Американский институт мира о политике США в Афганистане

В февральском отчете о ситуации в Афганистане Американский институт мира (USIP) проанализировал текущий процесс мирного урегулирования, участниками которого являются США, афганское правительство и радикальное исламистское движение «Талибан» (запрещено в РФ). Новый путь к миру в Афганистане, предложенный USIP, основан на пяти основных рекомендациях:

Во-первых, США следует прояснить свое конечное положение в Афганистане, которое, по мнению аналитиков USIP, должно соответствовать следующим принципам:

Независимое, демократическое и суверенное афганское государство должно обладать стабильностью и силами безопасности для предотвращения нападений террористических организаций «Аль-Каида», «ИГ-Хорасан» (запрещены в РФ) и других экстремистских группировок на США и их союзников, а также для сдерживания других потенциальных вызовов и угроз, связанных с незаконным оборотом наркотиков и массовой миграцией, которые угрожают американским союзникам и соседям Афганистана.

Аналитики USIP считают, что суверенное афганское государство должно осуществляет контроль над своими границами и внутренними делами на условиях, которые отражают народную волю, через подотчетные гражданские институты. Афганское правительство должно поддерживать этнические и конфессиональные меньшинства, а также защищать права женщин, отстаивать демократический характер государства и свободную прессу. Вместе с тем, по мнению экспертов, в структуру государства могут входить и представители талибов. Афганистан, который все меньше полагается на международную помощь и не является источником региональной нестабильности, по мнению аналитиков способен достичь постоянного перемирия в обозримой перспективе.

Во-вторых, аналитики считают, что США следует прямо обозначить условия окончательного вывода войск с территории Афганистана. Несмотря на то, что внутриафганские переговоры воспринимаются как основа для будущего перемирия, исследовательская группа USIP убеждена, что они не увенчаются успехом, пока США продолжают заявлять о своей готовности вывести с территории страны военный контингент независимо от того, насколько значительным будет прогресс, достигнутый в ходе переговоров. В соответствии с соглашением, подписанным талибами в феврале 2020 года, а также многочисленными публичными заявлениями спецпосланника по Афганистану Залмая Халилзада и бывшего государственного секретаря Майкла Помпео, окончание американского военного присутствия напрямую зависит от действий талибов. Примечательно, но в то время как США сократили численность военного контингента на афганской территории, талибы не выполнили обязательство прекратить сотрудничество с террористическими группировками, угрожающими безопасности США и их союзников. Уровень насилия, которое они продолжают применять в отношении мирных жителей и сотрудников афганских служб безопасности, свидетельствует о том, что они не в полной мере заинтересованы в урегулировании разногласий путем переговоров. Эскалация насилия со стороны талибов в 2020 году ставит под сомнение их удачный политический компромисс с афганским правительством. Исследовательская группа USIP считает, что дальнейший вывод войск США должен быть обусловлен продемонстрированной «Талибаном» готовностью и способностью сдерживать террористические группировки, уменьшением насилия талибов против афганского народа и реальным прогрессом в направлении компромиссного политического урегулирования.

В-третьих, США следует более конкретно обозначить, какую поддержку они готовы оказывать существующему государственному аппарату и Национальным силам обороны и безопасности Афганистана (ANDSF). Аналитики считают, что поддержка должна основываться на условиях, согласованных на Женевской конференции 2020 года, и на вкладе афганского правительства в прогресс в мирных переговорах с «Талибаном». Кроме того, любой будущий политический порядок должен обеспечивать успехи, достигнутые в области демократических, политических прав человека и прав женщин, а не являться попыткой навязать Афганистану ценности извне, так как уважение права на самоопределение имеет важное значение для обеспечения прочного мира и отражает волю афганского народа.

В-четвертых, США должны проводить активную дипломатическую стратегию для обеспечения успеха мирных переговоров. Очевидно, что Вашингтон занимает в них влиятельную позицию, выполняя роль посредника. Чтобы ускорить прогресс на переговорах, США должны способствовать назначению внешнего посредника (в идеале – Организацией Объединенных Наций) и дипломатическим путем вовлекать в разрешение ситуации ключевых региональных игроков. Если на переговорах сохраняется тупик и сторонний посредник отвергается сторонами, США следует рассмотреть потенциальные выгоды и издержки участия в процессе в качестве третейского судьи.

В-пятых, окончательная рекомендация USIP заключается в том, чтобы США придерживались всеобъемлющей региональной стратегии. Афганистан находится в центре региона, где царит конкуренция и низкий уровень доверия. Это соперничество только усилилось во время двадцатилетнего присутствия США в Афганистане, подрывая прогресс в достижении стабильности в регионе. Однако с самого начала мирного процесса перспектива вывода американских войск создала хрупкий, но реальный региональный консенсус в отношении стабильного и нейтрального Афганистана, который не является ни убежищем для террористов, ни вотчиной талибов. Аналитики считают, что США следует принять дипломатическую стратегию, направленную на укрепление этого консенсуса, привлечь страны региона к содействию переговорам и закрепить этот процесс в рамках международной системы, одобренной Советом Безопасности ООН.

Аналитики USIP считают, что этот комплекс усилий необходимо реализовать одновременно, основываясь на предыдущем опыте, так как ряд неудач США в Афганистане был обусловлен недостаточной координацией действий. Сосредоточение внимания на единственной цели – согласованном, устойчивом и приемлемом всеми сторонами перемирии – обеспечивает четкий ориентир, в соответствии с которым должны быть скоординированы дальнейшая политика и действия США в Афганистане.

62.83MB | MySQL:102 | 0,609sec