Что стоит за вбросами об ухудшении алжиро-российских отношений

«Российско-алжирские отношения ухудшаются». Такие вбросы в конце июля текущего года сделали ряд алжирских информационных ресурсов, комментируя итоги визита в Москву 21 – 22 июля министра иностранных дел Алжира Сабри Букадума.

Основанием для столь прямолинейной оценки стало то, что, по их данным, «Россия плохо приняла главу алжирской дипломатии», что, в свою очередь, связано это с будто бы имевшимися промахами шефа внешней разведки (Главного управления документации и внешней разведки или DGDSE) Мухаммеда Бузи (т), которые утверждали о его вероятной скорой замене генерал-майором Бендаудом.

Это, по мнению авторов информационных вбросов, дополнительно подкрепляется тем, что президент АНДР Абдельмаджид Теббун и министр иностранных дел Букадум «были сильно дезориентированы докладами Главного управления документации и внешней разведки (DGDSE)».

Дескать, в результате, основываясь на этих документах, алжирский МИД предпринял действия, «приведшие русских в ярость», и по этой причине «руководители внешней разведки уже несколько дней находятся в прицеле» главы алжирского государства.

Ожидания отставки Мухаммеда Бузи связаны с тем, что, по мнению авторов подобных вбросов, «русские встревожены отношениями, сложившимися в последнее время между алжирскими и турецкими спецслужбами по Ливии».

Дескать, особенно сильное сближение между ними произошло с назначение на пост главы DGDSE генерал-майора Бузи. Якобы он имеет сильные и тесные связи с турецкими коллегами, и перешел «границы дозволенного» и в результате «разозлил русских».

И поскольку алжирский режим особенно заинтересован в сохранении привилегированных отношений с Москвой, судьба Бузи фактически решена.

Заметим, однако, что официальные источники АНДР не подтверждают подобные выводы. «Господин Букадум был принят со всем уважением согласно его рангу и благодаря тесным связям между двумя исторически дружественными странами и их отличным двусторонним отношениям» — так комментируют итоги визита в алжирском МИДе.

Обсуждая детали визита главы алжирской дипломатии в Москву, его источники единодушно утверждают, что подобные вбросы являются «ложью столь же возмутительной, сколь и вульгарной», поскольку встреча прошла в братской и плодотворной для обеих сторон обстановке.

Более того – по их данным, «алжирско-российское стратегическое партнерство во всех отношениях, как политическое, военное, дипломатическое, так и экономическое сейчас находятся на небывалой прежде высоте».

Официальные дипломатические источники АНДР также указывают, что визит Сабри Букадума в Москву произошел «после встречи двух президентов Владимира Путина и Абдельмаджида Теббуна в Берлине на последней международной конференции по Ливии, а также их телефонного разговора 13 июля».

Таким образом, кажется, у РФ нет никаких оснований демонстрировать свое нерасположение Алжиру.

Чем же реально вызвано появление подобных вбросов? Вполне очевидными деталями внешней (и внутренней) политики Алжира.

Напомним, что Мухаммеда Бузи лишили в марте 2019 г. должности руководителя DGDSE, но в апреле 2020 г. 68-летний генерал-майор был восстановлен в должности.

Да, на поверхности видны самые дружеские раскланивания между представителями дипломатических ведомств двух стран (это является неотъемлемой частью работы их персонала), регулярное проведение ими встреч и поддержание диалога.

Но при этом по факту никто не отменял соперничества между Россией и АНДР на ливийском поле.

Важная деталь – соответствующие информационные вбросы об ухудшении алжиро-российских отношений делали негосударственные источники. Следовательно, на первый взгляд, источник недовольства – отнюдь не государственные структуры АНДР. Не случайно, что связанные с её официальными институтами источники связывают подобные вбросы с происками марокканских и французских спецслужб.

По их данным, они пытаются подорвать успешную работу DGDSE, дискредитируя их нынешнего начальника, генерал-майора Мухаммеда Бузи. Дескать, «Нынешний босс DGDSE является хорошим знатоком ливийских и сахельских дел» и настолько защищает безопасность Алжира, что внешний враг — де стремится его убрать российскими руками.

Необходимо указать, что именно Бузи создал разветвленные разведывательные сети по всему Магрибу и Сахелю, очень плодотворно работающие на сегодняшние интересы Алжира и его недавнее возвращение к руководству DGDSE как раз связано со стремлением их полноценно восстановить.

Более того, за этими попытками стоят якобы и турецкие спецслужбы из-за изменения отношений между Анкарой и Алжиром по ливийскому вопросу. Дескать, «турецкая интервенция в Ливии представляет серьезную опасность для Алжира и всех соседних стран, в том числе из-за тысяч террористов и наемников, которые она доставила из Сирии и Ирака».

В этой связи согласно данной версии представители АНДР задаются вопросом: «Какой смысл Алжиру жертвовать своими стратегическими отношениями с Россией? Чтобы угодить туркам, входящими в НАТО и являющимися важнейшим союзникам Израиля»?

К тому же, по данным алжирских официальных источников, руководство АНДР относится с подозрением к «участию Турции в уничтожении Ливии в 2011 году под эгидой НАТО и с французским подстрекательством».

Разумеется, переброска радикальных исламистов Эрдоганом в Ливию не может не волновать в Алжир. Но это в перспективе. Заметим, что стратегические цели Алжира и Турции по Ливии пока совпадают – это как минимум сохранение там Сарраджа, который, согласно их ожиданиям, должен объединить эту страну под своей властью.

И в последнее время АНДР и Турция были фактическими союзниками по этой стране, поддерживая триполитанское правительство Фаиза Сарраджа и, по сути, соперничали с поддерживающими его конкурента Халифу Хафтара государствами, включая Россию.

Причем подобные публикации вовсе не означают, что тут нет собственно руки алжирского государства или каких-то его представителей. Да, возвращение в алжирскую службу внешней разведки Мухаммеда Бузи, являвшегося правой рукой генерала Мухаммеда Медьена, бывшего шефа спецслужб страны и одного из трех правящих «триумвираторов» страны не могло не волновать его конкурентов.

Особенно много его недоброжелателей имеется среди оставшихся во власти ставленников бывшего президента А.Бутефлики. И, соответственно, используя российское же влияние, кое-кто не против вытолкнуть из «обоймы» этого опасного для них человека.

Тем более, что обстановка к этому располагает. Как известно, сила генерал-майора Бузи заключается в том, что он лично знаком со всеми важными участниками ливийской политической сцены, включая чиновников параллельного правительства Тобрука.

Причем углубляющиеся контакты между ним и представителями Киренаики, в том числе в обход самого Хафтара, не могут не вызывать вопросов, в том числе у помогающей ему России.

И с тех пор как Бузи вернули в DGDSE, многие соратники Халифы Хафтара, совершили, в обстановке самой полной скрытности многочисленные визиты в Алжир.

Ведь подобное взаимодействие с «публикой из Тобрука» теперь отнюдь не гарантируют Хафтара от измен своих соратников в самый неподходящий для этого момент.

Разумеется, у России с Бузи имеются старые налаженные контакты. Но это вовсе не означает, что он прекратит защищать свою родную страну и станет ориентироваться на Россию. Тем более, что такие «доверительные» отношения у него имеются и с турецкими, и с прочими коллегами, например, из Залива и Египта.

Вопрос – сможет ли, в свою очередь, та же Мосва использовать имеющиеся выходы на Бузи для защиты российских интересов в Ливии?

Предположим, что целью данных информационных вбросов может быть не только «опорочивание» опытного алжирского разведчика, но и целенаправленное информирование России что в случае дальнейшей поддержки Хафтара её отношения с Алжиром действительно могут ухудшиться.

Впрочем, этот случай дополнительно показывает, что алжирские власти открыто не пойдут на обострение с Москвой. Но у Алжира найдется немало лиц из числа работающих на ведомство того же Мухаммеда Бузи, чтобы поработать против российских интересов под чужой личиной.

62.93MB | MySQL:105 | 0,647sec