Иран: новая экономическая политика и Али Акбар Рафсанджани

Экономический застой вынуждает политическое руководство Ирана искать пути для выхода страны из создавшегося положения. Для многих в Иране ясно, что идти по накатанной дороге, когда основная тяжесть в развитии экономики всецело ложится на плечи государства, в настоящее время невозможно и не отвечает духу времени. Неопровержимый факт, что даже при полном контроле над экономикой со стороны государства невозможно добиться ее последовательного развития. Достаточно обратиться за примером к нашей прошлой истории. Как известно, экономическая разруха в новообразованном СССР вынудила большевиков для спасения своей власти пойти на экономический эксперимент — новую экономическую политику. НЭП полностью оправдал себя. Более того, он оказался настолько результативным, а частная инициатива настолько заразительной, что из-за страха потерять «завоевания Октября» советская власть отказалась от идеи дальнейшего продвижения НЭПа. Однако, как показала жизнь, несмотря на развитие тяжелого машиностроения, коллективизацию сельского хозяйства и полную электрификацию СССР, государство так и не смогло достичь равномерного развития всех отраслей экономики, а также удовлетворения своих самых насущных потребностей.

Если руководству компартии СССР тогда понадобилось несколько лет для того, чтобы осознать (хотя и ненадолго!) губительность тотального огосударствления экономики, то в Иране на это ушло тридцать лет. В настоящее время в Иране, уже публично, скажем так, не от хорошей жизни, стали подумывать о приватизации государственной собственности. Вместе с тем следует заметить, что экономика страны остро нуждается в крупных капиталовложениях, в том числе иностранных. Как стало известно, для привлечения иностранных инвестиций Иран обратился за помощью даже к своим бывшим соотечественникам за рубежом.

Новая экономическая политика вовсе не означает, что правительство незамедлительно пойдет на полную или частичную приватизацию всех отраслей промышленности. Видимо, это будет делаться выборочно и не сразу. Тем не менее здесь интересна сама инициатива властей — вернуть к жизни частное предпринимательство. Можно не сомневаться в том, что без соответствующего юридического обоснования даже думать о проведении приватизации никто бы не решился. Следовательно, было необходимо заново взглянуть на статью 44

Конституции ИРИ, которая допускает существование трех форм собственности: государственной, частной и кооперативной, и, обосновать свой отход от государственной монополии. В настоящее время сторонники развития частного сектора в экономике ИРИ в виде аргумента часто ссылаются на эту статью. Не составляет исключения и бывший президент Ирана аятолла Али Акбар Рафсанджани, под восьмилетним руководством которого в стране были осуществлены многие крупные экономические проекты. Теперь А. Рафсанджани является членом Наблюдательного совета, в функцию которого входит контроль над тем, соответствуют или нет те или иные законодательные акты исламским традициям и Конституции ИРИ. Таким образом, именно от этого органа во многом зависит судьба любого закона, принятого и утвержденного в иранском парламенте. Не следует забывать и о том, что, согласно статье 98 Конституции ИРИ, толкование конституции входит в компетенцию Наблюдательного совета. Следовательно, члены Наблюдательного совета, в том числе и А. Рафсанджани, имеют право выражать свое мнение по тем или иным вопросам, касающимся Конституции ИРИ. Воспользовавшись этим правом, А. Рафсанджани продвигает мысль о необходимости коренной перестройки экономической структуры страны.

Недавние высказывания А. Рафсанджани о необходимости перехода от государственной собственности к частной могут служить бесспорным свидетельством того, что именно его можно считать инициатором новой экономической политики или, как он ее называет, «экономической революции».

Если судить по заявлениям А. Рафсанджани, то его давно занимала мысль о расширении участия частного сектора в экономическом развитии страны, однако раньше он не смог добиться положительного результата из-за отсутствия кооперации с тогдашним правительством и парламентом. Теперь же он намерен при участии всех ветвей власти внести необходимые коррективы в экономическую политику, включая четвертый пятилетний план экономического развития ИРИ. На вопрос о том, какова экономическая платформа пятого пятилетнего плана, Рафсанджани ответил, что его основным стержнем будет 44-я статья Конституции, а именно та ее часть, в которой речь идет о частном секторе. «Хотя согласно этой статье, — заявил А. Рафсанджани, — основная экономическая деятельность возлагается на государство, тем не менее там же далее написано, что, если в результате этой политики [т.е. политики огосударствления экономики. – Н.К. Тер-Оганов], государство будет считаться самим большим акционером, то следует этому воспрепятствовать». Согласно ему, надо исходить при этом из того, насколько это полезно для государства. Такой подход, как утверждает А. Рафсанджани, разделяется и руководством страны.

Согласно заявлению А. Рафсанджани, государственная монополия стала преградой на пути экономического развития страны, и именно поэтому принимаются меры по ее устранению. Он пояснил, что духовный лидер ИРИ пошел дальше него: он призвал правительство заниматься большей частью делами управления страной, отказавшись от практической деятельности. При этом он настаивал на скорейшем внедрении такого направления. Однако после изучения вопроса, как утверждает А. Рафсанджани, сам он пришел к выводу, что внедрить пожелание лидера в кратчайшие сроки просто невозможно. Основная причина этого заключается в том, что в настоящее время частный сектор слишком слаб для выполнения данной миссии. Именно по этой причине, если бы не государство, то не было бы возможности решить такие насущные вопросы, как строительство дорог и газопроводов для нужд населения.

Учитывая слабость частного сектора, А. Рафсанджани рекомендовал духовному лидеру ежегодно приватизировать 20% государственной собственности, на что тот дал свое согласие. Следует заметить, что автор проекта намерен не только приватизировать государственные предприятия, но и предоставить им возможность участвовать в осуществлении таких проектов, как строительство скоростных дорог (автобанов) и нефтеперабатывающих заводов. Тем не менее, как утверждает А. Рафсанджани, государство мало что сделало даже для начального этапа приватизации – инвестирования. Вместе с тем он считает, что недостаточно только участия частных лиц в инвестировании. Все государственные предприятия, по его мнению, должны быть переданы в частные руки. По мнению А. Рафсанджани, если это произойдет, то это точно будет очередной, на этот раз «экономической революцией». Но для того чтобы она осуществилась, необходима разработка необходимой законодательной базы для защиты частного бизнеса. Следовательно, надо подготовить почву для приватизации, что должно найти отражение при составлении пятого пятилетнего плана экономического развития страны.

По признанию А. Рафсанджани, в течение десятков лет частный сектор не занимал независимого, подобающего ему места в экономической жизни Ирана и всегда находился в качестве придатка государственного сектора. По его мнению, прежде всего необходимо изменить духовный климат, царящий в исламском обществе. «По распространенному мнению, — заявил он, — каждый, кто делает большие дела, является угнетателем и аристократом, однако если такие люди будут действовать скрытно или же свои капиталы положат в банк, и следовательно, их деньги не будут «крутиться» в производстве, а за них им будут выплачивать проценты, то против этого ничего не имеют».

А. Рафсанджани не предлагает, а ставит перед иранским обществом задачу — дать возможность состоятельным людям вкладывать свои деньги в производство! Он предлагает пригласить обратно тех технократов, которые вынуждены работать за рубежом в разном качестве, в роли советников. По его убеждению, они могут оживить частный сектор экономики и заняться большими делами. Используя их, можно создать сильный «революционный» частный сектор. Однако, по замечанию А. Рафсанджани, такие люди опасаются негативного отношения к ним и по этой причине не едут в Иран.

Таким образом, по убеждению автора проекта приватизации, она является не только экономической, но и культурно-идеологической задачей, так как придется изменить многие идеологические штампы. Высказывания А. Рафсанджани по вопросу о приватизации дают нам основание предположить, что акционерные общества и есть основа новой экономической политики. По мнению бывшего президента Ирана, деятельность акционерных компаний, в том числе акционерных банков, может иметь наиболее благоприятное влияние на изменение культурных ценностей иранского общества в отношении развития частного сектора. Согласно ему, одним из приемлемых путей в сторону приватизации может стать использование частных вкладов в качестве инвестиций, когда опытные управляющие могут с умом использовать вложенные деньги, а пайщики могут получать от них выгоду.

Непрозрачность экономической структуры Ирана, по признанию А. Рафсанджани, создает множество сложностей на пути экономического развития страны. Если верить А. Рафсанджани, он еще во время своего второго президентства подготовил план, основной тезис которого заключался в экономической прозрачности, что в корне исключало возможность осуществления теневых операций в экономике. По его словам, в настоящее время в Иране немалая часть экономики является теневой, с нее не взимаются налоги и о ее деятельности полностью отсутствует даже малейшая отчетность. Обобщая данный вопрос, А. Рафсанджани приходит к заключению, что данная проблема во многом мешает составлению правильного планирования, чем наносится большой ущерб не только отечественной, но и мировой экономике.

Одним из основных направлений экономического развития должна стать переориентация характера иранской экономики, на чем, как утверждает А. Рафсанджани, настаивал в свое время и духовный лидер. Однако, по известным причинам, Иран не может отказаться от преимущественного развития нефтяного сектора. «В нашем распоряжении, — полагает А. Рафсанджани, — имеется еще 10 лет для того, чтобы ежегодно избавляться от зависимости от нефти на 10%». Один из путей избавления от подобного рода зависимости – это развитие нефтяной инфраструктуры, и в первую очередь нефтехимической отрасли. Развитие нефтехимической отрасли даст возможность отхода от традиционной нефтяной политики.

Нет сомнения в том, что план приватизации экономики идет вразрез с экономической политикой нынешнего иранского правительства М. Ахмадинежада, которое руководствуется не экономическими, а популистскими расчетами. По заявлению А. Рафсанджани, «экономическое строительство не имеет ничего общего с популизмом». На вопрос о том, какие меры следует предпринять для устранения экономических злоупотреблений, захлестнувших страну, А. Рафсанджани ответил, что наибольшие экономические злоупотребления наблюдаются именно в государственном секторе. По его убеждению, предотвратить злоупотребление в частном секторе намного проще. Для этого существуют офисы по регистрации документов, где за пару часов можно оформить любую сделку и участники сделки спокойно могут уплатить положенную сумму за составление документа и без промедления приступить к выполнению контракта. Эти офисы, кроме получаемых ими денег, принимают государственные налоги. Преимущество таких офисов, по объяснению А. Рафсанджани, состоит в том, что они принадлежат частному сектору и управляются всего двумя-тремя лицами, но если бы они находились в управлении государства, то управление было бы запутанным и сложным. По убеждению А. Рафсанджани, упрощенческий подход со стороны правительства к решению экономических проблем, в частности, введение системы купонов (талонов), способствует созданию «черного рынка», а неотлаженность системы тарифов на ввозимые в страну товары способствует процветанию контрабанды.

Согласно новой экономической политике А. Рафсанджани, кооперативную собственность также следует перестроить, придав ей совершенно другое содержание. Как известно, кооперативы были созданы в самом начале исламской революции при отсутствии достаточного капитала. По этой причине они были лишены возможности конкурировать с частным сектором. Теперь, используя формулировки статьи 44 Конституции ИРИ, А. Рафсанджани предлагает создание акционерных кооперативов. По его убеждению, Иран нуждается в структурных изменениях в управлении страной. В своем видении новой экономической политики А. Рафсанджани идет еще дальше – он предлагает передать частному сектору часть функций правительства.

Таким образом, размышления одного из влиятельных представителей иранской политической элиты А. Рафсанджани о необходимости изменения экономической политики Ирана, вызванные застойными явлениями в экономической жизни страны, свидетельствуют о намерении определенных политических кругов в Иране отказаться от прежней экономической политики. Именно в свете этого можно рассматривать предложения А. Рафсанджани отказаться от государственной монополии в сфере экономической деятельности, дать широкую дорогу частному сектору, а также реформировать кооперативы.

52.29MB | MySQL:103 | 0,397sec