Ситуация в Египте: декабрь 2020 г.

3 декабря прокуратура Египта предписала освободить трех руководителей правозащитной организации «Египетская инициатива за личные права» (ЕИЛП), арест которых в ноябре вызвал возмущение за границей. Аресты были проведены после того, как активисты встретились с несколькими иностранными послами. Все трое были помещены в предварительное заключение сроком на 15 суток по обвинениям в «принадлежности к террористической группе», «распространении ложной информации» и «покушении на безопасность государства». Первым публично отреагировал на аресты посол Ирландии в Каире Шон О`Реган, выразивший «серьезную озабоченность» своей страны происшедшим. Как сообщил МИД Великобритании, глава этого ведомства Доминик Рааб «прямо затронул случай (с тремя арестованными – авт.) в разговоре с его египетским коллегой» Самехом Шукри. Послы нескольких стран направили последнему письмо с требованием освободить правозащитников.

21 ноября МИД Египта отверг критиков египетских властей, назвав их действия «вмешательством во внутренние дела АРЕ». МИД отвергает «любую попытку повлиять на расследования, проводимые властями в отношении египетских граждан», заявил тогда представитель ведомства Ахмед Хафез.

3 декабря канцелярия президента Франции объявила, что глава Египта Абдель Фаттах ас-Сиси совершит государственный визит в Париж в период с 6 по 8 декабря. Заявленными целями визита было развитие отношений «стратегического партнерства» между двумя странами и содействие стабильности на Ближнем Востоке. Предполагалось обсудить региональные проблемы, и в частности, ситуацию в Ливии и рост напряженности в Восточном Средиземноморье, где двум странам противостоит Турция.

В предыдущий раз А.Ф.ас-Сиси посещал Париж в октябре 2017 г. В январе 2019 г. в Каире побывал Э.Макрон.

В преддверии нового визита А.Ф.ас-Сиси в Париж примерно 20 правозащитных организаций призвали Э.Макрона «оказать давление» на президента АРЕ с тем, чтобы добиться от того освобождения группы правозащитников, «незаконно» арестованных ранее. Так что в случае с тремя активистами ЕИЛП египетские власти явно решили не ждать визита А.Ф.ас-Сиси в Париж.

В этом же контексте прозвучало 5 декабря решение суда второй инстанции о прекращении преследования примерно 20 неправительственных организаций, обвиненных в незаконном получении средств из заграницы и вмешательстве во внутренние дела страны. Среди так называемых неправительственных организаций значились, в частности, американские National Democratic Institute, International Republican Institute, Freedom House, а также германский Фонд имени Конрада Аденауэра.

7 декабря в Париже Э.Макрон принял А.Ф.ас-Сиси. В тот день сначала состоялась первая встреча двух лидеров, за которой последовала их совместная пресс-конференция. Затем они встретились на ужине с минимальным числом участников. С утра в тот же день президент АРЕ встретился с министром обороны Франции Флоранс Парли. До этого состоялась церемония торжественной встречи главы АРЕ. Она была закрыта для журналистов под предлогом коронавируса.

На совместной пресс-конференции Э.Макрон поблагодарил А.Ф.ас-Сиси, «президента очень большой арабской и мусульманской страны», за визит в Париж после известной «кампании ненависти» к Франции в мусульманском мире. По его оценке, Франция и Египет «едины» в вопросах строительства «цивилизационного пространства», в котором не будет места смертным приговорам и человеконенавистничеству, когда речь идет всего лишь о свободе выражения мнений».

Главы двух стран разошлись во мнениях относительно одного из египетских журналистов. Француз в ходе получившегося политико-философского диспута защищал свободы, включая свободу критики религии, египтянин подчеркнул «священный» характер религии, которая, как он утверждал, «превосходит человеческие ценности». Последний признал, что «люди имеют право поклоняться той религии, какой хотят, и отказываться от того, чего они не хотят». Но он указал на риск «делать равными человеческие ценности, которые мы признаем и уважаем, и ценности религии». По его оценке, это может «ранить сотни миллионов человек». На это ему ответил Э.Макрон, заметив, что во Франции «мы считаем, что ничто не может быть выше человека и уважения человеческого достоинства». По его мнению, «ни одна религия в случае, если (ее критики – авт.) смеются над ней, не имеет права объявлять войну им». Он напомнил, что во Франции существует четкое разделение между религией и политикой.

Э.Макрон высказался за «демократическую открытость» и активное гражданское общество» в Египте, одновременно отказавшись увязывать эти вопросы с двусторонним стратегическим партнерством.

Два президента подчеркнули единство взглядов по ряду вопросов региональной безопасности – от борьбы с терроризмом до ливийского кризиса через противоборство с Турцией в Восточном Средиземноморье, где Франция и Египет выступают единым фронтом.

10 декабря в Риме было объявлено, что итальянская прокуратура будет добиваться суда над 4 офицерами египетских сил безопасности, в отношении которых завершенное расследование показало, что они подозреваются в причастности к убийству итальянского докторанта Джулио Регени в Египте в январе 2016 г.

В январе 2016 г. 28-летний Регени был похищен неизвестными в Каире. Несколько дней спустя его тело со следами пыток было обнаружено в одном из пригородов мегаполиса. Сначала египетские власти списали его смерть на ДТП, затем на некую банду, занимавшуюся похищениями иностранцев. Итальянцы всегда показывали пальцем в этом деле на египетские спецслужбы. Они же всегда обвиняли их в нежелании добиться истины в этом деле.

По итальянским данным, к смерти Регени были причастны генерал Тарик Сабир, офицеры Аталь Камель Мухаммед Ибрагим, Ухсан Хелми и Магди Ибрагим Абдалла Шариф. По итальянским данным, именно последний лично пытал Регени. 30 декабря египетская прокуратура объявила о снятии обвинений в убийстве Регени с пяти полицейских из Службы национальной безопасности. По данным прокуратуры, убийца итальянца остался неизвестным.

В Египте Регени занимался исследованием чрезвычайно чувствительной для властей темы профсоюзов.

Дело Регени надолго отравило отношения между Каиром и Римом. Дело доходило до отзыва итальянского посла из Каира.

10 декабря в Каире в суде безопасности государства в тюрьме «Тора» стартовал судебный процесс над исполняющим обязанности верховного лидера запрещенных в Египте (и формально в России) «Братьев-мусульман» Махмудом Эззатом. Он был арестован в августе после нескольких лет нахождения на нелегальном положении – он находился в розыске в течение семи лет. Процесс был тут же перенесен на 4 января 2021 г.

М.Эззат обвиняется в том, что именно он был координатором убийств египетских военных и представителей государства, и в частности, бывшего генерального прокурора Хишама Бараката. Утверждается, что он также возглавлял «кибер-милицию», через которую «Братья9мусульмане» управляли своими последователями. По первому обвинению он в 2015 г. уже был заочно приговорен к пожизненному заключению.

76-летний М.Эззат ранее уже посидел в тюрьме при президентах Насере, Садате и Мубараке.

С 2013 г. движение «Братьев-мусульман» признано египетскими  властями как террористическое.

10 декабря президент Египта А.Ф.ас-Сиси приветствовал соглашение между Марокко и Израилем о нормализации отношений, назвав его «важным шагом» для мира в регионе.

18 декабря Административный совет МВФ дал «зеленый свет» на разблокирование второго транша помощи в объеме 1,6 млрд долларов, выделенной Египту. Ранее сообщалось, что 19 ноября МВФ дал принципиальное согласие на выдачу Египту второго транша помощи в объеме 1,6 млрд долларов. 26 июня Административный совет МВФ одобрил программу помощи Египту для преодоления последствий пандемии коронавируса объемом 5,2 млрд долларов с немедленным выделением 2 млрд. Действие программы рассчитано на один год. 11 мая МВФ уже выделял Египту 2,8 млрд долларов в рамках т.н. механизма быстрого финансирования.

23 декабря, в разгар второй волны пандемии коронавируса в Египте, премьер-министр страны Мустафа Мадбули объявил о запрете гуляний по случаю предстоявшего Нового года. Этот запрет он связал с превентивными мерами властей по недопущению распространения коронавируса. К тому дню в Египте по официальным данным было зафиксировано свыше 127 тысяч заболевших, из них умерли 7167 человек. Если в октябре ежедневно фиксировалось около 100 заболевших, к концу декабря ежедневный показатель превысил 700 человек. Как заявил 21 декабря сотрудник Национального комитета по борьбе с коронавирусом Мухаммед ан-Нади, реальное число инфицированных в Египте больше «как минимум в 10 раз».

27 декабря в Триполи состоялась встреча египетской делегации с высокопоставленными представителями правительства национального соглачия (ПНС). Эта встреча стала первой за последние 6 лет, в течение которых Каир поддерживал оппонента ПНС во внутриливийском конфликте – восточное правительство в Тобруке, олицетворением которого является командующий Ливийской национальной армией маршал Халифа Хафтар.

Как сообщило МВД ПНС, египетскую делегацию во главе с заместителем директора разведывательной службы АРЕ принял глава ведомства Фатхи Башага. В ней также участвовал глава ливийского Органа общей безопасности Имед Трабелси. Обсуждались вопросы «укрепления сотрудничества в сфере безопасности» и «поддержки режима прекращения огня», соглашение о котором было заключено в октябре 2020 г. под эгидой ООН.

Египетскую делегацию также принял глава МИД ПНС Мухаммед Тахер Сиала. Обсуждалась возможность «нормализации дипломатических отношений». Египет закрыл свое посольство в Триполи в 2014 г. в связи с отсутствием условий безопасности. По данным представителя МИД ПНС, египетская делегация обязалась «как можно скорее» вновь открыть посольство Египта в Триполи и восстановить авиационное сообщение между двумя столицами.

В целом, визит египетской делегации в Триполи показал, что в Каире, похоже, поверили в постоянство режима прекращения огня в Ливии и в перспективу политического урегулирования внутриливийского конфликта. Но устроит ли такая перспектива Х.Хафтара?

62.84MB | MySQL:102 | 0,550sec