О прекращении финансирования ассоциации Islamic Relief в Германии

На днях германская гуманитарная зонтичная организация Aktion Deutschland Hilft, объединяющая под своим патронажем более 20 структур и собирающая пожертвования для оказания экстренной помощи при возникновении чрезвычайных ситуаций в кризисных регионах мира, заявила о приостановке контактов с некоммерческой ассоциацией Islamic Relief Deutschland. По данным СМИ, решение было принято на внеочередном заседании Aktion Deutschland Hilft, а основной причиной данного шага было объявлено сотрудничество названной организации с исламскими фундаменталистами. Представители головной организации утверждают, что Islamic Relief Deutschland сможет возобновить свое членство в случае пересмотра структуры и характера работы, однако руководство ассоциации полностью отвергает выдвинутые против нее обвинения.

Примечательна в сложившейся ситуации структура Aktion Deutschland Hilft. Ассоциация, основанная в 2001 г., действует под патронажем бывшего федерального президента Х.Кёлера, который в области внешней политики считался сторонником развития гуманитарной составляющей международного сотрудничества. Председателем попечительского совета, по данным официального сайта Aktion Deutschland Hilft, является действующий федеральный министр иностранных дел Х.Маас (СДПГ), а в состав ключевой руководящей структуры входят несколько депутатов Бундестага. Среди них председатели рабочих парламентских групп по правам человека ХДС и СвДП М.Бранд и Г.Йенсен, член комитета по иностранных делам Б.Кофлер, статс-секретарь министерства внутренних дел Г.Крингс и другие. Кроме того, в публикациях германские журналисты обращают внимание на то, что содействие  Islamic Relief Deutschland получала и напрямую от МИДа ФРГ. Данная практика вполне объяснима, учитывая, что до него во главе попечительского совета был министр иностранных дел – З.Габриэль.

В прошлом году ситуация вокруг Islamic Relief Deutschland обострилась в связи с ответом на парламентский запрос партии СвДП о степени иностранного влияния на религиозные общины и ассоциации. Согласно информации, предоставленной федеральным правительством, Islamic Relief Deutschland связана с организациями, близкими к «Братьям-мусульманам», среди которых ХАМАС. Причем эти сведения даны со ссылкой на Израиль. Сама Islamic Relief Deutschland оказывала финансовую поддержку Deutsche Muslimische Gemeinschaft (до 2018 г. Islamische Gemeinschaft in Deutschland). Федеральное ведомство по защите Конституции, основываясь на сведениях коллег из баварского управления, считает DIM ассоциацией представляющей своего рода штаб-квартиру для египетских «Братьев-мусульман» в ФРГ. В свою очередь, связь между двумя структурами была подтверждена тем, что председатель Islamic Relief Deutschland входил в Совет шуры IGD.

После появления ответа на парламентский запрос около года ушло на проверку Федерального аудиторского управления, уполномоченного рассматривать законность расходования бюджетных средств. Весной текущего года МИД Германии объявил о приостановке программ финансирования Islamic Relief Deutschland. При этом, как обратили внимание журналисты, освещавшие процесс разбирательств в отношении ассоциации, отчет Федерального аудиторского управления, в отличие от ответа на парламентский запрос, в открытые источники не попал.

Согласно имеющимся данным, только за 2019 г. Aktion Deutschland Hilft собрала для Islamic Relief Deutschland порядка 2,5 млн евро. Они, судя по годовому отчету, были направлены на проекты в Сомали, Кении, Малави, Мозамбике, Индонезии, Бангладеше, Пакистане, Непале, Йемене, Турции и Сирии. В качестве статей расходов организация в странах Африки обозначила содействие сельскому хозяйству, закупку продуктов питания для нуждающихся. В Йемене активность была сосредоточена на борьбе с холерой, закупках продовольствия и зимней одежды для жителей Саны, Амрана, Дхамара, Саада и Таиза. 50 тыс. евро было направлено Islamic Relief Deutschland на улучшение жилищных условий населения Сирии и Турции также в связи с надвигавшейся зимой.

Внешнеполитическое ведомство в 2017 г. выделило организации порядка 1,5 млн евро, в 2018 – 2,5 млн. По имеющейся информации, главным образом средства МИДа расходовались на долгосрочный проект в Сирии, официально заявленной  целью которого было предоставление медицинской помощи. В открытых источниках есть информация о том, что проект должен был завершиться лишь в 2020 г., соответственно и за предшествующий год определенный объем финансирования предположительно был предоставлен. Однако сумма нигде не фигурирует. Кроме того, поддержка оказывалась земельными правительства Берлина и Кёльна. К примеру, в 2018 г. они направили около 170 тыс. евро на инициативу Muslimisches SeelsorgeTeleforn – круглосуточную анонимную горячую линию психологической помощи.

В целом случай с Islamic Relief Deutschland представляет собой весьма показательный пример того, как федеральное правительство и гуманитарные организации стремятся дистанцироваться от спонсирования организаций, представляющих угрозу как для ситуации внутри ФРГ, так и для кризисных регионов мира. При этом любопытным кажется соотношение внутренних и внешних факторов в глазах запрещенной организации и тех, кто разрывает с ней связи. В глазах последних, особенно правительства, разумеется, первостепенное значение имеет позиция Федерального ведомства по защите конституции и его земельных управлений, которые мониторят активность местных исламских ассоциаций. Их интерес спровоцирован тем, что активность такого рода структур способна вовлечь новых сторонников, что грозит распространением радикализма не только среди вновь прибывшего мусульманского населения, но и среди тех, кто проживает в ФРГ давно. Рост преступности в их среде, в свою очередь, опасен усилением раскола в обществе.

Islamic Relief Deutschland, будучи ответвлением Islamic Relief Worldwide, как и подобные или сотрудничающие с ней организации, пытается объяснить происходящее уступками федерального правительства в отношении Израиля и его позиции, согласно которой ассоциация представляет собой один из каналов передачи средств ХАМАС. Справедливость в такой точке зрения, несомненно, есть, особенно если принять во внимание многочисленные усилия Иерусалима по разоблачению истинных направлений расходования средств, поступивших палестинцам от европейских спонсоров. Однако пример с «Хизбаллой», как кажется, продемонстрировал, что основной движущей силой для ограничения активности такого рода структур являются для германского правительства все же соображения внутриполитического характера.

52.19MB | MySQL:103 | 0,526sec