Иранская правозащитница Ширин Эбади против ИРНА

Ширин Эбади — известная иранская правозащитница-адвокат, удостоенная в 2003 г. Нобелевской премии мира за свою деятельность по защите прав человека в Иране. Она является автором многих академических работ в области защиты прав человека, включая права детей, например, «Уголовное право»(1972), «Права ребенка» (1987), «Медицинское право»(1988), «Законы по защите авторских прав»(1989), «Права беженцев»(1993), «История и документация по правам человека в Иране»(1993), «Традиция и современность»(1995), «Права женщин»(2002).

Училась Ширин Эбади на юридическом факультете Тегеранского университета, после окончания которого с 1969 г. стала работать в качестве судьи. В 1971 г. Ширин Эбади получила степень доктора в области частного права и, таким образом, она стала первой женщиной в истории Ирана, занимавшейся судебной практикой.

Однако после победы исламской революции в Иране, в соответствии с исламскими нормами, запрещающими женщине исполнять обязанности судьи, она, как и многие другие ее коллеги, была уволена с занимаемой должности. После этого Ширин Эбади пришлось немало пережить. Однако трудности не сломали ее. В 1992 г. она смогла получить лицензию на адвокатскую практику. Ширин Эбади замужем, имеет двух дочерей.

В настоящее время Ширин Эбади продолжает вести широкую правозащитную деятельность в Иране. Она является сопредседателем многих всемирных правозащитных организаций. Следует заметить, что по ее инициативе в иранский парламент был представлен законопроект, запрещающий любую форму насилия над детьми, который был сначала ратифицирован, а затем утвержден в 2002 г.

Таков вкратце общественно-социальный портрет Ширин Эбади. Теперь же о том, что побудило ее выступить с официальным опровержением сообщения иранского информационного агентства, опубликованного 6 августа с.г. В сообщении ИРНА говорилось о том, что дочь Ширин Эбади, Нарги Тавассолиан, якобы примкнула к группе последователей незаконного религиозного течения бахаизма. Для справки: религиозная секта бахаистов является своеобразным симбиозом ведущих вероисповеданий и с самого ее основания считается в Иране ересью. Основателями этого религиозного течения были Сеид Али Мохаммад, нареченный «Бабом» (врата) и его последователь Мирза Хусейн Али Нури, также известный под именем «Бахаулла» (величие господа). С самого начала появления данного религиозного течения (середина XIX в.) оно было названо ересью и жестоко преследовалось как со стороны духовенства, так и со стороны официальных властей. Проживавшая в Иране община бахаистов получила некоторое послабление при правлении династии Пехлеви. Не будем вдаваться в религиозные, политико-экономические и социальные мотивы возникновения этой секты и ее роли в общественно-политической жизни Ирана. Отметим лишь, что из-за гонений большинство членов бахаиской общины еще в XIX в. эмигрировали за рубеж, в частности в колониальную Индию и на территорию тогдашней Османской Турции. Как известно, благодаря тому, что прах фактического основателя секты — Бахауллы — покоится в Хайфе (Израиль), на горе Кармель, это место стало самым священным для всех последователей этого религиозного течения.

Теперь о связях Ширин Эбади с бахаистами. Оказывается, дело в том, что Ширин Эбади является защитником прав семерых бахаистов, арестованных властями. Следовательно, нетрудно догадаться, зачем автору сообщения понадобилось связать Ширин Эбади с именем непризнанной и гонимой в Иране секты бахаистов. Несмотря на то что эта информация была опровергнута Ширин Эбади и ее дочерью Наргис Тавассолиан, два дня спустя ИРНА еще раз опубликовала свое сообщение на ту же тему. Поэтому Ширин Эбади и ее дочь сочли необходимым подать судебный иск в прокуратуру против информационного агентства за клевету.

По данному случаю 18 августа 2008 г. (18 мордада 1387 г. по иранскому календарю), в понедельник, состоялось ежемесячное заседание иранских правозащитников для рассмотрения отдельных случаев нарушения прав человека в Иране, в частности вопроса о претензии Ширин Эбади к ИРНА, при участии представителей прессы.

Один из участников заседания, адвокат Мохаммад Али Дадхах, обратил внимание присутствовавших на совпадение даты проведения данного заседания с историческим событием полувековой давности — государственным переворотом в Иране 17 августа 1953 г., в результате которого было свергнуто законное правительство д-ра Мосаддека. Оратор напомнил о том, что когда доктор Мосаддек защищал права иранского народа, появились люди, которые обвинили его в безбожии. По мнению автора, клевета не новое явление в жизни Ирана.

Согласно сообщению Общества защитников прав человека, в своем выступлении «Защита — первейшее право» опытный адвокат Ахмед Садрхадж заявил о необходимости оказания юридической защиты всем социально незащищенным людям, не имеющим ни малейшего представления о законах своей страны. В своем выступлении он также настаивал на неотъемлемых правах защиты обвиняемых. «Если адвокат защищает права обвиняемых в убийстве, — заявил Сардхадж, — то это вовсе не означает, что он является соучастником данного деяния». Он сказал это, имея в виду случай с Ширин Эбади, когда ее имя злонамеренно увязали с бахаистами. Дело в том, что она встала на защиту семи обвиняемых бахаистов, находящихся в тюремном заключении. Этого оказалось достаточно, чтобы обвинить ее дочь в связях с бахаистами!

Необходимо заметить, что предыдущий оратор Мохаммад Али Дадхах привел мнение авторитетного шиитского богослова аятоллы Монтазери, высказанное по вопросу о правах представителей других конфессий на юридическую защиту. Он говорил: «Защита людей других вероисповеданий, являющихся гражданами Ирана, не имеет никаких возражений».

В свою очередь, Хади Исмаилзаде указал на необходимость присутствия адвоката на суде, ссылаясь на наличие соответствующих как внутренних, так и международных норм — статьи 11 Всемирной декларации прав человека, статьи 35 иранской конституции, а также циркуляра аятоллы Хашеми Щахруди — главы судебной власти Ирана. Он, как и предыдущий оратор, обратил внимание слушателей на то, что принятие на себя права защищать обвиняемого вовсе не означает согласия с его убеждениями и действиями. Он также отметил важность наличия права на защиту обвиняемого, что подразумевает устранение страха как негативного фактора, ставящего под вопрос свободу исполнения адвокатом своих обязанностей.

После выступления Исмаилзаде настал черед Ширин Эбади — председателя Общества по защите прав человека. Она основала это общество пять с половиной лет назад вместе со своими единомышленниками. Основная цель создания общества состояла в оказании бесплатной защиты политическим заключенным, а также узникам совести. Ширин Эбади признала необходимым выразить свое отношение к обсуждаемому вопросу. Она выразила беспокойство по поводу вынесения смертного приговора нескольким активистам курдского движения в Иране. В этой связи она заявила, что такие приговоры только мучают совесть общества и что она надеется, что восторжествует справедливость и обвиняемые будут оправданы.

Между прочим, на пресс-конференции Ширин Эбади коснулась вопроса о праве на учебу представителей из слабых слоев населения, среди которых был назван и один бахайский студент. По ее заявлению, ислам никого не ограничивает в праве получения образования, тем не менее на практике бахаисты лишены подобного права. По ее замечанию, о подобных случаях у нее накопилось целое досье, которое она уже передала в суд административной справедливости. Однако она еще не получила никакого ответа. Кстати, и газета «Кейхан», как бы в унисон с ИРНА, «напомнила» своим читателям, что находящийся в Израиле Центр бахаизма выразил благодарность Обществу по защите прав человека в Иране и его руководителю Ширин Эбади. Таким образом, конечно, не без задней мысли, проводится некая связь между правозащитной деятельностью Ширин Эбади и присутствием Центра бахаизма в Израиле.

Ширин Эбади обратила внимание присутствовавших и на другое сообщение информационного агентства ИРНА, в котором деятелей женского движения и деятелей кампании по сбору миллиона подписей обвинили в разных преступлениях, в частности в покровительстве проституции. Она критиковала ИРНА за такие обвинения в адрес деятелей женского движения, пояснив при этом, что «наши женщины избрали самый миролюбивый метод выражения протеста против одного закона и что они никогда не переступали закон».

По заявлению Ширин Эбади, женское движение Ирана — самое широкое движение на Ближнем Востоке. Это движение, у которого нет лидера, может занять свое место в каждой просвещенной иранской семье, которая верит в равенство прав человека. Она высказала сожаление по поводу того, что официальное информационное агентство ИРИ, которое «кормится» за счет государственной казны, распространяет подобную ложь. «Если вы хотите опубликовать ложную информацию, — заявила Ширин Эбади, — это ваше право, однако почему вы это делаете за наши деньги?!»

Затем иранская правозащитница коснулась угрозы в ее адрес, содержащейся в открытом письме на имя начальника сил правопорядка. В нем группа под названием «Антибахайское общество Ирана» угрожает ей смертью. «Теперь, — заявила Ширин Эбади, — мы знаем, из какого источника получали подпитку сочинители прежних угроз. Теперь уж, если случится даже малейшее происшествие с Обществом по защите прав человека или с отдельными его членами, то мы наверняка будем знать, кто их совершил».

Выступивший с речью на пресс-конференции журналист Абдорреза Таджик дал пояснение по поводу информации ИРНА, в достоверности которой, а также в профессионализме ее автора он глубоко усомнился. Точнее, усомнился в порядочности тех лиц, которые определяют генеральную линию и содержание средств массовой информации. При этом он также коснулся вопроса об источнике информации ИРНА, указав на его неправильный интернетовский адрес. Разобрав по крупицам «интернет-источник» ИРНА, он пришел к выводу, что в тексте нет никаких указаний на то, что дочь Ширин Эбади Наргис Тавассолиан приняла бахаизм.

А. Таджик также обратил внимание слушателей на одну немаловажную деталь: в сносках текста было упомянуто имя некоего Мохаммада Тавакколи Тараки, якобы бахаита. Однако, как утверждает А. Таджик, на самом деле тот является преподавателем истории в университете Торонто! В ответ на эту ложь он написал следующее опровержение: «Я последователь религиозного течения Имама Хосейна (т.е. подразумевается, что он шиит) и горжусь тем, что я мусульманин. Пусть мое презрение будет долей того человека, кто ложно назвал меня бахаистом. Я прошу вас как можно скорее извиниться перед госпожой Наргис Тавассолиан за публикацию клеветы и навета в упомянутой сноске. В случае отсутствия опровержения данной информационной клеветы я прибегну к помощи законных инстанций». Таджик обвинил ИРНА в совершении профессиональной и моральной ошибки.

Что касается моральной стороны вопроса, А.Таджик заявил, что это является частицей частной жизни Ширин Эбади и ее дочери и наносит вред достоинству Эбади. Разве корреспондент был уверен в правдивости данной информации? — спрашивает А.Таджик. «Если да, — продолжает он, — то почему корреспондент доверился только одному источнику? Нередки случаи, когда слухи служат источником информации. Однако вопрос в другом: почему опровержение было опубликовано столь запоздало?» Немного ниже он же дал ответ: «Ширин Эбади является лауреатом Нобелевской премии мира, она известный человек. Поэтому негативные вести наносят ей вред. Следовательно, большое внимание должно быть направлено на проверку достоверности информации. Вместо этого корреспондент ИРНА даже не потрудился связаться с Ширин Эбади!»

Другая участница пресс-конференции, активистка женского движения Хатидже Мокаддам, рассказала присутствовавшим на пресс-конференции о развитии деятельности трех поколений иранских женщин за лучшее будущее. Она обратилась к государственным деятелям и потребовала от них определиться со своими позициями в отношении клеветы, высказываемой в отношении женского движения, а именно: согласны они с этим движением или нет.

На этой пресс-конференции выступил также д-р Ибрахим Язди — генеральный секретарь «Движения свободы Ирана». Он также вспомнил про те обвинения, которые на протяжении 30 лет часто выдвигались против него. Он упомянул о ложной информации относительно свадьбы его дочери с каким-то сербом. Он задал вопрос, почему эта клевета высказывается в отношении политических и общественных лиц. Но вместо ответа заявил, что причина подобной клеветы в адрес Общества по защите прав человека заключается в его дееспособности, а также в отсутствии логики у противоположной стороны. После него выступил другой оратор — Мохаммад Саифзаде, бывший высокопоставленный судья, который рассмотрел вопросы об «Антибахайском обществе» и «Обществе бахаистов». По заявлению Саифзаде, «с приходом к власти девятого правительства усилилась жесткость по отношению к защитникам прав человека».

Ширин Эбади затронула также вопрос о своем отношении к американской атаке на Ирак, указав при этом на свои публикации в печати по данному вопросу.

В завершение заседания Общества по защите прав человека в Иране его пресс-секретарь Абдольфаттах Солтани напомнил собравшимся о позиции, занятой Ширин Эбади в отношении запрета на ношение мусульманскими девушками хиджаба в учебных заведениях Франции. По ее мнению, в стране, которая претендует на демократию, такое не должно происходить. Затем последовал вопрос от одного оппонента правозащитной деятельности, касающийся высказываний Ширин Эбади, имевших место в Испании. Поэтому ей пришлось еще раз подняться на трибуну. Она сказала: «Меня спросили, поддерживаю я или нет в качестве наказания сброс виновного с горы. Я ответила, что нет». При этом она заявила, что является противником смертной казни. Она призвала к упорядочению судопроизводства, в основе которого должна лежать логика.

После завершения этой части пресс-конференции была зачтена декларация Общества по защите прав человека. В ней сказано: «Философией Всемирной декларации по защите прав человека является защита достоинства людей, на чем поставила свою печать и конституция. Тем не менее уже много лет как газеты, которые питаются на деньги государственной казны, вторгаются в личную жизнь людей, проявляют насилие в отношении несогласных и критиков, попирают устои закона, шариата и морали. При этом они могут выдвинуть любое обвинение без всякой на то причины против кого угодно. Самое удивительное то, что при этом они сами пользуются железной неприкосновенностью. А органы судопроизводства, которым надлежит защищать физическую безопасность людей, их достоинство, на основании 22-й статьи конституции, не могут или же не имеют стимула для наказания лиц, вторгающихся в личную жизнь людей… Согласно закону, суды и прокуратура должны заниматься подобными нарушения законов и должны бороться с ними. Основываясь на своих основополагающих принципах, а также на своем мнении, Общество по защите прав человека признает право народа на свободу высказывания своих мыслей…»

В заключение следует добавить, что на этом история тяжбы Ширин Эбади с ИРНА не закончена. Эта история обещает иметь продолжение. Полуофициозная иранская газета «Кейхан» (20 августа с.г.) опубликовала две заметки по данному вопросу, в которых, в ответ на выступление Ширин Эбади на пресс-конференции и поданный ею судебный иск против ИРНА, резко выступила против. В одной из них под заглавием «Адвокат — защитник бахаистов! Какое у тебя право называться шиитом?!» приводит выдержку с сайта «Иран-глобал», который посчитал нетактичной ссылку Ширин Эбади на свою принадлежность шиизму. В другой заметке — «Не поддавайтесь плутовству бахаистов» — ее автор делает акцент на опасности космополитической деятельности религиозной секты бахаистов. Из всего вышесказанного можно сделать заключение, что раскручивание антибахаистской кампании в Иране, впрочем, как и деятельность Ширин Эбади по защите прав бахаистов, может иметь негативные последствия для последователей учения Баба и Бахауллы.

52.29MB | MySQL:103 | 0,583sec