Новый парламент ИРИ приступил к работе

В последних числах мая в Иране приступил к работе меджлис нового созыва. Второй тур выборов, прошедший в конце апреля, в ходе которого были доизбраны 70 депутатов, утвердил прочное доминирование консервативных сил в основном органе законодательной власти.

В течение месяца, остававшегося до начала работы парламента 8-го созыва, развернулась настоящая борьба за кресло спикера меджлиса и за независимых депутатов. По результатам выборов стало ясно, что в новом меджлисе складываются две основные фракции — фундаменталистов (фракция большинства) и реформаторов (фракция меньшинства или фраксиюн-е хат-е имам, руководитель – Мохаммад Реза Табеш). Часть депутатов, не участвующих в работе партий или объединений, формируют группу независимых, на поддержку которых надеются и та, и другая фракции.

Еще до открытия нового меджлиса фракция большинства основными кандидатами на пост спикера выдвинула бывшего главу парламента Г.А. Ходад Аделя и А. Лариджани — представителя консерваторов-традиционалистов, который был избран депутатом от Кума и в ходе предвыборной кампании опирался на поддержку высшего духовенства страны, прежде всего Общества борющегося духовенства во главе с М. Кяни и Общества преподавателей Кума.

Фракция меньшинства, заявляющая о намерениях играть более активную роль в новом меджлисе, даже в случае поддержки со стороны независимых депутатов не смогла бы провести в руководство меджлиса своих сторонников и поэтому была вынуждена выбирать между двумя консерваторами, известными своей непримиримой позицией по отношению к реформаторам. Основными критериями их выбора стали критика деятельности правительства М. Ахмадинежада со стороны А. Лариджани и факт их противостояния на предыдущих президентских выборах.(1)

Кандидатура А. Лариджани, которого поддержал и М. Ахмадинежад, получила абсолютную поддержку фракции фундаменталистов.(2) Такая позиция президента и его сторонников в меджлисе напрямую связана с деятельностью бывшего спикера меджлиса в последние два-три месяца. Г.А. Ходад Адель, известный своей поддержкой линии правительства, незадолго до истечения срока своих полномочий выступил с активной критикой кабинета министров, обвинил его в неисполнении решений меджлиса и заявил о возможности своего участия в президентских выборах будущего года. По мнению некоторых обозревателей, такие заявления были сделаны с целью повысить свою популярность и сохранить за собой место главы меджлиса.(3) Однако действия спикера вызвали лишь недовольство сторонников президента и не принесли ему поддержки новых депутатов.

Избрание А. Лариджани главой законодательной власти повлекло за собой огромную волну аналитических материалов, комментариев и прогнозов в СМИ страны. Его победу назвали победой Кума над Тегераном, свидетельством поражения радикальных консерваторов и оценили как преддверие новых политических размежеваний и даже столкновений в лагере фундаменталистов накануне президентских выборов.

Несомненно, что приход в меджлис А. Лариджани, умудренного большим опытом государственной и политической деятельности, привнесет новые моменты как в деятельность самого меджлиса, так и в его взаимодействие с исполнительной властью. Согласно конституции ИРИ, меджлис наделен законотворческой и контролирующей функциями, и традиционно личность руководителя этого органа определяла и место парламента в политической жизни страны. Особенно активную роль иранский парламент играл во время своих первых трех созывов (1980-1994), когда спикером избирался А.А. Хашеми Рафсанджани. Меджлис 7-го созыва фактически утратил свою роль органа, контролирующего деятельность исполнительной власти, и стал проводником линии правительства. Делая ставку на опытность А. Лариджани, политические силы в новом парламенте надеются, что ему удастся вновь поднять роль меджлиса, а возможно, и поставить под контроль деятельность правительства в первую очередь в экономической сфере, с тем чтобы обуздать инфляцию, навести порядок в финансовых вопросах, прекратить постоянные перетряски в высшем управленческом аппарате.

С именем А. Лариджани связывают и надежды на изменение международной ситуации вокруг Ирана. Как известно, два года он с иранской стороны возглавлял переговорный процесс по ядерной проблематике. Несмотря на то что правительство заявило о прекращении действия моратория на обогащение урана, именно Лариджани удавалось поддерживать постоянные контакты как с Евросоюзом, так и с группой 5+1. После смещения Лариджани с поста главы Высшего совета национальной безопасности его сменщику Джалили так и не удалось найти какие-либо точки соприкосновения с европейской стороной, и после единственной встречи с Х. Соланой переговорный процесс застопорился, санкции против Ирана ужесточились. Большинство аналитиков предполагают, что А. Лариджани, широко известный в международных кругах как дипломат и достойный переговорщик, сумеет вернуть всех за стол переговоров, что поможет в какой-то мере разрядить ситуацию вокруг Ирана и будет способствовать улучшению имиджа страны на международной арене, следствием чего станет возрастание влияния меджлиса на внешнеполитический курс страны.(4) Поздравление, направленное Х. Соланой А. Лариджани в связи с его избранием, и уведомление о том, что он готов посетить Иран в ближайшее время, рассматриваются как первый шаг на этом пути.

Оценивая возможные положительные последствия действий А. Лариджани, нельзя забывать о том, что он является ярчайшим представителем правого крыла традиционных фундаменталистов, после выборов 2005 г. он входил в президентскую команду, и его невозможно открыто противопоставлять М. Ахмадинежаду. Различия между ними лишь в методах достижения целей. Весьма вероятно, что в свете приближающихся выборов президента Ахмадинежад, заявляющий о готовности к переизбранию на второй срок, будет искать пути к налаживанию взаимодействия с новым спикером, чтобы получить поддержку меджлиса на выборах. По сообщению некоторых источников, накануне открытия нового меджлиса А. Лариджани встречался с М. Ахмадинежадом, принимал участие в выездном заседании кабинета министров в Куме, где пообещал президенту полную поддержку.

Принимая во внимание политические интересы и традиционные связи семьи А. Лариджани с религиозными кругами(5) и с А. Хаменеи, не стоит предполагать, что его усилия будут направлены на проведение каких-либо существенных изменений в политической линии страны, хотя некоторые аналитики на Западе называют его “проевропейски настроенным политиком”. Очевидно, что А. Лариджани будет в первую очередь способствовать укреплению традиционных консерваторов в меджлисе и в других властных структурах. Отметим, что выборы руководящих органов парламента показали снижение числа голосов, поданных как за представителей традиционалистов, так и за депутатов — сторонников президента (райехе-йе хошхедмат). Так, при избрании заместителей главы меджлиса М.Р. Бахонар, занимавший этот пост в прошлом меджлисе, уступил М.Х. Абутарабифарду (набравшему 223 голоса), представляющему прогрессивное крыло консервативного лагеря.(7) Представитель сторонников президента Ш. Садр набрал немногим более 60 голосов. Фракция большинства, включающая около 200 депутатов, неоднородна и состоит из нескольких течений: сторонники правительства, традиционалисты и прореформаторски настроенные консерваторы и представители партии “Развитие и справедливость” (Тоусээ ва эдалат), которую связывают с именем М. Резаи. Ни одно из них не имеет абсолютного большинства, а учитывая присутствие депутатов от реформаторов и независимых, некоторые аналитики называют этот меджлис меджлисом меньшинств.7

Первое после избрания выступление А. Лариджани в меджлисе показало приоритеты его деятельности на ближайшее время. Основными темами, которым он уделил большое внимание, стали взаимоотношения Ирана с МАГАТЭ и поиски новых методов взаимодействия с правительством. Причем по первому вопросу он довольно резко высказался о возможности ограничения сотрудничества иранской стороны с МАГАТЭ, обвинив агентство в “двойных стандартах” при оценке деятельности государств.

Рассматривая фигуру А. Лариджани как главы законодательной власти, некоторые обозреватели в стране обращают внимание на тот факт, что в высших эшелонах власти происходит “выдавливание” представителей духовенства и укрепление бывших военных и представителей Корпуса стражей исламской революции (КСИР) или “сепахи”. Нарушение неписанных законов об избрании духовного лица главой каждой из ветвей власти было впервые допущено меджлисом 7-го созыва в 2004 г., когда спикером стал Г.А. Ходад Адель. Это объяснялось необходимостью скорейшей замены всех представителей реформаторов во властных структурах, и основное внимание при выдвижении кандидатов от фундаменталистов обращалось на умение противостоять своим оппозиционерам. Ходад Адель, возглавлявший фракцию консерваторов в меджлисе 6-го созыва, как представлялось, успешно мог выполнить эту задачу.(8) В 2005 г. главой исполнительной власти был избран бывший “сепахи” М. Ахмадинежад. С его приходом в президентский дворец количество религиозных лиц среди министров и руководителей госаппарата уменьшилось.

Сокращение представителей духовенства заметно и среди депутатов меджлиса. Так, если в парламенте 1-го созыва их было 136, то в нынешнем меджлисе всего 39. В определенной степени такое положение — следствие воли избирателей, однако этот факт свидетельствует об изменении связей между духовенством и другими слоями общества, что может отразиться на взаимоотношениях духовенства и власти.

Начало работы меджлиса связывают с началом подготовки к выборам президента. От того, как поведет и проявит себя парламент страны в ближайшие месяцы, во многом будет зависеть и дальнейший выбор страны.

Некоторые факты из биографии Али Ардашира Лариджани

Родился в 1957 г. в Неджефе (Ирак) в семье богослова (марджа ат-таклида) аятоллы Мирза Хашема Амоли, имеющего большую известность в религиозных кругах Неджефа и Кума. Женат на дочери аятоллы Мотахари.

В 1979 г. получил диплом Промышленного университета “Шариф” по специальности “математика и компьютерные технологии”. В том же году поступил в Тегеранский университет на философское отделение, стал учеником аятоллы М. Мотахари. Защитил диссертацию по теме “западная философия”.

С 1982 по 1991 гг. занимал посты заместителя министра труда и общественных работ, заместителя министра почты, телеграфа и телефона, заместителя министра по делам КСИР и заместителя начальника главного штаба КСИР. С 1991 г. — министр культуры и исламской ориентации.

В 1994 г. по декрету рахбара был назначен директором организации “Радио и телевидение ИРИ”, которой руководил 10 лет.

В 2005 г. баллотировался в президенты.

2005-2007 гг. – секретарь Высшего совета национальной безопасности (ВСНБ). С ноября 2007 г. — представитель рахбара в ВСНБ и член Ассамблеи по целесообразности.

1) Каргозаран. 13 мая 2008.

2) В ходе предварительного голосования внутри фракции А. Лариджани получил 160 голосов, а Ходад Адель только 50.

3) www.tabnak.ir. 27/05/2008.

4) www.tabnak.ir. 27/05/2008.

5) Старший брат А. Лариджани Мохаммад Джавад — заместитель главы судебной власти страны (аятоллы Шахруди) по международным вопросам., известен как теоретик фундаментализма, Садег Лариджани- мусульманский правовед – факих, философ, член Наблюдательного совета, рассматривается как последователь А. Джанати. – по данным www. tabnak.ir.

6) М.Р. Бахонар был избран вторым заместителем спикера меджлиса.

7) www.tabnak.ir. 26/05/2008. Этемад-е мелли. 20/05/2008.

8) Меджлис возглавляли представители духовенства: А.А. Хашеми Рафсанджани, А. Натег Нури, М. Кяруби.

52.17MB | MySQL:103 | 0,688sec