Американские эксперты о проблемных момента в военно-техническом сотрудничестве США с ОАЭ и Саудовской Аравией

Как полагают американские эксперты, Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты, скорее всего, будут искать альтернативных поставщиков оружия, если администрация президента США Джо Байдена продолжит отмену поставок вооружения и военной техники в арабские страны Персидского залива.В своей первой крупной внешнеполитической речи 4 февраля Байден объявил о прекращении американской военной поддержки саудовской и эмиратской интервенции в Йемен, заявив при этом, что Вашингтон прекратит продажу наступательных вооружений, которые могут быть использованы для проведения операций в Йемене. Однако он не уточнил, какие системы будут заблокированы. Байден также объявил о назначении нового спецпосланника по Йемену, ветерана дипломатии Тимоти Лендеркинга, который поможет возглавляемому ООН дипломатическому процессу положить конец гражданской войне между движением хоуситов и международно признанным президентом А.М.Хади. Тем временем Госдепартамент США дал понять, что начинает пересмотр решения администрации бывшего президента США Дональда Трампа о признании хоуситов иностранной террористической организацией. От себя добавим, что такое решение ранее окончательное и многое будет зависеть от итогов изучения обстановки и расклада сил в Йемене, который сейчас и проводит Ландеркинг: он встречался с А,Хади и саудовскими представителями. Хотя курс на общий переговорный процесс, похоже, в Белом доме уже принят принципиально. В этой связи рискнем предположить, что все эти блокировки некоторых оружейных контрактов  с КСА и ОАЭ носят характер в большей степени создания условий  для их вовлечения в переговорный процесс без всяких условий, нежели чем окончание  ВТС с ними в принципе. В январе Госдепартамент заморозил несколько продаж оружия ОАЭ и Саудовской Аравии после того, как эти сделки были одобрены в последние месяцы правления администрации Трампа. Эти продажи оружия включают в себя высокоточные боеприпасы на сумму 478 млн долларов, которые были использованы Саудовской Аравией в Йемене, а также  передовые системы вооружения для ОАЭ. Администрация Байдена пока не уточнила, что она подразумевала под «наступательными» системами вооружений. Но компания  Raytheon, производитель высокоточных боеприпасов, сообщила, что ожидает, что поставки именно боеприпасов, по крайней мере, будут заблокированы. При этом и администрация Байдена, и Центральное командование США (CENTCOM) подтвердили, что Соединенные Штаты будут продолжать сотрудничать с ОАЭ и Саудовской Аравией в контртеррористических операциях в Йемене против «Исламского государства» и «Аль-Каиды на Аравийском полуострове» (организации запрещены в России). Оборонная разведка, торговля оружием и сотрудничество также будут продолжаться.

  •           Американские эксперты утверждают, что, несмотря на потенциальные экономические издержки для американских компаний, права человека и конечное использование американских оружейных платформ останутся ключевыми факторами в расчетах Вашингтона, как для текущих, так и для будущих сделок с оружием для арабских стран Персидского залива. Многочисленные нарушения прав человека Саудовской Аравией и ОАЭ, а также их поведение на региональных опосредованных театрах, таких как Йемен и Ливия, подпитывают двухпартийную поддержку в Конгрессе для пересмотра отношений Вашингтона с Эр-Риядом и Абу-Даби. В 2018 году Конгресс США проголосовал за прекращение военной поддержки саудовской кампании в Йемене на фоне общественного возмущения по поводу убийства журналиста Джамаля Хашогги. Конгресс также попытался заблокировать чрезвычайную передачу оружия на 8 млрд долларов в ОАЭ и Саудовскую Аравию в мае 2019 года, что было отменено тогдашним президентом Трампом. Эта динамика будет по-прежнему препятствовать будущим сделкам в области вооружений между Соединенными Штатами и их арабскими союзниками в Персидском заливе. Однако Белый дом, вероятно, балансирует свою новую политику с многомиллиардной стоимостью текущих сделок и влиянием их потери на рабочие места в оборонном секторе. Кроме того, новая администрация не хочет показывать, что она сворачивает свою поддержку Саудовской Аравии и ОАЭ, которые являются давними союзниками США, особенно перед лицом активных действий Ирана в регионе. Замороженная продажа оружия ОАЭ составляет около 23 млрд долларов и включает в себя современные истребители F-35. Эта сделка отражает углубление оборонных связей США и ОАЭ и была предоставлена администрацией Трампа в качестве бонуса за нормализацию отношений Абу-Даби с Израилем. Администрация  Байдена поддерживает нормализацию отношений и по-прежнему хочет тесных связей с ОАЭ, которые служат ключевой базой для военных операций США в Персидском заливе, и являются близким партнером по борьбе с терроризмом в Йемене.

На этом фоне Великобритания и Франция могут стать альтернативными поставщиками, если ОАЭ и Саудовская Аравия потеряют доступ к некоторым американским системам вооружений. И Париж, и Лондон имеют давние оборонные связи с Эр-Риядом и Абу-Даби. Они также пока не выразили готовности пойти так далеко, как Соединенные Штаты, блокируя поставки оружия арабским странам Персидского залива из-за их действий в Йемене. Эр-Рияд и Абу-Даби эксплуатируют ряд систем вооружения британского и французского производства. Например, ВВС ОАЭ и КСА имеют французские истребители Mirage 2000 и британские истребители Eurofighter Typhoon, соответственно. И Лондон, и Париж были готовы продолжать продавать оружие Саудовской Аравии после убийства Дж.Хашогги, несмотря на критику со стороны правозащитных групп и протесты в обеих европейских странах. После недавнего заявления Байдена о прекращении сделок с наступательными вооружениями Соединенное Королевство заявило, что будет продолжать продавать оружие Саудовской Аравии на основе текущих британских лицензионных требований. При  этом сделки по продаже оружия в КСА со стороны  Великобритании получили недавно одобрение  британского суда, заседания  которого ненадолго прервали экспорт оружия в Эр-Рияд в 2019 году.

Абу-Даби и Эр-Рияд также могут развивать свои многообещающие оборонные отношения с Китаем и Россией, хотя это может привести к напряжению их дипломатических отношений с Соединенными Штатами, которые останутся главным поставщиком оружия для обоих арабских государств Персидского залива. И Китай, и Россия пытаются получить доступ к выгодным оружейным контрактам Эр-Рияда и Абу-Даби. Китай уже продал беспилотные летательные аппараты как Саудовской Аравии, так и ОАЭ, а также, как сообщается, разрабатывает баллистическую ракетную систему вместе с Эр-Рядом. Тем временем Россия заявила, что ОАЭ в прошлом проявляли интерес к малозаметному истребителю Су-57 российского производства. Москва также предложила свою систему ПВО С-400 различным арабским государствам Персидского залива, в том числе Саудовской Аравии. Однако китайские и российские продажи оружия могут спровоцировать ответные действия США. Соединенные Штаты недавно ввели санкции против Турции за покупку российской системы С-400, хотя и не дали понять, что китайские беспилотники или даже саудовско-китайская программа баллистических ракет вызывают у них такую же озабоченность, как и высокоэффективные передовые системы вооружения, такие как С-400.

55.85MB | MySQL:105 | 0,449sec