По данным китайских специализированных военно-технических изданий «Корабельное вооружение» и «Корабельное знание», представители ВМС Пакистана активизировали переговоры с китайскими производителями зенитно-ракетных систем (ЗРС) малой дальности по вопросу модернизации корабельного вооружения ПВО на фрегатах проекта F22P «Зульфигар». ВМС Пакистана заинтересованы в приобретении корабельной ЗРС малой дальности под обозначением «Морское красное знамя-10» (экспортное обозначение FL-3000N).
Как известно, указанные выше корабли оснащены зенитно-ракетной системой малой дальности «Морское красное знамя-7», которая позволяет поражать воздушные дозвуковые цели на дальности от 3 до 12 км при расходе не менее двух ракет на одну цель, т.е. одна пусковая установка способна перехватить не более четырех воздушных целей.
Пакистанские военные осознают всю важность защиты надводных кораблей от ракетно-авиационного налета вероятного противника и особенно обеспокоены возможностями сверхзвуковой противокорабельной ракеты БРАМОС, которую могут применять ВМС Индии как с надводных кораблей, так и с тяжелых истребителей типа Су-30МКИ.
Поскольку ВВС и ВМС Индии имеют численное превосходство в авиационной технике, то ВМС Пакистана необходима более эффективная ЗРС с увеличенным боекомплектом зенитных управляемых ракет (ЗУР). В данном случае оптимальным вариантом является именно ЗРС «Морское красное знамя-10», пусковую установку которой выпускают в модификациях, рассчитанных на пуск 4, 8, 12, 18 или 24 ракет. Интервал между пусками ЗУР составляет не более 3 секунд.
В отношении ЗУР комплекса «Морское красное знамя-10» достоверно известно, что данный боеприпас является модифицированной версией ракеты класса «земля-воздух» от переносного зенитно-ракетного комплекса QW-1. Конструкторы 2-ого Научно-исследовательского института Китайской аэрокосмической научно-промышленной корпорации модифицировали боеприпас, а именно увеличили длину с 1,8 до 2 м, диаметр корпуса с 90 мм, до 120 мм, что позволило увеличить запас твердого топлива, и как следствие дальность пуска с 8 до 10 (некоторые источники указывают 12 )км, и высоту перехвата цели с 5,5 до 8,5 км.
Корпус увеличенного сечения стал более прочным и модифицированная ЗУР способна выполнять полет с перегрузкой до 40G, что в два разу больше чем у QW-1.
Одним из важных преимуществ «Морского красного знаямени-10» над моделью «Морское красное знамя-7» состоит в массе ракеты, которая составляет немногим более 20 кг, т.е. для перезарядки не требуется громоздкое оборудование. Также, значительно меньшая масса и линейные размеры позволяют разместить в подпалубном пространстве фрегата проекта F22P механизированную укладку для боекомплекта ЗУР и тем самым повысить боевую устойчивость корабля при отражении разнонаправленного противовоздушного боя.
По данным китайских источников, ракета ЗРК «Морское красное знамя-10» оснащена лазерным взрывателем, что позволяет более эффективно использовать осколочную боевую часть массой 3 кг.
Наведение ракеты на цель обеспечивает радиолокационная станция корабля и по мере сближения с целью боеприпас включает собственные системы телевизионного и инфракрасного наведения, что позволяет снижать нагрузку на командные системы корабля. Фактически, китайские специалисты отчасти реализовали принцип «пустил и забыл» для ЗРС малой дальности. Китайские обозреватели отмечают, что точность наведения ЗУР возможно повысить за счет применения оптико-волоконной системы, применяемой на тяжелых ПТУР типа «Красная стрела-10». Подобное решение позволит повысить сопротивление разнородным помехам, которые могут ставить самолеты вероятного противника.
К настоящему моменту достоверно известно, что собственные системы наведения ЗУР позволяют успешно перехватывать дозвуковые противокорабельные ракеты типа «Инцзи-83» на высотах от 1,5 до 5 м. над уровнем моря.
Вероятность перехвата дозвуковой ПКР составляет 97% при применении одной ЗУР «Морское красное знамя-10». Для сравнения однотипные американские боеприпасы системы SeaRAM обеспечивают точность перехвата на уровне 89%, сухопутная система MIM-104 способна выполнить успешно подобную задачу с вероятностью 87%, а авиационная ракета AIM-7 гарантирует перехват дозвуковой ПКР только в 72% случаев.
Однако, в открытом доступе отсутствует информация об эффективности корабельной ЗРС малой дальности «Морское красное знамя-10» при отражении налета сверхзвуковых ПКР.
Следует отметить, что в настоящее время рассматриваемая ЗРС серийно устанавливается на все современные надводные корабли ВМС НОАК классов «фрегат», «корвет», «эсминец» и «крейсер». Однако, «Морское красное знамя-10» является лишь частью системы ПВО рубежа самообороны, поскольку для перехвата дозвуковых или сверхзвуковых ПКР на дальности от 500 до 3000 м. предназначена зенитная пушечная установка H/PJ-11(также известна как «Тип 1130»). Данная установка обладает 11 стволами калибра 30 мм. и предназначена для перехвата воздушных целей, приближающихся к кораблю на скоростях до 2 МАХ.
Благодаря увеличению количества стволов установка H/PJ-11 обладает максимальной скорострельностью 10000 выстрелов в минуту, однако конструкторы предусмотрели два режима ведения огня, поскольку боекомплект включает всего 1280 боеприпасов калибра 30х165 мм (размещается в двух отсеках). Размещение подобных зенитных установок на фрегатах проекта F22P также позволит повысить уровень защищенности корабля при отражении авиационного/ракетного налета.
По оценкам китайских специалистов, для расширения возможностей фрегатов проекта F22P необходимо выполнить замену основной радиолокационной станции на более современную – «Тип 382» (выполняет поиск и наведение). Указанная трехмерная РЛС работает в метровом диапазоне и обеспечивает обзор за воздушной обстановкой и обнаружение целей на удалении до 250 км. от корабля. Кроме того, данная станция позволяет одновременно сопровождать до 100 надводных/воздушных целей, что позволяет их эффективно распределять между ударными системами вооружения.
В дополнение к вышесказанному отметим, что Командование ВМС Пакистана рассматривает возможность приобретения в КНР партии разведывательных беспилотных летательных аппаратов модели ASN-206 (разработка компании Xian ASN Technology Group Company), запуск которых можно осуществлять с вертолетной палубы при помощи стартовой направляющей и ракетного ускорителя. Данные БПЛА предназначены для расширения возможностей комплекса разведки корабля.
Представляется возможным указать основные тактико-технические характеристики БПЛА ASN-206. Таблица 1.
Таблица 1.
Основные тактико-технические характеристики БПЛА ASN-206
Модель БПЛА | ASN-206 |
Характеристика | |
Длина (м) | 4,3 |
Размах крыла (м) | 7,5 |
Высота (м) | 1,6 |
Масса пустого (кг) | 220 |
Масса полезной нагрузки (кг) | 50 |
Максимальная взлетная масса (кг) | 320 |
Максимальная скорость (км/ч) | 210 |
Крейсерская скорость (км/ч) | 141 |
Максимальная дальность полета (км) | 180 |
Максимальная продолжительность полета (час) | 8 |
Практический потолок (м) | 5000 |
Подводя итог вышесказанному, представляется необходимым отметить, что Командование ВМС Пакистана намерено серьезно обновить корабельный состав флота в ближайшие пять лет, а также расширить боевые возможности надводных кораблей и подводных лодок за счет принятия на вооружение новых образцов ракетного вооружения. Выполнение указанных задач возможно в основном благодаря прочному сотрудничеству с предприятиями ОПК КНР и Турции. Китайские аналитики отмечают высокую активность оборонных предприятий Турецкой Республики, специализирующихся на разработке противокорабельных и крылатых ракет.