Израильские эксперты о развитии ситуации и политике России в Ливане. Часть 1

В Ливане 4 августа 2020 года на фоне тяжелейшего социально-экономического положения, кризиса в здравоохранении и политического давления произошли разрушительные взрывы в столичном порту, после чего последовали массовые и жестокие демонстрации, беспрецедентная публичная критика «Хизбаллы» и отставка 10 августа ливанского правительства (сформированного в январе 2020 года союзниками «Хизбаллы»).

По мнению Орны Мизрахи и Йорама Швейтцера[i], экспертов авторитетного израильского Института исследований национальной безопасности (Institute for National Security Studies, INSS) при Тель-Авивском университете, эти события, помимо того, что вновь потрясли страну (народные протесты начались в октябре 2019 года), создают возможности для перемен. Однако изменения, по их мнению, зависят от пути, который выберет Хасан Насралла, генеральный секретарь «Хизбаллы», готовности западных стран присоединиться к помощи Ливану и предотвратить его включения в «шиитскую ось», возглавляемую Ираном.

Демонстранты на улицах Ливана требовали смены «нынешнего коррумпированного руководства» и внесения существенных изменений в политическую систему страны. На этом фоне израильские эксперты отмечают две тенденции, которые могут сигнализировать о перспективе перемен в стране. Во-первых, это новый уровень демонстраций, так как «Хизбалла» обвиняется напрямую, чего не происходило уже много лет. Во-вторых, это готовность международного сообщества мобилизоваться для оказания помощи Ливану.

Тем не менее, полагают эксперты INSS, «путь к настоящим переменам остается долгим и тернистым». Несмотря на то, что, как предполагается, статус «Хизбаллы» серьезно подорван, организации нелегко отказаться от своего господства в политической системе Ливана. Западные страны, которые мобилизовались для оказания помощи и содействия расследованию с международным участием, будут продолжать связывать финансовую помощь с проведением глубоких политических и экономических реформ, которые неприемлемы для правящей элиты или «Хизбаллы».

О.Мизрахи и Й.Швейцер отмечают «значимые международные шаги по оказанию Ливану гуманитарной помощи, особенно со стороны Соединенных Штатов и западных стран». Президент Франции Э.Макрон посетил Ливан и провел интернет-конференцию, в ходе которой было собрано 300 млн долларов пострадавшим при взрыве в порту Бейрута. После визита заместителя госсекретаря США Дэвида Хейла 15 августа было объявлено, что Соединенные Штаты и Франция направят группы для помощи в расследовании катастрофы.

Для израильских экспертов исключительным моментом во вспышке общественного гнева в Ливане называют тот факт, что отныне он прямо и более интенсивно направлен на «Хизбаллу», в том числе с обвинениями в том, что эта организация является «иранским ополчением, взявшим в заложники Ливан» и что ее члены являются «террористами». Отмечается, что демонстранты и лидеры общественного мнения (это в первую очередь христиане и сунниты), похоже, больше не боятся гнева «Хизбаллы». При этом на данном этапе нет каких-либо свидетельств распространения протеста среди шиитского сообщества, которому есть что терять, в случае критических высказываний в адрес организации.

Со своей стороны, Х.Насралла пытался унять гнев масс, и в своей первой речи после катастрофы (7 августа) отрицал какую-либо причастность «Хизбаллы» к деятельности в порту или к взрыву, призвал к национальному единству и созданию ливанской, а не международной комиссии по расследованию, а в следующей речи отметил возможность наличия израильского следа. По словам Насраллы, если расследование все-таки укажет на причастность Израиля, «Хизбалла» ответит в соответствии с уровнем сдерживания, которое она установила в отношении Израиля с 2006 года. Однако он выразил сомнение в достоверности результатов расследования в свете причастности к нему США, и призвал создать правительство «национального единства» «в надежде использовать его для сохранения влияния своей организации».

По мнению израильских экспертов, утверждения Насраллы о том, что «Хизбалла» не имеет никакого отношения к катастрофе и что эта организация совсем не знакома с портом, только вызвали негодование в народных массах, «которых тяготит доминирующее и агрессивное положение Насраллы в ливанской политической системе и его забота о секторальных интересах организации». В INSS полагают, что «подозрения в отношении «Хизбаллы» основаны в первую очередь на секрете Полишинеля о присутствии организации на всех границах Ливана, ее контроле над портом Бейрута и использовании портовых складов для хранения оружия. Кроме того, интенсивность ущерба, нанесенного взрывом, доказала опасность, которую представляет для гражданского населения преднамеренная стратегия «Хизбаллы», предполагающая использование его [населения] в качестве «живого щита» путем сокрытия ракетных пусковых установок и складов оружия».

В INSS отмечают, что жесткая критика «Хизбаллы» ставит ее в неловкое положение и организации, которая скатилась на более низкий уровень во внутриполитической системе Ливана и столкнется с дилеммой относительно своего поведения в будущем. В последние годы «Хизбалла» закрепила за собой статус центрального игрока в ливанской политике на основе военной мощи, и заявила о себе как о «защитнике Ливана»,  воспользовавшись слабостью своих политических соперников. Следовательно, предполагают эксперты, шиитская организация будет стремиться сохранить за собой двойной статус вооруженного ополчения и политического движения с доминированием на ливанском политическом поле. Учитывая критическую экономическую ситуацию в стране, обострившуюся из-за катастрофы в порту, «Хизбалла», которая заинтересована в отдалении Ливана от Запада, воздержится от блокирования западной помощи, чтобы предотвратить полный экономический крах. При этом, согласие, вероятно, будет дано при условии, что организации не придется платить необоснованную цену – в соответствии с растущими призывами внутри и за пределами Ливана разоружиться, утратив свою военную инфраструктуру, или отказаться от нынешнего статуса центральной оси правительства.

На раннем этапе процесса восстановления Ливана и в свете народных протестов на улицах Бейрута израильские эксперты называют основные переменные, которые повлияют на развитие ситуации в стране.

Во-первых, готовность международных сторон мобилизоваться для оказания широкой экономической помощи, помимо гуманитарной, с целью вывода Ливана из финансово-экономического кризиса, и требования, выдвинутые в обмен на эту помощь.

Во-вторых, стратегия «Хизбаллы», которая получила тяжелый удар по своему авторитету в свете внутренней и внешней критики и требований, направленных в ее адрес. Согласится ли Насралла на политическое урегулирование, включающее формирование нового кабинета министров в соответствии с американским предложением создать правительство из нейтральных технократов в обмен на значительную западную помощь? Будет ли он любой ценой настаивать на сохранении своего уникального положения? Другая возможность заключается в том, что «Хизбалла» попытается применить силу против протестующих, если давление на организацию усилится, что может перерасти в столкновения, а в крайнем случае – в новую гражданскую войну.

В-третьих, решимость протестующих продолжить свою борьбу, а также готовность заплатить высокую цену или бросить вызов «Хизбалле» и спровоцировать ее на применение силы. До сих пор шиитская организация воздерживалась от применения силы против демонстрантов и возложила задачу подавления беспорядков на ливанскую армию и полицию в рамках дополнительных полномочий, которые они получили с введением режима чрезвычайного положения. На первом этапе, полагают эксперты INSS, «Хизбалла» будет придерживаться такого же подхода, защищая свое влияние за кулисами и свой имидж как основной партии, которая заботится о благосостоянии ливанского народа и вносит свой вклад в восстановление и выход страны из тяжелого экономического кризиса. С этой целью, как ожидается, Насралла будет маневрировать между предложениями помощи со стороны Запада (Франции, США и Международного валютного фонда) и желанием избежать отказа от ключевых ролей в принятии решений и ущерба основным интересам «Хизбаллы» особенно в отношении ее военной независимости. Допускается также, что Насралла продолжит свои усилия по расширению отношений между Ливаном и шиитской осью, в частности Ираном и Сирией, «хотя ему будет трудно достичь этой цели в свете неустойчивого положения организации».

Что касается Израиля, несмотря на то, что «Хизбалла» приостановила принятие дополнительных ответных мер после смерти своего боевика в результате атаки ЦАХАЛа в Сирии (20 июля с.г.), Насралла объявил, что время придет, и организация ответит в рамках укрепления баланса сдерживания Израиля. Таким образом, по мнению экспертов INSS, израильское военно-политическое руководство должно продолжать свою деятельность против ливанской шиитской организации в рамках «военной кампании между войнами» и как часть политической и общественной кампании, направленной на осуждение «Хизбаллы» как террористической группировки, подчеркивая ее ответственность за внутреннюю ситуацию в Ливане и за противостояние с Израилем.

Что касается экономической поддержке, необходимой Ливану, по словам экспертов INSS, Израиль имеет ограниченные возможности напрямую повлиять на выделение западной помощи или обуславливающие эту помощь требования реформировать ливанскую политическую систему с понижением статуса «Хизбаллы». Однако Израилю, который не заинтересован в крахе Ливана в целом или в том, чтобы эта страна полностью стала частью «шиитской оси», необходимро принять меры, чтобы убедить западные страны, особенно Францию ​​и США, предоставить экономическую помощь Ливану (который запрашивает 20 млрд долларов, частично в качестве кредита), при условии, что он обуздает «Хизбаллу». Эксперты советуют предпринять это в дополнение к использованию появившихся новых возможностей в отношениях Израиля с государствами Персидского залива, и в первую очередь с Объединенными Арабскими Эмиратами, для оказания помощи Ливану. По их мнению, экономическая слабость Ирана и других участников его оси создает возможность для Запада и дальше ставить крупномасштабную помощь Ливану в зависимость от выполнения им требований политической реформы и ограничения влияния и статуса «Хизбаллы» как независимого военного ополчения.

В INSS полагают, что необходимо разработать поэтапный план внутренних изменений в Ливане, чтобы не допустить его краха, восстановить экономику и инфраструктуру, а также надавить на «Хизбаллу». Хотя цель в конечном итоге должна заключаться в разоружении этой ливанской шиитской организации, на начальном этапе Израиль может сосредоточить внимание на нормировании надзора за пересечением границы с Ливаном, что является требованием, которое напрямую связано со взрывами в Бейруте, произошедшими, по мнению израильских экспертов, из-за пренебрежения и отсутствия контроля за деятельностью «Хизбаллы» в столичном порту. Они считают также важным «разработать механизм, который гарантировал бы, что экономическая помощь Ливану пойдет на восстановление экономики и улучшение условий жизни населения, а не в руки коррумпированного руководства»[ii].

[i] Орна Мизрахи – старший научный сотрудник INSS с 2018 г. До этого она 26 лет прослужила в Армии обороны Израиля (она подполковник в отставке) и 12 лет в Совете национальной безопасности в аппарате премьер-министра. На своей последней должности (2015-2018) заместителя советника по национальной безопасности по внешней политике она руководила стратегическим планированием региональной и международной политики от имени СНБ, а также отвечала за подготовку документов для встреч премьер-министра с лидерами мировых держав. Во время службы в ЦАХАЛе она служила в Аналитическом отделе военной разведки и старшим офицером в Отделе стратегического планирования. О.Мизрахи специализировалась в основном на исследованиях и стратегическом планировании по региональным вопросам с акцентом на страны «первого круга» (угроз Израилю — «Хизбалла» в Ливане, ХАМАС и «Палестинский исламский джихад» в Газе) и израильско-палестинский конфликт. Она получила степень магистра (с отличием) по истории Ближнего Востока в Тель-Авивском университете и две степени бакалавра в Тель-Авивском университете: по истории Ближнего Востока и по всеобщей истории и Библии (с отличием).

Йорам Швейцер – эксперт по международному терроризму и глава Программы INSS по терроризму и конфликтам низкой интенсивности, до 2003 г. – сотрудник израильской разведывательной службы, работал консультантом по контртеррористическим стратегиям в канцелярии премьер-министра и министерства обороны, руководил отделом по борьбе с международным терроризмом в ЦАХАЛе и был членом оперативной группы, занимавшейся израильскими пропавшими без вести в канцелярии премьер-министра. Й.Швейцер был исследователем и руководителем учебной программы в Институте международной политики по борьбе с терроризмом (ICT) в Междисциплинарном центре Герцлия. Он читает лекции и публикует материалы по вопросам терроризма, а также выступает в качестве консультанта министерств на частной основе. Сферы его специализации «Аль-Каида» и ее филиалы, терроризм смертников и спонсируемый государством терроризм.

[ii] Following the Calamity in Beirut: Might the Situation in Lebanon Change? // INSS. 17.08.2020 — https://www.inss.org.il/publication/change-in-lebanon-after-the-explosion/?offset=7&posts=2951

 

 

52.28MB | MySQL:103 | 0,528sec