было определено 5 мая) — во вторник 6 мая. Как бы ни относиться сейчас к будущим итоговым результатам работы счетных команд, то, что эта титаническая работа все-таки завершилась, бесспорно является новым крупным успехом команды президента аль-Башира.

Вопрос в другом: «Послужат ли результаты переписи делу укрепления стабильности и мира в Судане или нет?» Фактически, и процесс переписи это наглядно доказал, в стране с 2005 г., вопреки духу, а зачастую и букве Всеобъемлющего мирного соглашения, ничего не сделано для консолидации всего суданского общества, исторически состоящего из двух важнейших цивилизационных компонентов: африканского и арабского.

Без подобной консолидации, когда со временем бессмысленно для самих суданцев станет делить себя на арабов и африканцев, немыслимо будущее единого Судана. Безусловно, это сложнейший и длительный по времени процесс (понятно, что его никак нельзя уложить в те шесть лет, что отводятся ВМС на решение вопроса о самоопределении Юга), однако реальные шаги в этом направлении, сделанные южанами и северянами, позволили бы если и не сохранить политико-административную целостность Судана, то послужить отличным фундаментом для налаживания добрососедских отношений между будущим независимым Южным Суданом и Северным Суданом.

Вместо этого отношения между северянами и южанами балансируют на грани войны, которая не начинается пока лишь потому, что в данный момент не исчерпала себя до конца переговорная стратегия, базирующаяся на том, что переход к открытым военным действиям приведет к огромным финансовым потерям и Юга и Севера. Эти потери в первую очередь будут вызваны разрывом многомиллиардных нефтяных контрактов. Мировые нефтяные ТНК вряд ли захотят вести свой бизнес в ситуации, когда их персонал и дорогостоящее оборудование окажутся между двух огней.

Выражаясь бизнес-терминологией, отношения между Югом и Севером Судана можно охарактеризовать краткой, но емкой формулой: «Торговать нефтяными контрактам сейчас выгоднее, чем воевать друг с другом».

Однако этот «коммерческий» подход к решению главного гордиевого узла суданской политики — полноценной реализации ВМС лишь оттягивает начало полномасштабного военного конфликта, поводов для которого и так предостаточно.

Не исключено, что одним из таких поводов будет обвинение Хартума в преднамеренном искажении и фальсификации результатов общесуданской национальной переписи, так как, дескать, северяне решили пойти своим путем и провести перепись по своим стандартам, не добившись их предварительного одобрения руководством Юга.

В этой ситуации правительству национального доверия нужно обязательно сохранять свою дееспособность, не допуская выхода из него южан или приостановки ими своего участия (как уже было в новейшей суданской политической истории с 11 октября по 26 декабря 2007 г.), что равносильно выходу. Ведь, что бы ни говорилось, а правительственный кабинет, где вместе работают северо- и южносуданские политики, — единственный серьезный результат претворения в жизнь положений ВМС.

Именно от его слаженной и эффективной работы зависит, вспыхнет с новой силой многолетнее вооруженное противостояние Юга и Севера страны или нет. В данный момент, к сожалению, южане используют свое участие в суданском кабинете в качестве дополнительного инструмента давления на аль-Башира и его окружение, де-факто шантажируя последних своим возможным выходом из правительственной коалиции.

Складывается впечатление, что ВМС изначально был направлено на получение передышки от военного противостояния Юга и Севера Судана в 1983–2005 гг. и создание благоприятных условий для закладывания необходимой материально-технической и финансово-юридической базы для провозглашения на Юге независимости и ее последующего обеспечения.

Исходя из этого становится понятной и позиция официального Хартума, который использует ВМС для того, чтобы с помощью нефтедолларов накачать свои военные «мускулы», сила которых ему скорее всего пригодится в относительно недалеком будущем.

Однако все это не может ни в коей мере умалять историческое значение пятой общенациональной переписи населения в Судане, результаты которой, несмотря на все ее изъяны, сослужат, хочется надеяться, добрую службу суданцам в их нелегком пути к нормальной, спокойной в экономическом и политическом плане жизни, пусть и в двух суданских государствах.

52.33MB | MySQL:103 | 0,501sec