О проблемах с поставками некачественной продукции алжирской нефтегазовой компанией SONATRACH

Sonatrach  — крупнейшая алжирская компания и один из главных игроков на рынке углеводородов на африканском континенте и в средиземноморском регионе. Она занимается разведкой и транспортировкой нефти и природного газа, а также имеет огромное значение для экономики Алжира: ведь выручка от продажи энергоносителей составляет более 90% поступлений в бюджет страны. Но сейчас  Sonatrach переживает не самые лучшие времена, и не  из-за коронавируса и мирового экономического кризиса, а из-за крайней коррумпированности и попустительства  руководства компании. Ярким свидетельством этому является последний  скандал вокруг некачественных поставок СПГ в Турцию и проблема с ливанской   Electricité du Liban опять же из-за низкого качества нефтепродуктов (а именно дизельного топлива), в результате которых компания Sonatrach умудрилась потерять хороших клиентов, важные контракты и заметно подпортить свою репутацию надежного поставщика углеводородов.

       7 сентября сайт Algerie Part Plus сообщил о «новом скандале, связанным с бесхозяйственностью  Sonatrach». Он отметил, что алжирская нефтегазовая корпорация  Sonatrach вновь потеряла хороший контракт после того, как Турция отказалась от двух судов алжирского СПГ стоимостью около 100 млн долларов после обнаружения нефтяных примесей в грузе[i].  Заказ на них был сделан BOTAS, турецкой национальной компанией по транспортировке углеводородов, которая, согласно рейтингу Fortune 500 журнала Forbes является одной из крупнейших турецких компаний.

Algerie Part Plus пишет, что две недели назад во время погрузки СПГ на турецкий танкеры-метановозы (газовозы), анализ показал сильное присутствие нефтяных примесей.    Следует упомянуть, что действующий протокол безопасности в секторе СПГ требует проведения технического анализа пробы СПГ на содержание примесей через каждые два часа при его погрузке на танкеры, которые должны перевозить СПГ, экспортируемый Алжиром, за границу. Обычно танкеры-метановозы  остаются в порту Арзев (Arzew) в течение 48 часов на время загрузки СПГ[ii]. Однако чиновники Sonatrach, хотя и были проинформированы о некоторых несоответствиях, вместо того, чтобы приостановить погрузку и решить эту проблему, хладнокровно заполнили все бумаги, не упоминая эту информацию, и отправили два груза на сумму около 50 млн долларов каждый. Причем, как сообщает Algerie Part Plus, сама Фатиха Неффах (Fatiha Neffah), вице-президент по продажам компании Sonatrach, дала разрешение на их отгрузку.

При проверке первого судна, прибывшего в турецкий порт, компания BOTAS сразу же выявила наличие примесей в СПГ и отказалась принять его, и второй танкер-метановоз, уже находившийся в пути в открытом море, Sonatrach тоже попросили отозвать.  По возвращении в порт Арзев  Фатиха Неффах потребовала выгрузить бракованный груз СПГ в самом порту Арзев, что, как пишет Algerie Part Plus, стало еще одним доказательством крайней некомпетентности высшего состава алжирской нефтегазовой компании. Действие самого порта было приостановлено на несколько дней, и на СПГ-комплексе в Арзеве был проведен тщательный техосмотр с целью выявления причин обнаружения нефтяных примесей в СПГ. Затем, стремясь как можно скорее замять скандал с некачественным грузом СПГ, предназначенным для BOTAS, груз был перепродан другому клиенту по цене на 70 % дешевле, чем для турецкой компании.

Последствия остановки производства на Арзевском СПГ-комплексе являются очень серьезными, ведь СПГ является важным источником дохода для Sonatrach и в целом для экономики Алжира. Algerie Part Plus считает, что из-за остановки работы комплекса Скикда (Skikda), которая длилась более 8 месяцев, а именно с декабря 2019 по июль 2020 года, и вот теперь комплекса Арзев, производство СПГ в АНДР, вероятно, упадет еще больше, что приведет к значительным финансовым потерям для страны. Нерадостная новость для Алжира, который стремится  ускорить развитие мощностей по производству СПГ, чтобы укрепить свое присутствие на международном рынке газа.  Эта стратегия была направлена на реализацию крупных структурированных и высокоэффективных проектов, которые окажут значительное влияние на результаты компании. Компания Sonatrach запустила несколько проектов на комплексе Скикда, которые будут способствовать увеличению емкости для хранения СПГ, модернизации и обеспечению безопасности установок для загрузки СПГ. Sonatrach очень полагался на комплексы СПГ GL1.Z и GL2.Z , расположенные в промышленной зоне Арзев на западе Алжира, чтобы открыть для себя новые международные рынки. Выгодный договор с потенциальным постоянным клиентом  BOTAS, таким образом, был потерян из-за некомпетентности и халатности руководства компании  Sonatrach.

 

Сайт Algerie Part Plus напомнил о том, как в марте 2019 года из-за низкого качества своих  нефтепродуктов, поставляемой для ливанской Electricité du Liban, Sonatrach был вовлечен  в судебный процесс, в результате которого алжирская компания потеряла один из своих крупнейших контрактов[iii]. По словам Тони Иссы, вице-президент IPT (ливанский импортер нефти и оператор автозаправочных станций), Sonatrach обеспечивала 70% дизельного топлива, используемого ливанскими электростанциями, а остальное закупалось в Кувейте[iv]. Напомним, что с 2005 года Sonatrach  являлся монопольным поставщиком топлива в Ливан через свою дочку Sonatrach Petroleum Corporation (SPC), и ничего не менялось в течение многих лет, пока в марте с. г. не разразился скандал.

Произошло следующее: отгрузка топлива с контролируемого Алжиром нефтеперерабатывающего завода (НПЗ) Sonatrach Raffineria Italiana в Сицилии прибыла в Ливан для государственной компании Electricite du Lebanon (EDL). Тесты образцов из партии, проверенной итальянской лабораторией, подтвердили достоверность нефтепродуктов, но встречные тесты, проведенные турецкой компанией «Карадениз», которая также получала топливо, показали, что партия топлива была фальсифицирована[v].

Дальнейшее расследование выявило сговор между ливанскими политиками и алжирскими бизнесменами, по которому в Ливан поставлялось некачественное топливо и скрывались поставщики.  В апреле 2020 года суд Ливана постановил арестовать 17 человек, в том числе генерального директора EDL Камаля аль-Хайека (Kamal al-Hayek) за «профессиональные проступки»; генерального директора департамента нефтяных установок Саркиса Хлейса (Sarkis Hleis) генерального директора нефтяной компании Министерства энергетики и водных ресурсов Аврору Фегали (Aurore Feghali) за получение взяток и халатность при исполнении служебных обязанностей, а также Тарека Фауала (Tarek Faoual) — главу SPC, по обвинению в коррупции и поставке фальсифицированного топлива. Были арестованы и несколько сотрудников ливанской инспекционной компании Petrol Survey and Technics (PST) по обвинению в «коррупции, даче взяток, мошенничестве и злоупотреблении доверием». По горячим следам Sonatrach отрицала какие-либо правонарушения. В частности, компания утверждала, что ни одно должностное лицо ее дочерней компании не было арестовано; добавила, что предполагаемый руководитель SPC был независимым судовым агентом, работающим с базирующейся в Ливане алжирской компанией; предположила, что это внутреннее дело Ливана. SPC также выпустила пресс-релиз в знак протеста против «гнусной скоординированной клеветнической кампании, направленной на нанесение ущерба репутации компании» [vi]. Нанесенный экономике Ливана и самого Алжира ущерб до конца не оценен: хотя бракованные нефтепродукты были выявлены только в последних двух поставках, некоторые ливанские депутаты утверждают, что эта система действовала годами[vii].

Эмиратское издание The National написало в июле с. г. о том, что уже ставшие рутинными ежедневные отключения электроэнергии в столице Ливана Бейруте увеличились в пять раз после коррупционного скандала с участием национальной нефтяной компании Алжира, который вызвал нехватку топлива на ливанских электростанциях. «Главная причина — нехватка топлива, которая напрямую связана с проблемой между Ливаном и компаниями-поставщиками из-за [поставок], которые не соответствуют техническим требованиям», — отметил министр энергетики Ливана Раймонд Гаджар, имея в виду Sonatrach.

Неудивительно, что после всего вышеупомянутого Р.Гаджар в середине августа сообщил СМИ о том, что Ливан принял решение диверсифицировать своих поставщиков нефти начиная с 2021 года. Министр энергетики Ливана отметил, что правительство его страны решило в ближайшие три года расширить количество поставщиков топлива. «Мы бы предпочли, чтобы их было несколько. В случае возникновения каких-либо проблем, мы можем работать с другими… Этот шаг положит конец монополии Sonatrach на рынке топлива в Ливане», — отметил министр энергетики Ливана. Он добавил, что Ливан ведет переговоры с Кувейтом и Ираком о поставках нефти, но пока не было достигнуто никаких конкретных договоренностей.

[i] https://northafricapost.com/43652-algeria-loses-about-100m-over-quality-of-sonatrachs-petroleum-products.html

[ii] https://algeriepartplus.com/exclusif-le-complexe-gnl-darzew-a-larret-et-les-exportations-stoppees-a-cause-dune-enorme-betise-de-mauvaise-gestion/

[iii] https://www.observalgerie.com/les-revelations-troublantes-sur-le-contrat-secret-de-sonatrach-au-liban/2020/

[iv] https://www.thenational.ae/world/mena/lebanon-crisis-fuel-scandal-leaves-lebanese-in-the-dark-for-longer-1.1043191

[v] https://neftegaz.ru/news/petroleum-products/626170-livan-diversifitsiruet-postavki-topliva-s-2021-g/

[vi] https://www.middleeasteye.net/news/algeria-lebanon-scandal-fuel-defective-sonatrach-crisis

[vii] https://beirut-today.com/2020/05/11/algerian-sonatrach-fraud-lebanon/

62.86MB | MySQL:102 | 0,522sec