Ситуация в Израиле: сентябрь 2020 г.

В сентябре была продолжена нормализация отношений между Израилем, ОАЭ и Бахрейном, что привело к подписанию первых документов. Также состоялась серия переговоров первых лиц Израиля с зарубежными контрпартнерами, а глава правительства страны Б.Нетаньяху принял участие в работе юбилейной сессии ГА ООН. В области внутренней политики в центре внимания по-прежнему остались различные аспекты, связанные с COVID-19. Об этих и других событиях пойдет речь в настоящем обзоре.

 

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА

Вопросы войны и мира

На протяжении практически всего месяца наблюдалось затишье в том, что касается ракетных обстрелов израильской территории из Газы. Это было связано с достигнутыми в конце августа договоренностями о прекращении огня, сопровождавшимися послаблениями с израильской стороны, включая открытие КПП Керем-Шалом, а также расширение рыболовной зоны до 15 морских миль. Исключением стал период подписания соглашения между Израилем, ОАЭ и Бахрейном, ставший для палестинцев формальным поводом для  эскалации. С вечера 15 сентября до утра 16 сентября из сектора в направлении Израиля было выпущено 15 ракет, 9 из которых перехватила система «Железный купол». Шестеро израильтян пострадали. В ответ ЦАХАЛ атаковал объекты террористической инфраструктуры ХАМАС, в том числе один подземный.

В тот же период была активизирована кампания по запуску воздушных шаров с зажигательными смесями, которой предшествовала волна публикаций с подстрекательствами в социальных сетях. Израильские эксперты из Информационного центра изучения терроризма им. М.Амита в одном из своих еженедельных обзоров также отметили попытку популяризации бригад «Изз ад-Дина аль-Кассама» в палестинском обществе посредством канала Al Jazeera. Наконец, израильтяне обратили внимание на возросшую внешнеполитическую активность ПНА, особенно в ООН, чему способствовало выступление М.Аббаса на 75-й сессии Генеральной Ассамблеи.

Высоким остался уровень насилия в Иудее и Самарии, где совершались террористические нападения на израильских гражданских лиц, военных и полицию. Вместе с тем, по данным Информационного центра по изучению терроризма им. М.Амита, количество инцидентов на фоне новостей о потеплении на израильско-эмиратском треке в среднем не изменилось, что отличает ситуацию там от рассмотренного выше всплеска антиизраильской активности в Газе. Кроме того, данный факт можно считать еще одним свидетельством того, что подстрекательство на Западном берегу используется ХАМАСом не как элемент их сопротивления, а в рамках внутреннего противостояния с ФАТХом в условиях сохраняющегося кризиса легитимности палестинских институтов власти.

В середине месяца появились сообщения о подготовке при посредничестве Египта соглашения об обмене пленными между Израилем и ХАМАСом. По мнению израильских источников, данный факт мог способствовать улучшению имиджа главы Политбюро ХАМАСа, контролирующего Газу, И.Хании. Ранее отмечалось наличие у него разногласий с лидером ХАМАСа в Секторе Я.Синваром. Теперь было выдвинуто и предположение о намерениях его предшественника Х.Машаля возобновить политическую активность, в чем его поддерживают Катар и Турция. Спустя несколько дней высокопоставленный  активист  группировки Муса Абу Мазрук опроверг возможность достижения соглашения, ссылаясь на многочисленные препятствия. Среди них он упомянул то, что израильское правительство не уполномочило своих представителей вступать в переговоры. При этом палестинец не отрицал, что Египет действительно подготовил проект документа.

 

Официальные визиты и переговоры

1 сентября исполняющий обязанности генерального директора канцелярии главы правительства Израиля Р.Перец и управляющий Центрального банка ОАЭ А.Саид подписали протокол о сотрудничестве в финансовой и банковской сферах, что стало первым документом  для государств в рамках нормализации двусторонних отношений. В ходе встречи, состоявшейся в Абу-Даби, также было заявлено о намерении создать совместную комиссию для наращивания контактов в области инвестиций, целью которой является развитие кооперации, отвечающей международным стандартам.

15 сентября в Вашингтоне были подписаны т. н. Соглашения Авраама — мирные договоренности между Израилем, ОАЭ и Бахрейном. Помимо преобладающих в СМИ и экспертом сообществе оценок, согласно которым проигравшими на этом фоне остались палестинцы и Иран, интересна позиция главного редактора американского The Atlantic Дж.Голдберга, который обращает внимание и на степень влиятельности послов в американской столице[i]. Первым в его импровизированном рейтинге оказался представитель ОАЭ Ю. аль-Отайба, который в том числе занимается улучшением имиджа своей страны как в США, так и в Израиле. Свидетельством последнего можно считать августовскую статью дипломата для азеты Yedioth Ahronoth. Также высокие оценки получила деятельность израильского посла Р.Дермера, считающегося близким к Б.Нетаньяху.

В начале сентября важные заявления, касающиеся Израиля, последовали от властей Сербии и Косово. Белград обозначил готовность перенести посольство страны из Тель-Авива в Иерусалим, а Приштина в рамках установления отношений с ближневосточной страной — открыть свою дипломатическую миссию в израильской столице. По словам главы МИД Израиля Г.Ашкенази, данные действия должны будут привести к «укреплению дружбы» между Иерусалимом и Белградом, а также могут свидетельствовать о шагах Сербии и Косово к примирению. Глава правительства Б.Нетаньяху, в свою очередь, подчеркнул важность контактов с Приштиной, поскольку «Косово будет первой страной с мусульманским большинством, которая откроет посольство в Иерусалиме». Впрочем, последнее спровоцировало недовольство Сербии, заявившей о возможности пересмотра решения по переезду главной дипломатической миссии в случае признания Иерусалимом косовского суверенитета.

На фоне новостей о дипломатическом прорыве на нескольких направлениях, где роль США была сквозной, но не центральной темой, без должного внимания оказался визит Б.Нетаньяху в Вашингтон, приуроченный к подписанию упомянутых Соглашений Авраама. Между тем, в Соединенных Штатах глава израильского правительства успел не только прокомментировать нормализацию с ОАЭ и Бахрейном, но и пообщаться с представителями администрации Д.Трампа — вице-президентом М.Пенсом и госсекретарем М.Помпео. Более того, переговоры в Вашингтоне стали своего рода заменой привычному диалогу на полях ежегодной сессии Генеральной Ассамблеи ООН, которая в нынешнем году прошла онлайн.

В сентябре Израиль посетил министр иностранных дел Румынии Б.Ауреску. В ходе встречи представители сторон обсудили ситуацию на Ближнем Востоке с акцентом на деятельности ПНА, связанной с попытками Рамаллы помешать налаживанию Иерусалимом дружественных контактов с региональными умеренными игроками, а также вопросы двусторонних отношений, где основное внимание было сосредоточено на экономике. Б.Аурэску сообщил о 20%-м росте взаимной торговли в прошлом году. Стороны планировали продолжить наращивание взаимодействия, в том числе в рамках межгосударственного саммита, также  в Румынию должен был прибыть президент Израиля Р.Ривлин, однако активность, связанная с обменом официальными визитами была временно заморожена в связи с эпидемиологической ситуацией. Также стоит отметить, что в сочетании с шагами на Сербском направлении можно говорить об активизации политики Израиля в отношении т. н. Группы Крайова (Румыния, Болгария, Сербия, Греция), занимающейся продвижением интеграционных процессов в ЕС, а также экономической и энергетической проблематикой. При  этом вопрос статуса Косово важен в контексте отношений Белграда и Брюсселя и воспринимается многими как фактор, препятствующий вступлению страны в Евросоюз. Кроме того, в контексте интересов ближневосточного государства в Европе необходимо отметить интенсификацию переговоров Бухареста и Киева по преодолению разногласий, включая статус национальных меньшинств в Украине.

Также в течение месяца в Израиле побывали представители Чада (председатель кабинета министров А.Деби и глава разведки А.Когри) и министр иностранных дел Хорватии Г. Грлич-Радман. В удаленном режиме Б.Нетаньяху провел консультации с контрпартнером из Дании М.Фредериксен. В случае с Чадом стороны сделали акцент на наращивании контактов, прежде всего в сфере безопасности, контртерроризма и экономики, с Хорватией обсуждалась коронавирусная проблематика. М.Фредериксен получила благодарность от израильского премьер-министра за защиту интересов еврейской общины своей страны, где ранее в парламент был внесен законопроект о запрете обрезания несовершеннолетних без медицинских показаний, против которого политик выступила.

30 сентября Г.Ашкенази подписал соглашение о наращивании взаимодействия между Агентством по развитию международного сотрудничества при МИД Израиля МАШАВ и Министерством сельского хозяйства Непала. В соответствии с документом предполагается открыть в Непале передовой сельскохозяйственный центр, основанный на предоставленных ближневосточным государством технологиях и оборудовании. Усилия, направленные на мотивирование зарубежных государств переносить свои посольства в Иерусалим, в сентябре получили продолжение в виде заявления правительства Гондураса о намерении предпринять соответствующие шаги, если позволит эпидемиологическая ситуация, уже до конца текущего года. В качестве ответной меры израильская сторона рассматривает возобновление работы своей дипломатической миссии в Тегусигальпе, закрытой из-за бюджетного дефицита МИД.

 

Отношения с международными организациями

В рамках данной составляющей международной активности Израиля центральное место в сентябре заняло выступление премьер-министра Б.Нетаньяху на 75-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Однако в силу различных причин, варьирующихся от дистанционного формата работы до назначения речи представителя государства на последний день общих прений, значительного внимания в сравнении с резонансом прошлых лет это событие не получило.

Также в сентябре во взаимодействии с ООН необходимо отметить позицию Иерусалима по резолюции о борьбе с пандемией COVID-19, одобренной большинством членов Генеральной Ассамблеи. Против выступили две страны — Израиль и США, еще две воздержались. Это были Украина и Венгрия. Подход Иерусалима и Вашингтона к документу мог быть связан с тем, что по инициативе Гаваны в текст были внесены призывы воздерживаться от любых форм экономического давления в текущих условиях. Это, в свою очередь, ограничивает возможности воздействовать на иранский режим и палестинских боевиков. Две европейские страны своим нейтралитетом, вероятно, стремились продемонстрировать американо-израильскому тандему свою солидарность.

Негативные тенденции наметились в сентябре в отношениях Израиля и Евросоюза. Поводом для этого стали упомянутые планы Сербии и Косово. По мнению европейского обозревателя газеты Israel Hayom Э.Бека, специализирующегося прежде всего на ФРГ, Брюссель пытается навязать Белграду и Приштине свою позицию по вопросу статуса Иерусалима, увязывая решение о месте расположения посольства с перспективами интеграции в ЕС[ii]. В этой связи Э.Бек рекомендует европейским друзьям Израиля в лице участников Вышеградской группы и Австрии донести до Брюсселя мысль о том, что они не хотят больше подчиняться его антиизраильским установкам. Иерусалиму же, как полагает обозреватель, следует максимально сократить возможности коммуникации общественных организаций левого толка с европейцами.

 

ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА

Деятельность правительства

С 18 сентября в Израиле был введен карантин, который должен был продлиться как минимум три недели. Основные решения кабинета министров страны вновь также были продиктованы ситуацией с COVID-19. В этой связи были организованы заседания т. н. Коронавирусного кабинета, а также обнародован ряд совместных заявлений главы правительства, представителей министерства финансов и здравоохранения. Введенные ранее ограничения были сохранены.

В середине месяца в отставку с поста министра жилищного строительства подал представитель партии «Еврество Торы» Я.Лицман, который, согласно действующему «норвежскому закону», вернулся в Кнессет. Свое решение он мотивировал несогласием с новым локдауном, который, по его мнению, не мог совпасть с еврейскими праздниками. Вместе с тем есть и другая версия, согласно которой политик мог покинуть пост, полагая, что ему будут предъявлены обвинения по существующим в отношении него подозрениям. Однако суть обвинений при этом не раскрывалась. Кроме того, для Я.Лицмана, который до этого со скандалом дважды оставлял пост министра здравоохранения, такой подход далеко не новый. В дальнейшем появилась информация о его переговорах с партией «Кахоль-лаван», руководство которой он пытался убедить назначить его заместителем министра строительства в счет имеющейся у них квоты. Это также отработанный Я.Лицманом путь после отставок  по возвращению во власть.

В сентябре продолжились протесты против премьер-министра. В результате было принято решение ограничить массовые демонстрации. Основным критерием для правомерности участия в них стала удаленность местожительства от резиденции главы правительства, рядом с которой идут акции. Данное решение стало компромиссом Ликуда и «Кахоль-лаван». При этом партия главы правительства стремилась полностью запретить такого рода активность в связи со сложной эпидемиологической обстановкой, как минимум на время карантина. Примечательно также, что среди «сине-белых» были те, кто не поддержал данную меру, встав на строну оппозиции во главе с бывшим коллегой по фракции Я.Лапидом («Еш атид»).

 

Повестка дня Кнессета

Парламентская активность в сентябре также была подчинена преимущественно коронавирусной проблематике. В середине месяца состоялось заседание комиссии по экономике с участием генерального директора Министерства финансов К. Тернер-Эйяль. Она призвала избежать повторного всеобщего закрытия, которое нанесет урон начавшемуся восстановлению экономики после первого локдауна. По оценкам ведомства, падение ВВП в текущем году может составить от 13,3 % до 14,5%. Весьма вероятно, что развитие событий может пойти по негативному сценарию в связи с возрастающей нагрузкой на финансовую систему страны. В конце сентября несмотря на многочисленные противоречия Кнессет одобрил законопроект о поправке к Основному закону о Государственном хозяйстве, что позволит увеличить бюджет на текущий год для финансирования таких направлений как здравоохранение, поддержка предпринимателей и системы социального страхования.

Несмотря на эпидемиологическую обстановку в сентябре Кнессет смог заниматься и развитием сотрудничества с зарубежными странами. Так, было подписано совместное заявление членов комиссии Кнессета по иностранным делам и обороне и Палаты депутатов (нижней палаты парламента) Бразилии, что стало первым совместным документом для двух стран на таком уровне. Стороны выразили надежду, что этот шаг поможет развитию двусторонних отношений, в том числе переносу посольства Бразилии в Иерусалим.

 

ЦИТАТА МЕСЯЦА

Широко известной стала фраза А.Либермана об эскалации насилия в зоне армяно-азербайджанского конфликта, прозвучавшая в его интервью для израильских «Вестей» в конце месяца, в соответствии с которой «правда на стороне Азербайджана». Несмотря на бескомпромиссность позиции, обнародованной лидером партии «Наш дом — Израиль», с середины 1990-х гг. активно продвигающим развитие сотрудничества Иерусалима и Баку, он оказался далеко не единственным, кто так думает. К примеру, о стратегической важности этих контактов говорит и вице-президент Jerusalem Institute for Strategy and Security Э.Лерман, ссылаясь на геополитическое положение республики, соседствующей с Ираном, а также на то, что порядка четверти населения ИРИ — этнические азербайджанцы[iii]. При этом эксперт полагает, что подобный подход не означает разрыва с Арменией, в диалоге с которой также наметился прогресс, символом которого можно считать открытие посольства страны в Израиле. Вот только местом его «прописки» была избрана не столица, а Тель-Авив, что свидетельствует о неготовности Еревана сделать однозначный выбор в пользу поддержки Иерусалима, однако от израильтян Армения настойчиво требует именно этого. И это далеко не единственный факт, заставляющий Иерусалим не делать решительных шагов в сторону Еревана. В целом, Израилю, стремящемуся к укреплению своего положения на международной арене важна максимально широкая сеть дружественных стран, при этом партнерства могут носить различный характер, на который влияет в том числе то, какой уровень содействия и перспективы готова предложить противоположная сторона.

[i] Goldberg J. Iran and the Palestinians Lose Out in the Abraham Accords // The Atlantic. 16.09.2020 URL: https://www.theatlantic.com/ideas/archive/2020/09/winners-losers/616364

[ii] Eldad Beck Israel should treat the EU like it treats us //Israel Hayom. 08.09.2020. URL: https://www.israelhayom.com/opinions/israel-should-treat-the-eu-like-it-treats-us/

[iii] Keinon H. How can Israel navigate the divide between Azerbaijan and Armenia? // Jerusalem Post, Jerusalem Institute for strategy and Security. URL: https://jiss.org.il/en/lerman-how-can-israel-navigate-the-divide-between-azerbaijan-and-armenia/

52.27MB | MySQL:103 | 0,464sec