О причинах роста салафизма

В последнее время в исламском мире наблюдается рост фундаментализма. «Исламское государство» (ИГ, запрещено в России) насчитывало в период расцвета 200 тыс. человек. На территории Сирии и Ливана действует «Хайят Тахрир аш-Шам» (запрещена в России),  численностью в 5 тыс. боевиков. В Афганистане и Пакистане находится «Талибан», достигающая 60 тыс. человек и «Сеть Хаккани», настывающая 10 тыс. боевиков. В ИРП действует также «Лашкар-е Тайба», в которую входит 50 тыс. человек. В зоне Сахеля активно действует «Ансар ад-Дин», в которую входит 10 тыс. бойцов, а также «Аль-Мурабитун». В Алжире, Тунисе и Ливии распространена  «Аль-Каида в странах исламского Магриба», численностью в 1 тыс. человек. В Ливии действует «Ансар аль-Шариа», численностью в 5 тыс. бойцов. В Египте базируются «Братья – мусульмане». На территории АРЕ на Синайском полуострове активно действует организация «Ансар Бейт аль-Макдис», численностью 1 тыс. боевиков. ХАМАС в Палестине насчитывает 20 тыс. бойцов, а численность действующего там же Палестинского исламского джихада» составляет 6-8 тыс. бойцов.  «Аш-Шабаб», контролирующее часть территории в Сомали, насчитывает 5 тыс. бойцов. В Западной Африки   действует «Боко харам», численностью в 6 тыс. бойцов.  На Филиппинах действует «Исламский фронт освобождения моро», чья численность достигает 12 тыс. человек. В Индонезии упор делается на террористическую организацию «Джамаа исламия», численностью 5 тыс. бойцов. Исламское движение Узбекистана насчитывает 10 тыс. боевиков. Позиции салафитов укрепились в Таджикистане, где действуют организации «Джамат ансорулло», «Джамаа таблиг» и «Салафия»[1]. Отдельные случаи влияния фундаменталистов в том числе и в воинских частях наблюдаются и в России. Особенно это заметно среди призванных с Кавказа, из Татарии, Башкирии и Сибири[2]. В статье названы только самые значительные из салафитских организаций. Например, «Аль-Каида» (запрещена в России) имеет подразделения в Сирии, Ираке, Йемене, Афганистане и Пакистане. Число салафитов в мире достигает 50 млн человек.

Конечно, часть из них является нищими, которым все равно, куда идти, лишь бы деньги платили, часть является наемниками, которым все равно, какую идеологию поддерживать. Но остаются причины, на которые средний класс и элита ориентируются, выбирая салафизм. Прежде всего, следует иметь в виду, что у жителей ряда стран сохраняется религиозный характер мышления, причем не в пример Священному писанию речь идет прямо о словах бога, обращенных к населению Земли и затрагивающих не только религиозные вопросы, а вмешивающиеся в быт людей. Отсюда сила влияния религии на мусульман. Средний класс и элита видят, что ориентация на светские политические доктрины закончилась провалом. У их представителей появляются идеи, что лишь следование Корану и Сунне, а также высказываниям сторонников фундаментализма  произведет эффект. Отсюда появляется приверженность салафитизму, тем более, что в Коране, а также в Сунне имеется целый ряд положений, посвященных борьбе с оружием в руках с неверными.

Фундаменталисты руководствуются следующими принципами: строгое единобожие; отказ от подчинения духовным или светским авторитетам, не получившим признания салафитов; широкое применение такфира (обвинение в неверии); сугубый рационализм и буквализм в применении положений Корана и Сунны; жесткое насилие в распространении своей веры; увлечение внешними проявлениями религиозности; борьба с новшествами; всеобщее равенство в умме. Для пророка Мухаммеда и его последователей было характерно следование шариату как основе законодательства, и это должно продолжатся. Все отступления от проповедуемых фундаменталистами ценностей они считают искажениями ислама и выдвигают в качестве правил, которым необходимо следовать, признание божественного господства над всем мирозданием, исключительное право Аллаха в качестве единственного объекта служения и единство бога в обладании прекрасными именами.

Для сторонника салафизма идея, ради которой он готов жертвовать собою, это ощущение идеального. Главный догмат, который преследуют он, вера в бога, и он готов жертвовать народом и самим собою ради достижения этой цели[3]. Введение посреднических звеньев, считают фундаменталисты, является отступлением от вахдании (единственности). Они ссылаются на хадис, что придут люди, которые будут читать Коран, не поняв его, и «когда встретите их, то убейте их. Истинно, в убийстве их награда перед Аллахом в День Преставления тому, кто убьет их»[4]. Для салафитов отсутствуют трактовки джихада. Их точка зрения, что джихад – это война против неверных. К «неверным» они относят не только приверженцев других религий, но и мусульман, которые не придерживаются их взглядов. Современные фундаменталисты упрекают Запад, что он колонизует исламские страны и прививает им ценности, прямо противоречащие Корану и сунне. Джихадистская деятельность все более набирает обороты и становится угрожающей для лиц, далеких от споров о том, что именно является подлинной мусульманской религией. Для современного мира стали обычным террористические акты против невинных людей, массовые убийства мирных жителей, похищения ради выкупа, торговля наркотическими веществами и оружием, рабство.

К сожалению, убийства мусульман и колонизация территорий будут продолжаться и служить питательной средой для продолжения салафизма. Из этого неизбежно следует вывод, что угроза терактов, организуемых фундаменталистами, будет сохраняться и впредь.

[1]  Б. Саводян. Таджикистан в пучине исламизации: в чем сила радикальной проповеди // https://www.regnum.ru/news/polit/1916667.html

2 Салафизм и его влияние на современный ислам. Особенности противодействия влиянию салафитов в воинских коллективах // https://mroc.pravobraz.ru/calafizm-i-ego-vliyanie-na-sovremennyj-islam-osobennosti-protivodejstviya -vliyaniyu-salafitov-v-voinskix-kollektivax/

Аль-Альбани Насир ад-Дин. Ат-Таухид аулян я дуат аль-ислам // http://www.islamhouse.com/d/files/ar/ih_books/single/ar_Montheism_First.pdf

4  Салафизм и его влияние на современный ислам. Особенности противодействия влиянию салафитов в воинских коллективах // https://mroc.pravobraz.ru/calafizm-i-ego-vliyanie-na-sovremennyj-islam-osobennosti-protivodejstviya -vliyaniyu-salafitov-v-voinskix-kollektivax/

52.08MB | MySQL:112 | 0,856sec