Пять лет назад, в 2015 году, свое полноформатное вещание начал турецкий канал TRT World – англоязычная телекомпания в структуре государственно теле- и радиовещательной компании Турции TRT.
Продолжаем делать обзор выступлений на ежегодном Форуме TRT World, которому Турция стремится придать характер глобальной площадки, предлагающей альтернативный, более объективный и честный взгляд на мир. На тот мир, который невольно, а скорее сознательно, ускользает от внимания самых известных глобальных СМИ. Разумеется, на взгляд самой Турции.
Собственно, за такой взгляд и хвалил и поздравлял, на церемонии открытия Форума, президент Реджеп Тайип Эрдоган телеканал TRT World – в лице всех: от главы телекомпании до простого техника.
Часть 2 нашей публикации доступна по ссылке: http://www.iimes.ru/?p=74543.
Продолжаем разбираться с выступлениями на сессии «Многополярность в век COVID-19: будущее глобальной солидарности», главным спикером в которой с турецкой стороны стал пресс-секретарь президента Турции Ибрагим Калын.
Кроме него, в сессии приняли участие: министр иностранных дел Боснии и Герцеговины Бисера Туркович, заместитель председателя Европейской Комиссии Маргаритис Схинас, Джозеф Най – почетный профессор и бывший декан Школы управления Кеннеди (Гарвардский университет), Параг Ханна – основатель и управляющий партнер проекта FutureMap.
Напомним, что мы остановились мысли Ибрагима Калына о том, что мир, который сейчас демонстрирует тренд на изоляционизм, может сотрудничать по трем имеющим ключевое значение направлениям: биобезопасность, продовольственная безопасность и кибербезопасность. Именно в этих направлениях, по мнению турецкого пресс-секретаря, не обойтись без коллективной воли и глобального сотрудничества.
Как указал турецкий пресс-секретарь, нынешнюю ситуацию можно рассматривать в качестве урока того, как следует искать баланс между международной солидарностью и между самодостаточностью.
Важность нахождения и поддержания этого баланса, по словам Ибрагима Калына, — это важный урок для всех. Как он отметил: «Мы все можем выиграть», а для этого требуется «глобальное переосмысление».
Опять же, совершенно неудивительно, что свое выступление Ибрагим Калын закончил, упомянув «излюбленный конек» турецкого руководства, а именно, так называемую «исламофобию». Как он указал, «вирус исламофобии поразил мир».
Далеко не в первый и не в последний раз, турецкий руководитель перечислил исламофобию в общем ряду с такими явлениями как антисемитизм и ксенофобия. Как сказал Ибрагим Калын, это становится «мейнстримом» и с этим нужно, самым серьезным образом, разбираться.
Следующий докладчик, на выступлении которого хотелось бы остановиться – это заместитель председателя Европейской Комиссии Маргаритис Схинас. Обратимся к некоторым, основным тезисам его выступления.
Свое выступление он начал с того, что, как и весь мир, Европейский Союз испытал шок от пандемии коронавируса. И, в самом начале, по его словам, можно было наблюдать нескоординированные действия между странами-членами ЕС. Однако, в дальнейшем государства ЕС осознали, что они являются «взаимосвязанными» и достаточно быстро перешли к координации своих усилий по борьбе с пандемией и её последствиями.
Совместные действия ЕС против пандемии были охарактеризованы докладчиком как «беспрецедентные координация и сотрудничество». Как напомнил докладчик, была запущена совместная программа закупки вакцин. Также ответственно ведется работа по тому, чтобы обеспечивать всем странам – членам ЕС и их гражданам равный доступ к вакцинам. При этом анализируется рынок и закупки производятся у тех стран и компаний, «кто ближе» на пути к разработке и массовому производству препаратов.
Достаточно любопытно, что здесь европейский докладчик процитировал президента Франции Э.Макрона (не мог он не знать, что Э.Макрон – это президент, с которым Турция ведет открытую медийную войну – И.С.). Здесь докладчик вспомнил про высказывание – слоган президента Франции, который сформулировал следующее: Europe that protects, то есть, «Европа, которая защищает». Конкретно в данном случае защищает своих членов и их граждан от пандемии коронавируса и от её последствий.
Как отметил европейский бюрократ, в мире увидели множество изменений в понимании глобализации, в понимании многополярности, в понимании международного сотрудничества. При этом как он отметил, впервые за долгие годы, мир переживает «подлинно глобальное событие» — в том смысле, что одно явление в равной степени затронуло весь мир и от него нельзя огородиться границами и барьерами. Этот один «инцидент», по словам докладчика, «изменил всех» и привел к «глобальным изменениям».
При этом европейский докладчик указал на то, что произошел целый ряд важных осознаний, включая такие что: less is more, small is beautiful и small is possible, что, условно переводится как «меньше – это лучше», «минимализм красив» и «минимализм – возможен». В том смысле, что «меньшее» может принести большее качество в жизнь. И следует разумно относится к своим запросам и к расходованию своих ресурсов.
Что более важно на самом деле? – По словам докладчика, это — укрепление таких организаций, как Всемирная организация здравоохранения, и их возможности реагировать на происходящие изменения. При этом, как указал докладчик, комментируя тезис о «либеральном глобальном порядке», здесь – наблюдается та же ситуация, что и с «Священной Римской империей», которая, по мысли одного автора, никогда не была ни «священной», ни «Римской», ни «империей». В этом смысле, и «мировой порядок» никогда, по его словам, не был ни «либеральным», ни «глобальным», да и, вовсе, не был никаким «порядком».
По словам европейского докладчика, в пост-коронавирусный период, будет наблюдаться новое движение к многосторонности.
В его основе, в Европейском союзе могут производиться следующие работы и наблюдаться следующие тенденции:
- Цифровой и зеленый транзит. В том смысле, что экономика будет переводиться на цифровые рельсы, а энергетика – на зеленые, энергосберегающие технологии. Как отметил докладчик, и в том, и в другом смысле, ЕС может служить примером.
- Работы в сфере искусственного интеллекта. Как указал докладчик, задача состоит в том, чтобы искусственный интеллект находился бы в руках инженеров (а, допустим, не политиков, что, вообще говоря, достаточно утопично; это – как сказать, что ядерная бомба должна находиться в руках инженеров, а не политиков – кто им даст? – И.С.).
- Разработки ЕС в сфере стандарта связи 5G и в сфере обеспечения кибербезопасности.
Как подчеркнул европейский бюрократ, как можно судить, политические ветры будут благоприятствовать тому, чтобы ЕС оставался бы в качестве центра силы и продолжал бы свой, европейский путь.
Для этого есть, по мнению докладчика, все основания. В сфере экономики: 25% мирового ВВП производится в Европе. Во многих иных отношениях, ЕС также является тем, что докладчик назвал power house, в энергетической терминологии – это «машинный зал», то есть – сердце электростанции, вырабатывающей электроэнергию.
Проблема, как отметил европейский бюрократ, заключается в политике ЕС в сфере мигрантов.
В этом смысле, по словам докладчика, необходимо предпринять ряд важных шагов:
- Европе необходимо более тесно сотрудничать со странами исхода и транзита мигрантов (понятно, что главным транзитным государством для мигрантов является Турецкая Республика – И.С.).
- Европе необходимо внедрять новые средства пограничной защиты (здесь не совсем понятно, как это практически будет выглядеть, докладчик не пояснил, но проблема заключается не в том, чтобы поймать лодку с беженцами, а в том, что необходимо решить, что с ней после поимки делать, за рамками привычного подхода, что её «содержимое» надо пропустить в ЕС; то же самое касается и случая, когда, допустим, Турция открывает свой пограничный переход с Грецией – как на это можно отреагировать, кроме как занять «круговую оборону» за «забором»; так что с «новизной» не все до конца понятно – И.С.).
- Европа выступает за солидарность по приему беженцев, но и, одновременно, за то, чтобы разделять между своими странами-участницами бремя по приему беженцев. Что же до роли Турции, то, как было признано докладчиком, она вносит большую лепту в этот вопрос, принимая на свой территории самое большое число беженцев. Осложнением для миграционной политики докладчик назвал подъем национализма внутри самого Европейского союза.
Итак, в чем же будет роль Европы в «новом пост-пандемическом мире»? – Как отметил европейский докладчик, речь идет о том, что роль Европы будет заключаться в применении наилучших практик управления, в широком внедрении технологий искусственного интеллекта, в цифровизации её экономики.
При этом докладчик отверг идею о том, что в Европе, якобы, наблюдается такое явление, как «европоцентризм». Как напомнил, Европа является самым большим донором для беднейших регионов мира в Африке и в Азии. Конечно же, нельзя отрицать, как отметил докладчик, что международная система дала сбой в случае Сирии и в случае Ливии. Но это произошло, отнюдь, как он сказал, не по европейской вине.
Одним из важных вызовов для ЕС Маргаритис Схинас назвал то, что в Европе пока нет в достатке «цифровых сотрудников». Хотя общество – в значительной степени цифровизовано. Все, вплоть до пожилых людей, знакомы с цифровой реальностью. Онлайн технологии находят сейчас в Европе самое широкое применение во всех сферах – от образования до рыночной экономики. Для дальнейшего развития, как выразился Маргаритис Схинас, Европе нужна «революция умений» (skills revolution).
На макроуровне, ЕС должны решить для себя вопрос защиты против кибератак. Как отметил Маргаритис Схинас, «мы выиграем лишь только в том случае, если будем сотрудничать». При этом, как он указал, европейцы поняли, что «лучше быть вместе». И этому поспособствовала произошедшая трагедия. И это случилось, невзирая на противников европейского единства (Маргаритис Схинас употребил сильно эмоционально окрашенное слово – «враги» или enemies – И.С.).
Следующий, на чьих тезисах хотелось бы остановиться – это Джозеф Най, почетный профессор и бывший декан Школы управления Кеннеди (Гарвардский университет).
Как он отметил, пандемия стала шоком для всей системы. Как стало понятно, помимо «экономической глобализации», есть ещё и то, что он назвал «экологической глобализацией». Все более важную роль, в этом смысле, будут играть климатические изменения. Разумеется, часть этой «экологической глобализации» — это наблюдающаяся сейчас пандемия, поскольку вирус – «не разбирает» государственных границ и свободно их пересекает. С другой стороны, как указал Джозеф Най, не стоит драматизировать складывающуюся ситуацию.
При этом, как заметил Джозеф Най всем предстоит ответить на вопрос «что хорошо для нас?» и «что хорошо для других?». Допустим, примером, того, что «хорошо» Джозеф Най назвал хорошо известный всем План Маршалла. В наших условиях, «хорошим» является помогать развивающимся странам, через экономическую и гуманитарную помощь. Это является также вопросом так называемой «мягкой силы».
При этом, как подчеркнул Джозеф Най, не стоит исходить из ошибочного тезиса «все или ничего», умеряя свои аппетиты.
Профессору Джозефу Наю был задан вопрос, и он был попрошен прокомментировать лозунг Дональда Трампа America — First и его перспективы в Соединенных Штатах Америки.
Как отметил докладчик, проблема заключается не в самом этом раскрученном слогане. Она заключается в том, насколько широко или узко этот слоган трактуется. Он подчеркнул, что американские интересы – шире политического популизма и узких интерпретаций.
С другой стороны, новая администрация Джо Байдена, как напомнил докладчик, будет ограничена республиканским сенатом. И в этом смысле, «узкий популистский подход» к трактовке вышеупомянутого слогана будет продолжать свое существование в США. Однако, все, разумеется, будет зависеть от той «интерпретации», которую продемонстрирует новый президент США Джо Байден.
По поводу перспектив глобализации в «пост-ковидную эру», Джозеф Най выразился в том духе, что есть разные аспекты глобализации: как выигрышные, так и проигрышные. И в наращивании глобализации, как отметил Джозеф Най, мы увидим растущие усилия.
При этом глобализация уже позволила обеспечить ряд достижений. Среди них, в частности, наличие очевидного прогресса в вопросе борьбы с бедностью во всем мире. Так что, следует разделять плюсы и минусы этого явления.
Вопрос климатический изменений способен дать новый импульс развитию глобализации, поскольку страны должны сотрудничать между собой в этом вопросе. Пандемия, в этом смысле, ничего нового не внесла, однако, ускорила понимание этой ситуации. И это не произошло за одну ночь, это был постепенный процесс осознания.
Следующий докладчик, на выступлении которого хотелось бы остановиться подробнее – это Параг Ханна, который является основателем и управляющим партнером проекта FutureMap.
Говоря о «пост-коронавирусном периоде», Параг Ханна призвал слушателей обратить внимание на то, как резко в период пандемии стали меняться цепочки поставок продукции и услуг, и как быстро был осуществлен переход на к более надежным и заслуживающим доверия поставщикам.
Параг Ханна подчеркнул, что глобализация никуда не делась, а продолжается и ярким свидетельством тому является совместные НИОКР в сфере вакцин против коронавирусной инфекции.
Говоря о геополитике, Параг Ханна отметил, что сегодня «Азия – это дом для большинства военных сценариев, которые могут затягивать в себя глобальных игроков». В числе глобальных игроков, им были названы США и Китай.
С другой стороны, невзирая на конфликты, продолжается глобализация в сфере экономики и прагматизм, которые строятся вокруг геополитического напряжения.
В ходе Форума турецкого международного ТВ-канала, очень часто можно было слышать реплики вокруг термина «замороженные конфликты». Как отметил докладчик, со своей стороны, нет такого понятия «замороженный конфликт», поскольку силы собираются для «будущих конфликтов».
На этом фоне нарастает озабоченность Китаем, который, в частности, не делится информацией. Процитируем докладчика: «Сложно не испытывать подозрений по отношению к Китаю». Хотя, как он же признал, Китай пытается восстановить к себе доверие и, в частности, серьезно вкладывается в разработки и в производство вакцин (вообще говоря, Китай свои вакцины не бесплатно раздает, будучи источником нынешней пандемии – И.С.).
В смысле международного сотрудничества в сфере борьбы с коронавирусной инфекцией, докладчик упомянул такой возникший термин, как mask diplomacy. В определенном смысле, Китай, по словам докладчика, пытается компенсировать нанесенный урон.
США, в настоящее время, как отметил докладчик, также продолжает играть большую роль. Не стоит забывать об американской военной мощи. Однако, не стоит, по словам докладчика, путать presencе, то есть, «присутствие», и leadership и «лидирование». Если про первое в американском случае говорить можно утвердительно, то про второе (лидирование) – уже нет. Трендом является желание ЕС и разных регионов мира самоопределиться (подразумевая, что в отрыве от США – И.С.).