Иран: дискуссия о дружбе или вражде с Израилем

Недавние заявления вице-президента Ирана Эсфандияра Рахима Мошаи о дружбе между его страной и Израилем и связанные с этим обстоятельства побуждают вновь обратиться к теме взаимоотношений двух стран. В течение истекших почти трех десятилетий конфронтация между Исламской республикой Иран и Государством Израиль последовательно обретает все большую жесткость. В основе этого лежит концепция исламской революции, после победы которой в феврале 1979 г. в Иране был установлен режим исламской республики. Провозгласив в качестве основополагающей идею экспорта исламской революции, на первом этапе – на просторы ближневосточного региона, иранское клерикальное руководство закономерно стало рассматривать лежащий в сердце исламского мира Израиль как важнейшую преграду на этом пути. Задачу борьбы с ним основатель исламской республики Иран аятолла Рухолла Хомейни определил как «освобождение Иерусалима», Тогда же Хомейни позиционировал Иран лидером ислама и всего исламского мира. Это давало иранским лидерам возможность заявить о себе как о защитниках «угнетенных исламских наций», и в первую очередь – арабского народа Палестины. В первом официальном послереволюционном заявлении по этому поводу отмечалось, что Иран считает осовобождение Иерусалима одним из важнейших морально-политических и религиозных обязательств перед народом Палестины (1). Вслед за этим в 1981 г. Хомейни заявил о том, что «…религиозное руководство Ирана никогда не смирится с оккупацией святых исламских мест этого города (Иерусалима – В.М.)»(2). Такие заявления базировались на преимущественно декларативной поддержке «арабского и палестинского дела» и широкомасштабном нагнетании враждебности по отношению к «экспансионистскому «. Израилю. Такая позиция в основе своей опрелелялась «крикливым антиамериканизмом хомейнистов» (3) и поэтому негативное восприятие США переносилось на страну, которую считали ее ближайшим союзником. В официальной иранской пропаганде сложились за послереволюционные годы определенные клише, утверждающие, что необходимо не ограничиваться борьбой за возвращение оккупированных Израилем территорий, а стремиться к полному освобождению Палестины (в ее расширенном толковании) от евреев. Экс-президент Ирана Али-Акбар Хашеми-Рафсанджани постулировал это следующим образом:» Даже если Израиль пойдет на уступки и будет создано арабское палестинское государство, сие никоим образом не будет означать решения палестинской проблемы. Если не уничтожить Израиль, то в этом густонаселенном районе не будет места, чтобы принять всех палестинцев, которые пожелают вернуться к местам своего прежнего жительства. В таких условиях признать за Израилем право на существование означает для нас потерять все» (4). Данная фраза подтверждает высказанную иранской оппозиционной печатью мысль о том, что «… руководители Исламской республики более палестинцы, чес сам Арафат»( 5).

Ирано—израильское противостояние имеет и более прагматичную причину. Столкнувшись с перманентными внутренними социально-экономическим проблемами, шиитское руководство Ирана закономерно апеллирует к идее внешего врага, борьба с которым могла бы отвлечь общество от насущных трудностей. Израиль наилучшим образом вписывается в эту роль: немусульманская страна в исламском окружении, в прошлом – ближайший партнер последнего иранского шаха, ныне – стратегический союзник США. История с высказываниями Мошаи однозначно подтверждает такую мысль на примере статьи, опубликованной иранским интернет-сайтом «Асрэ Иран». 15 августа 2008 г. Ее автор задался резонным вопросом – почему депутаты Собрания исламского Совета (парламента) обходят стороной тысячи повседневных вопросов и проблем, с которыми сталкивается иранское общество и спешно и дружно обрушиваются на бедного вице-президента? Неужели нет ничего более важного, кроме как пытаться докопаться до того,. почему Мошаи произнес эти злополучные слова и что он действительно имел в виду? «Все знают, что люди занимают бесконечные очереди, чтобы наполнить бак горючим или купить баллон с газом, — пишет сайт.- Наши соотечественники часами простаивают в очередях за льготным молоком по дотированным ценам. Почему ваше рвение не распространяется на прояснение вопросов о том, когда закончатся забастовки, вызванные тем, что рабочие месяцами не получают зарплаты? Почему вас не трогает то обстоятельство, что растет число молодых девушек, вынужденных заниматься проституцией ради того, чтобы накормить свои семьи? Почему из всех бед вам более сподручно именно это дело, не стоящее и выеденного яйца? Неужели самое важно сейчас — есть у нас дружба с Израилем или ее нет?»

Итак, высказывания вице-президента Ирана, председателя Организации по культурному наследию и туризму Эсфандияра Рахима Мошаи произвели в стране поистине эффект разорвавшейся бомбы и сразу же породили слухи о том, что Мошаи будет немедленно отправлен в отставку. Его слова, сказанные на конференции по туризму, прозвучали следующим образом: «Иран сегодня является другом народов Израиля и США и ни с кем из народов мира у нас нет вражды. Это составляет предмет нашей гордости». В этой же речи он, правда, добавил:» Конечно же, у нас есть враги, и подлая вражда по отношению к нашему народу в мире имеется, но американский народ мы считаем одним из выдающихся народов мира». Такое утверждение странно сочеталось с уже ставшими привычными антиизраильскими заявлениями президента Махмуда Ахмадинежада и неоднократно звучавшими в последнее время утверждениями религиозного лидера страны аятоллы Хаменеи и того же президента Ахмадинежада о том, что американское общество погрязло в коррупции и разврате и стремительно приближается к коллапсу.

Слова Мошаи цитировались несколькими иранскими СМИ, а также официальным сайтом министерства туризма Ирана, которое тот курирует. В ответ на это спикер иранского парламента Али Лариджани заявил, что Иран не является другом Израиля. От Мошаи потребовали объяснений, и тогда он заявил, что под «Израилем» он имел в виду «палестинцев и евреев-уроженцев Палестины, но не сионистов и не евреев-иммигрантов, потому что «мы не признаем Израиль». «Мы отвергаем сионизм, но совершенно нормально относимся к людям, живущим на оккупированных территориях. Мы в конфликте с американским правительством, но считаем американский народ одним из лучших в мире», – заявил вице-президент.

Объяснений, однако, показалось мало, и 13 августа Эсфандияр Рахим Мошаи был вызван на заседание иранского парламента, где подвергся жесткой обструкции со стороны большинства законодателей. Однако он заявил, что полностью отдает отчет сказанному им ранее и не отрешится от своего заявления. Прямо на заседании парламента он повторил то, что уже заявлял ранее:» Мы являемся друзьями народа Израиля и не имеем вражды с израильтянами». На этих словах 200 депутатом парламента поднялись и в едином порыве принялись скандировать лозунг: «Смерть Израилю!». Начались прения, и Мошаи пришлось ответить на вопросы парламентариев. Их точку зрения выразил один из депутатов – Мохсен Ноубави — в интервью правительственному агентству ИРНА: » На этот счет существуют высказывания как основателя исламсмкой республики аятоллы Рухоллы Хомейни, так и нынешнего духовного лидера страны аятоллы Али Хаменеи, и ни у кого нет права изменить концептуальное отношение Ирана по отношению к Израилю». Вслед за этим Комиссия по вопросам культуры созвала заседание с тем, чтобы принять заявление по этому поводу. Комиссия заявила, что не считает объяснения г-на Мошаи исчерпывающими, поэтому он должен принести официальные извинения. Кроме этого, депутаты 200 голосами приняли специальную петицию, в которой, в частности, говорится:» Высказывания Мошаи демонстрируют непростительное искажение одного из главных принципов внешней политики Исламской республики Иран. На нынешнем историческом этапе это может рассматриваться как сигнал серьезной тревоги и мы как представители этой великой нации не позволим отойти от данного основополагающего принципа».

Консервативная газета «Джомхурийе Эслами» написала в тот же день: » Почему никто не выходит на улицы и не протестует против той ереси, которую несет Мошаи?» Один из провинциальных интернет-сайтов — Shemalnews — сообщил, что Мошаи уже подал президенту прошение об отставке, вызванное шквалом обвинений со стороны высшего руководства страны, но это сообщение пока еще официально не подтверждено. Когда у официального представителя парламента спросили, почему президент до сих пор не высказал отношения по поводу высказываний своего заместителя, тот ответил: » Это не тот случай, когда президент должен реагировать». В то же время в течение последних дней не раз возникали стихийные митинги протеста. Один из проходил напротив здания парламента в те минуты, когда Мошаи давал объяснения. Его участники скандировали: » Стыдись, Мошаи!».

Давление оказалось настолько мощным, что в результате Мошаи обратился с письмом к бывшему спикеру парламента Голам-Али Хаддаду-Аделю, занимающему ныне пост председателя Комиссии по культуре, где вынужден был, во избежание дальнейшей политической экзекуции, покаяться и написать следующее:» В политическом словаре нашей страны никогда не будет места для слова «Израиль» В сегодняшнем мире это слово является самым презренным, составляющим синонимический ряд с такими словами как расизм, предательство, насилие, обман, коварство». Далее в письме Мошаи говорится: » Этот режим (Израиль – В.М.) не обладает политической и юридической легитимацией, а потому вопрос о его официальном признании совершенно неуместен. Позиция Исламской республики Иран по этому поводу совершенно очевидна и она обоснована регигиозным лидером страны аятоллой Хаменеи» (6)..

Нападки на Мошаи раздавались и на пятничных намазах 15 августа. Один из достаточно известных клерикальных деятелей режима, ходжат-оль-эслам Ахмад Хатами ( не путать с экс-президентом Мохаммадом Хатами – В.М.) сказал, что вряд ли основательны ссылки Мошаи на то, что не следует идентифицировать народ Израиля с его правительством, ибо народ полностью поддерживает властные структуры страны Все захватническик войны Израиля, по словам А.Хатами, были поддержаны его народом и именно он был их движущей силой. «Поэтому мы ни на секунду не готовы признать Израиль как государство и не являемся другом его народа. Точка зрения по этому поводу уже высказана нашими лидерами и нет смысла ее пересматривать». Мы, — сказал А. Хатами, — не знаем такого народа как израильский, легитимным для нас является лишь народ братской Палестины»(7). В подобном же духе отреагировали в интервью прессе депутаты парламента Хамид Расаи и Джалал Яхья-заде.

Таким образом, высказывания вице-президента ИРИ Эсфандияра Рахима Мошаи не являются свидетельством пересмотра руководством Ирана своей позиции по отношению к Израилю и могут рассматриваться лишь в качестве случайного эпизода. Руководство ИРИ остается верным политике противодействия ближневосточному мирному процессу, признавая исключительно силовой метод решения палестино-израильского противостояния. .

1. «Кейхан» , 26 февраля 1979 г. (на фарси)

2. Там же, 23 августа 1981 г.

3. Володарский М.И. Советы и их южные соседи Иран и Афганистан (1917-1933). – London, Overseas Publications Interchange LTD, 1985, p.200

4. «Эттелаат», 15 августа 1993 г. (на фарси)

5. «Арзешха», 1 февраля 1999 г. (на фарси)

6. http://www.farsnews.com/newstext.php?nn=8705240207 (на фарси).

7. http://tabnak.ir, 16 августа 2008 г. (на фарси).

52.28MB | MySQL:103 | 0,514sec