Об обострении продовольственного кризиса в Алжире

Продуктовый кризис в АНДР продолжает обосрятся. На фоне удорожания многих жизненно важных продуктов питания, включая мясо, схожие процессы наблюдаются и в отношении других товаров. Показательным здесь является «масляный» кризис.

Так, в ряде магазинов цена пятилитровой канистры масла «народной» дешевой марки Elio, выпускаемой национальным производителем Cevital, достигла 6 долларов, тогда как в 2020 г. по данным самих алжирцев она составляла 3 – 4 доллара. В целом же стоимость литра масла теперь стабильно превышает один доллар.

И поскольку во многих магазинах этой доступной продукции нет, алжирцам приходится брать гораздо более дорогостоящую и «элитарную» продукцию марки Fleurial, четырехлитровая канистра масла которой доходят до 8 и даже более долларов.

Заметим, что для обычной алжирской семьи из пяти человек, чьи месячные заработки варьируются в диапазоне 300 – 500 долларов, подобное удорожание жизненно важных товаров становится критичным. Рядовые алжирцы уже давно едва сводят концы с концами, и любое повышение стоимости на продукты может стать для них «неподъемным».

Причем речь идет не только о заметном удорожании продуктов питания, но и в ряде случаев дефиците и даже их исчезновении. В частности, в ряде магазинов столицы АНДР в марте текущего года алжирцы отмечали почти полное отсутствие «жидкого» масла.

По их данным, зачастую полки, предназначенные для бутылок с данным продуктом, почти пусты, и на них можно обнаружить лишь нескольку одно или двух-литровых бутылок, тогда как гораздо более популярные у семейных алжирцев пяти- и четырехлитровые канистры они не обнаружили.

Заметим, что повышение стоимости масла вызвало на него дополнительный спрос и его избыточную скупку, что во многом провоцировали сами торговцы, особенно оптовые, пожелавшие побыстрее очистить свои склады от подобной продукции.

Причем владельцы магазинов объясняют произошедшее целым рядом причин, но все они сходятся относительно того, что они больше не хотят продавать этот продукт со все более снижающейся маржей, которая не превышает 20 динар (менее 40 рублей) за бутылку и даже объемную канистру.

В связи с этим они также указывают, что оптовики, у которых они закупают масло, завысили отпускные цены на масло до установленного законом предела, и поэтому розничные торговцы физически не могут брать его, чтобы продавать потребителям «в ноль».

Заметим, что рост цен на рафинированные пищевые масла ограничен правительственным декретом от 6 марта 2011 года, принятым после массовых беспорядков.

Это нанесло сильный удар одновременно по посредникам между производителями и покупателям. Причем больший урон здесь испытали последние, которые прежде всего и платят за рост цен.

В свою очередь, видя установленный властями ценовой «потолок», сами розничные торговцы предпочитают не закупать у оптовиков подобную продукцию, с которой они не могут получать прежнюю прибыль и по этой причине сосредотачиваются на закупках других товаров, имеющих меньшие ограничения по стоимости.

Оптовики, в свою очередь, жалуются на рост закупочной стоимости масла у производителей. Те, в свою очередь, «кивают» в сторону властей.

Так, представители Cevital Group, принадлежащей скандально известному миллиардеру Исааду Ребрабу (отбывающему тюремное заключение по коррупционным статьям), объясняют это тем, что «масло высшего качества, получаемое на 100 процентов из подсолнечного масла, теперь облагается пятипроцентными таможенными пошлинами (значительная часть производственных мощностей находится за границей), а также налогами, включая НДС, на 21 процент».

Итого в сумме получается плюс 26% стоимости к изначально производимому товару, причем введенные ранее алжирскими властями ограничения на рост стоимости данной продукции никак это не учитывают. Соответственно, посредникам между ее потребителями и производителями становится вообще невыгодно брать подобные товары на реализацию.

В результате, по данным Мустафы Зебди, президента Ассоциации защиты прав потребителей и окружающей среды (Apoce), именно «сокращение прибыли оптовиков, которое сейчас не превышает 5 динар (10 рублей) для пятилитровых банок масла и породило этот кризис».

К этому же надо добавить, что на данную ситуацию повлияла и политика властей АНДР по искусственному сдерживанию поступления на алжирский рынок соответствующей зарубежной продукции с целью уменьшить отток капиталов за границу.

Кроме того, к этому надо добавить заметное снижение топливного субсидирования алжирскими властями в 2020 году, что также подстегивает рост стоимости пищевой и прочей продукции.

И в совокупности все это порождает не только рост цен на жизненно важные товары, но и их дефицит на рынке.

Заметим, что производители масла пытаются минимизировать негативные последствия произошедшего, предлагая оптовым торговцам поставлять масло «в кредит», то есть оплачивать его только после продажи розничным торговцам, но и это слабо спасает ситуацию прежде всего из-за искусственно установленного «потолка» цен.

Все это вызывает дополнительный рост недовольства простых алжирцев, испытывающих самые большие издержки даже от минимального повышения стоимости продуктов питания и даже при наличии денег не всегда оперативно покупающих необходимые им товары.

Что же касается алжирских властей, то они винят в создавшемся положении «спекулянтов» и пытаются воздействовать на них карательными мерами. Так, Министерство торговли АНДР еще в начале марта текущего года объявило «ряд сдерживающих мер, чтобы положить конец спекулятивной деятельности некоторых трейдеров на розничных и оптовых рынках, которые повышают цены на пищевое масло, а также навести порядок на уровне производственных единиц, цепочек распределения».

Однако эти меры, напротив, ведут вообще к нежеланию торговцев брать масло на реализацию и дефициту товаров для розничных покупателей.

В общем же и целом данная ситуация отражает общее положение на алжирском продовольственном рынке. Причем каждое новое действие властей АНДР лишь создает почву для дальнейшего бесконечного роста стоимости продуктов питания вообще, а не одного лишь масла.

Вопрос – каков реальный запас «ценовой» прочности среднего алжирского потребителя, которая, на наш взгляд, уже близка к исчерпанию.

52.26MB | MySQL:103 | 0,453sec