Роль и место Лойя джирги во внутренней политике Афганистана

Перспектива окончания четырех десятилетий войны в Афганистане стала обозримой после того, как совет афганских старейшин Лойя джирга, состоящий из 3000 представителей политических элит, вождей племен, религиозных деятелей и активистов одобрил освобождение из афганских тюрем 400 заключенных талибов. Единогласным решением старейшин было устранено последнее очевидное препятствие для начала прямых переговоров между афганским правительством и радикальным исламистским движением «Талибан» (запрещено в РФ). Переговоры будут направлены на прекращение войны путем политического урегулирования внутриафганского конфликта. Проведение Лойя джирги 9 августа в условиях пандемии коронавируса подчеркивает центральную роль этого института в политической жизни Афганистана. На протяжении почти трех столетий афганцы использовали собрание старейшин для достижения консенсуса, признания политической легитимности, утверждения конституций и решения основных политических вопросов.

Укоренившись в племенных обычаях страны, Лойя джирга стала самостоятельным политическим институтом в 18 веке. С 2004 года действующая Конституция Афганистана признает ее «высшим проявлением воли народа Афганистана». «Лойя джирга – это экстраполяция на национальный уровень традиционных деревенских советов, созываемых для разрешения локальных споров», – считает Скотт Смит, старший эксперт по Афганистану аналитического центра Института мира США в Вашингтоне. «Тем не менее, несмотря на уклон в сторону традиций, [Лойя джирги] по сути являются современными политическими институтами».

Афганский институт Лойя джирги приобрел центральное значение в начале 20 века. Получив суверенитет у британцев в 1919 году, король-реформатор Афганистана Аманулла разработал первую Конституцию Афганистана. Высший закон под названием «Основные принципы афганского правительства» был принят двумя Лойя джиргами в 1922 и 1923 годах. «Эта конституция была продвинутой и прогрессивной для того времени», – отмечает афганский историк Гулам Мохаммад Мохаммади. «Он предоставил как права, так и некоторые свободы и проложил путь для применения современных законов в стране». Алам Исхакзай, историк Академии наук Афганистана в Кабуле, считает, что высший закон короля Амануллы сохранил суверенитет Афганистана и предоставил его гражданам права в то время, когда большая часть мира была колонизирована европейскими державами. «Главным достижением этой конституции было создание инклюзивной политической системы, которая позволила всем разнообразным элементам афганского общества участвовать в политической системе и вносить свой вклад в экономическое и социальное развитие», – заявил он в интервью афганской редакции «Радио Свобода».

Разногласия между королевской правящей династией Мусахибан в Афганистане в конечном итоге привели к созданию одной из самых значительных Лойя джирг в 20 веке. В 1964 году Лойя джирга приняла новую конституцию, благодаря которой в Афганистане была установлена парламентская демократия и конституционная монархия. В соответствии с верховным законом в Афганистане прошли двое выборов в период, который сейчас называется «десятилетием демократии». После бескровного переворота в июле 1973 года Мохаммад Дауд Хан также пытался добиться легитимности своей республиканской системы с помощью Лойя джирги. Но его критики утверждают, что Лойя джирга в 1976 году была скорее собранием, призванным узаконить его переворот. Эта конкретная Лойя джирга в конечном итоге одобрила Конституцию Республики Афганистан и избрала Дауд Хана президентом. Однако в апреле 1978 года, убив Дауд Хана, радикальные коммунисты совершили переворот, последствия которого Афганистан переживает до сих пор. В результате данных событий был положен конец более чем 250-летней династии Дуррани, а в войну в Афганистане были втянуты  мировые сверхдержавы.

Лидеры фракции «Парчам» Народно-демократической партии Афганистана  (НДПА) также проводили Лойя джиргу: в 1985 году Бабрак Кармаль собрал совет старейшин, чтобы заручиться поддержкой своего режима, находившегося под протекцией Советского Союза. После смены руководства в 1986 году Мохаммад Наджибулла провел Лойя джиргу в 1987 году, чтобы обнародовать новую конституцию и новую политику национального примирения. Совет также избрал его президентом еще на шесть лет. Однако афганские авторитарные режимы не смогли получить широкой поддержки на фоне хаотических последствий войны. Следовательно, и роль Лойя джирги в то время была малоэффективной, так как настоящие представители народа не имели возможность принимать в ней участие.

Война в Афганистане вступила в свою нынешнюю фазу после террористических актов против США 11 сентября 2001 года. К концу года в результате масштабной военной кампании, развернувшейся под руководством США, был свергнут радикальный режим талибов, укрывавших на территории Афганистана главарей террористической организации «Аль-Каида» (запрещена в РФ). Вашингтон обвинил радикальную группировку в организации терактов 11 сентября из убежищ в Афганистане. Спустя несколько месяцев после падения режима талибов в декабре 2001 года чрезвычайная Лойя джирга избрала Хамида Карзая президентом временного афганского правительства в июне 2002 года. Полтора года спустя, в январе 2004 года, совет старейшин утвердил действующую конституцию Афганистана. Этим высшим законом Лойя джирга была превращена в формальный институт. Статья 111 конституции Исламкой Республики Афганистан гласит, что Лойя джирга созывается для принятия важных решений, касающихся независимости, территориального суверенитета, поправок к конституции и судебных процессов над президентом.

Согласно конституции, Лойя джирга состоит из членов национального парламента, членов провинциальных советов и членов окружных советов. При этом Лойя джирга никогда не созывалась в соответствии с положениями конституции. Причина в том, что выборы в районные советы не проводились, кворум этой джирги не был заполнен. Однако за это время были сформированы и другие крупные собрания под названием консультативных Лойя джирг, последняя из которых стала четвертым по счету подобным мероприятием. Как и на предыдущих созывах, основными обсуждаемыми вопросами были мир и безопасность. Освобождение талибов, которое совет старейшин одобрил на консультативной Лойя джирге 9 августа, было согласовано в ходе февральских переговоров между США и «Талибаном» в столице Катара Дохе. Высокопоставленные чиновники и западные дипломаты ожидают, что внутриафганские переговоры начнутся на следующей неделе после завершения освобождения заключенных. По словам Масума Станекзая, главы Консультативной комиссии Лойя джирги, талибами, которые вскоре должны быть освобождены, совершались такие преступления, как похищение людей, убийства и торговля наркотиками, некоторые из них были приговорены к смертной казни в соответствии с действующими афганскими законами. Нилофар Сакхи, академик из Университета Джорджа Вашингтона в Вашингтоне, округ Колумбия, утверждает, что, несмотря на недостатки в работе таких Лойя джирг, общественное обсуждение основных вопросов всегда полезно. «Консультации с людьми по национальным политическим вопросам – это хорошо, так как означает, что правительство связано с людьми и включает их взгляды по важным вопросам», – заявил он в интервью афганской редакции «Радио Свобода».

Таким образом, учитывая, что внутриафганские переговоры будут проходить между заинтересованными сторонами политических элит и афганского общества, потенциальную роль Лойя джирги в этом процессе умалить невозможно. Справедливо полагать, что мнение старейшин во многом отражает позицию афганского народа, к которому в совокупости относятся и политические деятели, и гражданское население, среди которого велик процент фундаментальных исламистов. По этой причине ожидается, что Лойя джирга станет основным форумом для обсуждения и, в конечном итоге, одобрения будущего мирного соглашения между афганским правительством и талибами.

52.31MB | MySQL:103 | 0,490sec