О продовольственной ситуации в Сирии в марте 2021 г.

На фоне продолжающейся обструкции со стороны многих западных доноров в отношении сирийского правительства, которая проявляется в сдерживании инвестиций и финансовой помощи на цели развития и реконструкции сирийской экономики, Дамаск все чаще сталкивается с проблемами экономического характера.

Продовольственная безопасность – одна из главных забот сирийского правительства. Именно продовольственная ситуация стала одним из катализаторов протестных настроений в стране в 2011-2012 гг., что привело впоследствии к вооруженному конфликту. Cегодня вероятность повторения такого сценария оценивается достаточно высоко.

По данным международных организаций, продовольственная ситуация в Сирии с начала 2021 года продолжает ухудшаться. По оценкам Всемирной продовольственной программы ООН (ВВП), в феврале цены на продовольствие достигли новой рекордной отметки и с октября 2019 г. они выросли на 376%. Разумеется, стремительная девальвация национальной валюты, отсутствие прогресса в экономическом восстановлении после конфликта и негативное воздействие пандемии  — все эти факторы оказывали решающее воздействие на динамику продовольственных цен.

Как показывают недавние исследования ВПП ООН, ситуация с обеспечением продовольствия в стране продолжает ухудшаться стремительно как минимум на протяжении последних шести месяцев. В частности, 47% опрошенных сирийских семей в феврале отмечали неадекватное, недостаточное потребление продовольствия. Около половины сирийских семей сократили ежедневный рацион продовольствия,  а 38% взрослого населения уменьшили потребление в пользу детей.  Общее число сирийцев, которые лишены достаточного экономического доступа к продовольствию составило в марте 12.4 млн человек, что составляет 60% населения и является новым «тревожным» рекордом. Только за последний год число нуждающихся в продовольствии выросло на 3.1 млн человек.

По оценкам ООН, сегодня национальная продовольственная безопасность в Сирии находится на самой низкой отметке за все 10 лет с начала конфликта, и все ранее аккумулированные сирийцами накопления уже исчерпаны и потрачены на нужды первой необходимости. Стоимость базовых видов продовольствия, включая хлеб, рис, чечевицу, оливковое масло и сахар – превысили на порядок средние размеры заработной платы в стране. Многие сирийские семьи вынуждены брать долги и распродавать свое имущество, скот и земли для того, чтобы обеспечить свои семьи необходимым продовольствием. Под воздействием пандемии, на начало марта не менее 50% сирийских семей потеряли один или несколько источников дохода.

В этих условиях, значимость внешнего гуманитарного содействия ООН сирийцам повышается многократно: с прошлого года вновь наблюдается его активное наращивание. Количество сирийцев, которые зависят напрямую и всецело от получения продовольственной помощи, с прошлого года удвоилось и теперь составляет 1.3 млн человек. К ним следует прибавить еще 1.8 млн человек, которые находятся  в зоне риска, если не будут предприняты срочные меры содействия. Только по линии ВПП ООН, ежемесячная продовольственная помощь оказывается 5 млн сирийцев.

Главным, пожалуй, риском в рамках продовольственного кризиса в Сирии является угроза возникновения кризиса с обеспечением хлебом.  Эксперты отмечают, что сирийское правительство действительно может столкнуться с образованием дефицита хлеба, который является стратегическим продуктом и с начала вооруженного конфликта активно субсидируется государством. Неэффективность системы производства и распределения, коррупция и отсутствие инвестиций для восстановления инфраструктуры и производительных мощностей вкупе с растущим экономическим кризисом в стране делают эту важнейшую отрасль весьма уязвимой. Более того, распределение хлеба в стране сегодня полностью контролируется правительством и, по данным ряда источников, используется в качестве рычага давления на нелояльных властям групп населения.

Напомним, что до начала вооруженного конфликта в Сирии в 2011 году, страна полностью обеспечивала свои внутренние потребности пшеницей. Недавнее исследование Гумбольдского университета показало, что общее число пахотных земель в Сирии с начала конфликта по различным причинам сократилось на 943 тысяч гектаров с 2010 года, в том числе из-за миграции фермеров, военных операций и перехода контроля над земельными ресурсами к вооруженным группировкам и курдскому ополчению. Примечательным является тот факт, что в прошлом году 72% сирийской пшеницы было выращено на территориях, подконтрольных курдскому ополчению. Также в 2020 году пожары уничтожили более 35 тысяч гектаров подконтрольной правительству пахотной земли, что еще более обострило продовольственную проблему.

В 2020-2021 гг к этому прибавились новые факторы: пандемия коронавируса привела к существенному замедлению мировой торговли и разрыву продовольственных цепочек. Многие ведущие экспортеры продовольствия в целях защиты внутренних рынков чаще прибегали к введению экспортных ограничений и квот на стратегические виды продовольствия, включая разумеется пшеницу. К такого рода ограничительным мерам прибегала в пик пандемии и Россия, которая на сегодня стала одним из главных поставщиков пшеницы в Сирию, что стало дополнительным фактором риска для сирийской продовольственной безопасности. Впоследствии в феврале текущего года были анонсированы новые договоренности на поставку 1 млн тонн пшеницы из России и нескольких сот тысяч тонн из Турции при посредничестве России. Тем не менее, неопределенность сохраняется, что продолжает подстегивать цены на пшеницу.

Кроме того, сохранение односторонних американских санкций против сирийской экономики последовательно вело к девальвации валюты и дефициту топлива.

Правительство тем не менее продолжает магистральную линию на продовольственном треке. Идет активное субсидирование муки и поставок недавно подорожавшего топлива для государственных пекарен, которые затем продают хлеб населению по субсидированным ценам. Тем не менее, еще осенью 2020 года правительство было вынуждено сократить семейную квоту на покупку субсидированного хлеба, а в конце года и вовсе удвоило его цену.

Кроме того, по неподтвержденным документально сведениям местных жителей, распределение хлеба в стране происходит неравномерно: приоритетными льготами пользуются вооруженные структуры и силы безопасности, тогда как внутренне перемещенные лица имеют наименьший приоритет. Неправительственные организации также сообщают о том, что часть хлеба незаконным образом поставляется по спекулятивным ценам напрямую из пекарен на черные рынки.

Таким образом, на фоне ухудшения экономической ситуации в стране налицо обострение продовольственной проблемы, которая грозит создать новый очаг гуманитарной напряженности в Сирии в 2021 году. Разумеется, многое в сирийском продовольственном вопросе будет зависеть от совокупности внешних факторов воздействия,  включая российскую политику на сирийском треке и санкционную политику западных стран против Дамаска в том числе в контексте вероятного разворота в линии новой американской администрации.

52.3MB | MySQL:103 | 0,450sec