Турция: о форуме TRT World. Часть 4

Пять лет назад, в 2015 году, свое полноформатное вещание начал турецкий канал TRT World – англоязычная телекомпания в структуре государственно теле- и радиовещательной компании Турции TRT.

Продолжаем делать обзор выступлений на ежегодном Форуме TRT World, которому Турция стремится придать характер глобальной площадки, предлагающей альтернативный, более объективный и честный взгляд на мир. На тот мир, который невольно, а скорее сознательно, ускользает от внимания самых известных глобальных СМИ. Разумеется, ускользает на взгляд самой Турции.

Собственно, за такой взгляд и хвалил и поздравлял, на церемонии открытия Форума, президент Реджеп Тайип Эрдоган телеканал TRT World – в лице всех: от главы телекомпании до простого техника.

Часть 3 нашей публикации доступна по ссылке: http://www.iimes.ru/?p=74594

Продолжаем разбираться с выступлениями на сессии «Многополярность в век COVID-19: будущее глобальной солидарности», главным спикером в которой с турецкой стороны стал пресс-секретарь президента Турции Ибрагим Калын.

Кроме него, в сессии приняли участие: министр иностранных дел Боснии и Герцеговины Бисера Туркович, заместитель председателя Европейской Комиссии Маргаритис Схинас, Джозеф Най – почетный профессор и бывший декан Школы управления Кеннеди (Гарвардский университет), Параг Ханна – основатель и управляющий партнер проекта FutureMap.

Напомним, что мы остановились на весьма показательном высказывании Парага Ханны о том, что не стоит путать американское presence, то есть, «присутствие», и американское leadership, то есть, — «лидирование». Если про первое, в американском случае, говорить можно утвердительно, то про второе (лидирование), на взгляд докладчика, – уже нет. Трендом является желание ЕС и разных регионах мира самоопределиться (подразумевая, что в отрыве от США –И.С.).

По поводу будущего глобализации, как отметил докладчик, вопрос заключается в том, насколько США помогают в этом вопросе и насколько препятствуют этому явлению (своими действиями, к примеру, направленными на изоляционизм США – И.С.). Ответ на этот вопрос – далеко не однозначен, поскольку есть области тесного сотрудничества между участниками международной жизни, а есть области, где наблюдаются серьезные расхождения. Допустим, есть тесные области, где Трансатлантический альянс тесно сотрудничает с Азией, противостоя и изолируясь от неё в другом вопросе.

Итак, подводя черту под основными тезисами и мыслями, прозвучавшими в ходе сессии «Многополярность в век COVID-19: будущее глобальной солидарности» можно отметить следующее:

  • Прозвучал тезис об утрате США глобального лидерства, при сохранении глобального присутствия. Заметим, что второе без первого делает позицию страны достаточно уязвимой в глазах международного сообщества. Получается, что роль США, в этом смысле, становится ролью глобального полицейского, лишенного морального права на свою функцию. Тогда получается, что условно такого полицейского можно назвать «коррумпированным». Тезис, сам по себе, — далеко не нов, однако, важно, что прозвучал он именно на турецкой площадке, в стране – члене НАТО.
  • Отмечено, что роль ЕС в современном мире является не просто значительной. Единая Европа продолжает оставаться «машинным залом» мировой экономики, если выражаться в терминах электроэнергетики. А коронавирусная инфекция лишь подтолкнула европейские страны к пониманию того, что жить вместе, все же, лучше. Оставив в стороне справедливость или несправедливость утверждения того, что «страны ЕС поняли предпочтительность совместного проживания», отметим, что это – ключевой момент для сохранения единства или для ускорения процесса распада. Как получилось в случае распада СССР, когда он случился по причине того, что потребность в единстве уступила желанию узкой группы лиц совершить «раздел имущества». Отметим то немаловажное обстоятельство, что кризисные периоды времени, в том случае, если система демонстрирует к ним устойчивость, способствуют усилению центростремительных сил и, в итоге, сплочению. Так что, если ЕС удастся показать свою эффективность в ходе преодоления пандемии и её последствий это сможет стать, своего рода, противовесом Brexit.
  • В Европе растет запрос на то, чтобы быть более автономными от США и этот запрос углубляется ещё и тем, что, как было отмечено выше, США больше (или «пока, временно») не претендуют на роль морального лидера в мире. В мире возник моральный вакуум, запрос на ту силу, которая может продемонстрировать свое моральное лидерство, разумеется, подкрепленное экономической мощью и историей успеха. Совершенно неудивительно, что на роль такого морального лидера сегодня претендует и ЕС с макроновским термином о том, что «Европа – защищает» (кого от кого и как Европа защищает станет понятно по итогам ближайшего Саммита ЕС, на котором, вроде как, обещано «защитить» в Восточном Средиземноморье Грецию и Кипр от Турции и Турецкой Республики Северного Кипра, явив миру европейскую солидарность и решительность – И.С.).
  • Турция в этой ситуации говорит о необходимости глобального переосмысления возникшей ситуации и о том, что нужно искать баланс между солидарностью и самодостаточностью. Турция продолжает утверждать, что современная система международных институтов нуждается в кардинальной реформации. В частности, выступая под своим излюбленным лозунгом о том, что «Мир – больше пяти» (постоянных членов СБ ООН – И.С.), Турция выступает против «европоцентризма», очевидно, в том смысле, что не согласна с тем, что вакуум морального лидерства в мире, оставленный (или оставляемый) США заполнялся бы со стороны Европы. Очевидно, что, на взгляд Турции, этот вакуум должен быть более «справедливо поделен» и быть более «инклюзивным», где бы, среди голосов ведущих мировых держав, слышались бы и голоса развивающихся стран, включая саму Турецкую Республику. При этом, на взгляд турецкого руководства, мир не только может, но и должен продолжать сотрудничество в таких сферах, как биобезопасность, продовольственная безопасность и кибербезопасность. Именно там глобализация, на взгляд турецкой стороны, не только уместна, но и практически неизбежна, перед лицом возникающих вызовов, справиться с которыми можно лишь только действуя сообща.

Следующая сессия Форума TRT World, на которой необходимо остановить свое внимание – это озаглавленная как «Новые реальности международных отношений и межгосударственные отношения после COVID -19».

Докладчиками на этой сессии выступили: министр иностранных дел Мевлют Чавушоглу, министр иностранных дел Пакистана Шах Мехмуд Курейши, а также министр иностранных дел Финляндии Пекка Хаависто.

На самом деле, в эти дни, в Турции немало говорится о том, что в мире есть три страны, с которыми у Турции – не просто хорошие отношения, а отношения «особые», которые исправно характеризуются в качестве отношений «братских». Три эти страны – это Турецкая Республика Северного Кипра, Азербайджан и Пакистан.

Для Азербайджана и кипрского вопроса были выделены отдельные сессии, где присутствовали их представители. На этой же сессии присутствовал министр иностранных дел Пакистана и за турецко-пакистанскими отношениями имеет смысл следить достаточно пристально. Пакистан – это не просто ворота Турции в Азию. Это – потенциальный источник получения Турцией технологий атома и отнюдь не мирного.

Совершенно неслучайно президент Турции Р.Т.Эрдоган уже обмолвился несколько раз публично о том, что Турция в перспективе может рассмотреть для себя возможность стать державой, обладающей ядерным оружием. Пока Турция официально развивает лишь свои средства доставки, включая не только крылатые, но и баллистические ракеты. Что же до неофициальной деятельности, то нет особых сомнений, что таковая в этом смысле также присутствует.

Переходим непосредственно к тем тезисам, что прозвучали на сессии «Новые реальности международных отношений и межгосударственные отношения после COVID -19», где турецкую сторону представлял министр иностранных дел Мевлют Чавушоглу.

Как он отметил в начале своего выступления, за пять лет своего существования, ТВ-канал TRT World стал одним из ведущих игроков на рынке международных СМИ.

Главным событием уходящего года турецкий министр иностранных дел назвал пандемию коронавируса, в которой он призвал видеть не только кризис, но и возможность. В частности, этот кризис, по словам Мевлюта Чавушоглу позволил выявить слабости современной многополярной системы мироустройства. Как указал Мевлют Чавушоглу, «мы должны продолжать продвигать многосторонность». При этом, турецкий министр указал целый ряд площадок, на которых, в период пандемии, Турция призывала мировое сообщество к сплочению, включая такие площадки, как ООН и МИКТА. Также Турция проявила свою активную позицию в Совете тюркоязычных государств, в также в Организации исламского сотрудничества. Как подчеркнул М.Чавушоглу, примеров турецкой активности – множество.

Помимо всего прочего, Турция в период пандемии, проводила активную гуманитарную политику. В частности, по словам министра иностранных дел Турции, в этот период времени, Турция оказала помощь 156 странам мира и 11-ти международным организациям. Как он подчеркнул, в этом вопросе, Турция – один из мировых лидеров.

Отдельных слов заслужили операции по возвращению турецких соотечественников домой при закрытии границ с зарубежными странами. И совместные программы между Турцией и иностранными государствами – также по отправке их граждан к себе на родину, чем Турция активно способствовала. При этом Турция использовала свое очевидное конкурентное преимущество (о котором мы не раз уже писали на страницах сайта ИБВ): Турция – обладательница четвертой в мире по разветвленности международной сети авиационного сообщения, флагманом которой выступает полугосударственная турецкая авиакомпания «Турецкие авиалинии».

Не мог турецкий министр не поговорить и о ситуации, складывающейся в Восточном Средиземноморье. В частности, как он указал, так есть несколько игроков, которые занимаются дестабилизацией региональной обстановки. Назвал он их и поименно: Греция и Республика Кипр. Причиной нынешней напряженности он указал «максималистский подход», демонстрируемый этими двумя странами.

Операция IRINI, в рамках которой был задержан и обыскан турецкий корабль (о чем мы писали на страницах сайта ИБВ), была названа министром иностранных дел, ни много ни мало, нарушением международного законодательства. В частности, как им было подчеркнуто, решение СБ ООН (об эмбарго на поставки вооружений воюющим сторонам – И.С.) не должно означать ограничений свободы навигации.

Как указал турецкий министр иностранных дел, Турция готова к диалогу и сотрудничеству в Восточном Средиземном море. В частности, он напомнил, что Турция призвала к тому, чтобы провести международную конференцию, где вопрос бы решался методом инклюзивного диалога и взаимного учета интересов (о своем отношении к этому турецкому начинанию, которое призвано снизить вероятность введения санкций или же максимально их минимизировать и оттянуть, мы уже на страницах ИБВ писали – И.С.).

В плане борьбы против международного терроризма, министр иностранных дел Турции указал, что страной было очищена территория около 8000 кв. км от «Исламского государства» (ИГ, здесь и далее запрещенная в РФ террористическая организация – И.С.). В Идлибе, по словам турецкого министра, Турция предотвращает вероятность возникновения гуманитарного кризиса также, как это делается страной и в Ливии.

Отдельных слов удостоилась и ситуация вокруг Нагорного Карабаха. Как указал министр иностранных дел Мевлют Чавушоглу, была оккупирована одна пятая территории Азербайджана.

При этом, он произнес фразу, которая уже успела стать крылатой в Турции, настолько часто её произносят в эти дни (9 декабря, когда пишется этот материал, президент Турции Р.Т.Эрдоган отправился с визитом в Баку с тем, чтобы 10 декабря принять участие в торжественном параде, посвященному победе в армяно-азербайджанском конфликте – И.С.).

Эта фраза – следующая: «Не бывает замороженных конфликтов. Бывают конфликты, решение которых заморожено». При этом, как указал министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу, Турция приветствует заявление по Карабаху (сделанное Арменией, Азербайджаном и Россией – И.С.). Как указал турецкий министр, Турция действовала в Азербайджане по приглашению азербайджанской стороны.

Отметим немаловажный нюанс: как подчеркнул министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу, то, что делает Турция в Нагорном Карабахе – «хорошо и для НАТО». Как он напомнил Турция – это сильный союзник НАТО, который, при этом, видит свое будущее в ЕС.

В смысле дипломатии, как указал турецкий министр иностранных дел – дипломатия не рассматривается в стране, как статический государственный механизм. Тут министр заговорил о трёх инициативах – начинаниях, запущенных в стране.

Первая из них – это цифровая дипломатия, которой, в турецком исполнении, мы посвятили достаточно большой обзорный материал на сайте ИБВ.

Второе – это взаимодействие Турции по осям Азии и Европы.

Третье – это инновационные платформы. В этом смысле, Мевлют Чавушоглу несколько конкретизировал. В качестве инновационных платформ, им был обозначен как Форум TRT World, так и Форум дипломатии в Анталье.

Как указал глава турецкого внешнеполитического ведомства, Турция продолжит процесс борьбы с исламофобией. И этому будет способствовать то место, которое занимают представители Турции в различных международных организациях, где они, зачастую, находятся на руководящих позициях.

Говоря о своих физических перемещениях в коронавирусную эпоху, разумеется, турецкий министр иностранных дел указал, что, да, действительно, в этот период времени, как и все, впрочем, турецкая дипломатия сталкивается с определенными ограничениями. Но невзирая на это, как сообщил Мевлют Чавушоглу, ему удалось совершить ряд путешествий в страны Латинской Америки и Европы. Также им был совершен ряд поездок в Азербайджан.

Достаточно любопытно прозвучала мысль от Мевлюта Чавушоглу о том, что, если Европа хочет быть глобальным игроком, то, вместо политики изоляционизма, она должна теснее сотрудничать с Турцией.

Касательно перспектив дальнейшего развития ситуации в «пост-коронавирусную эпоху», Мевлют Чавушоглу упомянул множество существующих сценариев. И в этом смысле, он отметил, что Министерством иностранных дел Турции при сотрудничестве с турецкими мозговыми центрами проведено и собственное исследование (им нами будет посвящен отдельный обзор на страницах ИБВ – И.С.). При этом, он не преминул напомнить и о том, что 180 дней в ООН заняло принять резолюцию по пандемии. Он отметил то геополитическое соревнование, которое продолжается между США и Китаем. Все шире перечень активных участников международной жизни. Глобальные игроки дополняются игроками локальными. Происходит, буквально на глазах, интернационализация конфликтов. И это – современные тренды, на фоне коронавируса.

Несомненным последствием нынешней пандемии министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу назвал то, что пандемия подтолкнула мир в будущее – в эпоху цифровизации. И тому наглядное свидетельство — тот же самый Форум телеканала TRT World, который проходит в виртуальном пространстве.

62.88MB | MySQL:102 | 0,630sec