О перспективах развития ВМС стран Персидского залива

Персидский залив – жизненно важный канал для энергетических и других торговых потоков стран Ближнего Востока и всего мира. Являясь регионом критической геополитической важности, он на протяжении времен остается подвержен межгосударственным трениям и вооруженным конфликтам, к которым сегодня добавляются активный терроризм и угрозы элементам глобальной инфраструктуры. Проблемы безопасности, преобладающие в регионе, и особенности морских акваторий представляют значительный вызов для специалистов всех восьми стран Персидского залива, имеющих выход к морю.

Современные особенности военно-политической обстановки в регионе привели к значительным инвестициям в военно-морской потенциал региональных государств и будут продолжать определять баланс военно-морских сил между ними. В этой связи представляет интерес исследование, проведенное специалистами американской консалтинговой компании AMI International, специализирующейся на изучении военно-морских рынков. Материалы исследования опираются на собственные данные компании и представляют собой прогноз предполагаемых военно-морских закупок каждого из восьми государств Персидского залива (включая анализ закупок по классам кораблей и катеров) на период до 2040 года.

Доля государств Персидского залива в регионе БВСА

AMI International отслеживает приобретения ВМС Персидского залива в регионе Ближнего Востока и Северной Африки (БВСА). В сводном прогнозе (таблица 1) отмечается, что регион БВСА, состоящий из 17 стран, представляет собой военно-морской рынок емкостью около 264 кораблей/судов и катеров. Рыночная стоимость их строительства и закупки составляет 39,5 млрд долл. США. Это относительно небольшая часть мирового военно-морского рынка, порядка 4%.

Таблица 1

Общая емкость и состояние военно-морского рынка стран БВСА (17 государств)

Общее количество проектов Выполняется Запланировано Планируемая общая стоимость (млн долл. США) Общее увеличение по количеству кораблей/катеров (корпусов/ед.)
55

 

26 15* 39 518,60

 

264

*Имеется еще 14 запланированных программ, для которых еще не существует формальных требований.

 

По данным аналитиков восемь государств Персидского залива составляют более половины закупок новых военно-морских платформ в регионе БВСА. Прогнозируемые расходы на новые корабли и катера (таблица 2) в размере около 23,6 млрд долл. США составляют 60% от общей суммы инвестиций стран БВСА. Одновременно, 184 новые платформы представляют собой 70% прогнозируемых приобретений в странах БВСА по количеству корпусов.

Таблица 2

Динамика военно-морского рынка Персидского залива (8 государств)

 

Страна Общее кол-во кораблей, запланир. к закупке в 2021-2040 гг. Всего прогнозируемых тонн Общая стоимость программ (млн долл. США) Средняя стоимость программы за корпус (млн долл. США) % новых кораблей страны, строящихся сейчас % от общего количества по региону % от общей суммы инвест. по региону
Бахрейн 11 452 100,1 9,10 45 6 0,42
Иран 21 27260 4775,0 227,38 14 11 20,24
Ирак 8 6100 1200,0 150,00 0 4 5,09
Кувейт 18 6030 285,0 15,83 0 10 1,21
Оман 20 2780 376,0 18,80 70 11 1,59
Катар 19 30404 3126,0 164,53 79 10 13,25
КСА 75 62148 9729,0 129,72 92 41 41,24
ОАЭ 12 17000 4000,0 333,33 33 7 16,96
Итого 184 152174 23591,1     100 100,00

 

 

Региональный баланс по странам

В целом регион Персидского залива отличается четким разделением на «основные» и «второстепенные» ВМС. Исторически из-за ограниченного географического положения, небольшой численности населения и ограниченных бюджетов к последним причислялись ВМС Кувейта, Бахрейна, Катара и Омана. События последних 20 лет в Ираке резко ограничили рост ВМС и этой страны. Между тем, по оценкам экспертов в последние годы прослеживается тенденция к некоторому восстановлению иракского военно-морского потенциала.

Одним из наиболее заметных событий на региональном военно-морском рынке является превращение Катара в мощную военно-морскую державу в Персидском заливе. Начало процесса специалисты датируют оригинальной профильной выставкой DIMDEX в 2008 году. Это изменение отражено в таблице 2. В настоящее время, опередив Иран и ОАЭ, Катар занимает второе место в регионе по тоннажу новых военно-морских платформ, которые, как ожидается, будут приобретены в течение следующих 20 лет. Катар также приближается к Ирану и ОАЭ с точки зрения прогнозируемых расходов на новые боевые корабли и вспомогательные суда: 3,1 млрд долл. США по сравнению с 4,8 млрд долл. для Ирана и 4,0 млрд долл. для ОАЭ.

Лидером в регионе как по количеству новых кораблей/судов, так и по новым корабельным бюджетам в течение последних 20 лет продолжает оставаться Королевство Саудовская Аравия (КСА). Запланированное страной приобретение 75 новых военно-морских платформ на общую сумму 9,7 млрд долл. США составляют соответственно 41% от регионального прогноза как по количеству корпусов, так и размеру финансовых вложений.

Одним из показателей серьезности военно-морских амбиций страны является то, сколько запланированных программ продвигается до заключения контракта и начала строительства. По этому показателю Саудовская Аравия также является явным лидером: около 92% программ находятся в стадии реализации.

Высокий процент активных программ также демонстрируют Катар и Оман (79% и 70% соответственно). По этому показателю уступают ОАЭ, у которых в настоящее время разрабатываются лишь 40% программ. Относительно Ирана эксперты отмечают, что частые заявления Тегерана о перспективных более прочных и функциональных боевых кораблях не подкрепляются фактическим переходом проектов к реализации. Только 14% прогнозируемых платформ в настоящее время находятся на этапе строительства.

Региональный баланс по классам кораблей

Данные AMI International относительно перспектив пополнения ВМС стран Персидского залива различными классами боевых кораблей, вспомогательных судов и прочими категориями военно-морских платформ представлены в таблице 3.

 

Таблица 3.

Прогноз закупок по классам военно-морских платформ

 

Класс корабля/судна Общее количество кораблей/судов, по прогнозам, будет приобретено в 2021-2040 гг. Всего тонн Общая стоимость (млн долл. США) Средняя стоимость программы за корпус (млн долл. США) % постройки класса корабля сейчас % от общего кол-ва кораблей в регионе % от общей суммы по региону (значение)
Эсминцы / фрегаты 19 60000 12500 657,89 89 10 52,99
Корветы 5 7060 975 195,00 60 3 4,13
ПЛ 10 11900 3800 380,00 30 5 16,11
Быстроходные кор/кат (FAC) 18 8250 1500 83,33 11 10 6,36
Патрульные 106 13264 2026,1 19,11 80 58 8,59
Тральщики 14 8200 1350 96,43 0 8 5,72
Десантные 7 10600 480 68,57 14 4 2,03
Вспомогат./ поддержки 5 32900 960 192,00 40 3 4,07
Всего 184 152174 23591,1     100 100

 

Эсминцы / фрегаты. Новые программы для этих классов кораблей среди стран Персидского залива возглавляют разработки Ирана и Саудовской Аравии. Иранский эсминец типа «Персидский залив», головной корабль которого получил имя «Негин» (Negin), имеет водоизмещение 6000 тонн и представляет собой самый крупный проект в регионе. Если эсминец будет построен, он станет крупнейшей надводной платформой среди ВМС региона. Более типичными являются конструкции с водоизмещением в диапазоне 2000-4000 тонн. Так, Саудовская Аравия реализует проект многоцелевого корабля (Multi-Mission Surface Combatant, MMSC), являющегося модифицированным вариантом боевого корабля прибрежной зоны типа «Фридом» (LCS) конструкции «Локхид Мартин». Программа подразумевает строительство 4 кораблей. В текущем 2021 году Катар ожидает прибытия первого в серии из 4 фрегатов ПВО типа «Доха» (Doha) с водоизмещением в 3250 тонн. Корабли строятся на основе проектов типа FREMM. ОАЭ реализуют свою программу на базе фрегатов типа GOWIND.

Корветы. Поскольку многие программы строительства корветов для стран региона классифицируются специалистами AMI International как фрегаты, корабли меньшего размера является чем-то особенным. Представленные в таблице 3 пять корветов являются конструкциями с водоизмещением 1400 тонн и меньше, приобретенные Ираком (вероятно, тип «Ассад») и Ираном. В последнем случае можно предположить, что речь идет о проекте «Моудж» (Moudge) с водоизмещением 1400 тонн. Согласно официальным заявлениям из Тегерана, предусматривается строительство 3 таких кораблей. Причем, командование ВМС Ирана классифицирует их, как фрегаты. В свою очередь Саудовская Аравия в рамках программы ALSARAWAT приобрела 5 корветов типа «Эль-Джубайл» (Al Jubail). Проект базируется на итальянском типе Avante-2200. Выполнение программы запланировано на период 2021-24 годов. (Вероятно, данная программа отнесена исследователями к классу фрегатов.)

Подводные лодки (ПЛ). Согласно данным рыночного мониторинга AMI International, в регионе только Иран и ОАЭ рассматривают активные планы приобретения этой категории военно-морских платформ. Причем только иранские ВМС являются единственными в Персидском заливе, имеющими опыт эксплуатации ПЛ. В настоящее время Тегеран строит 3 ПЛ типа «Фатех» (FATEH) с водоизмещением в 600 тонн. Начало строительства более крупного 1500-тонного типа «Безат» (BESAT) ожидается к середине десятилетия. В ОАЭ на этапах планирования, как утверждается, находятся ПЛ с водоизмещением менее 1000 тонн. Однако, по оценкам экспертов, они продвинутся к подписанию контракта не ранее, чем через 4-5 лет. Определенные интерес  к закупкам ПЛ проявляют ВМС Саудовской Аравии.

Быстроходные боевые катера (Fast Attack Craft, FAC). Несмотря на тенденцию к строительству более крупные корветов и фрегатов, класс быстроходных боевых катеров, как правило, вооруженных противокорабельными ракетами, остается важной частью структуры флотов многих стран Персидского залива. Прогнозируемые 18 FAC являются элементами программ в Иране, Ираке и Катаре. Они составляют 10% региональных военно-морских закупок по количеству корпусов и более 6% по стоимости.

Патрульные корабли и катера остаются основным компонентом во всех ВМС стран Персидского залива и, прежде всего, в более мелких ВМС Кувейта и Бахрейна. Приобретения новых кораблей и катеров этого класса ожидают службы береговой охраны Саудовской Аравии, Омана и Катара. Более мелкие патрульные катера должны пополнить состав флотов Бахрейна и Кувейта. Размеры конструкций варьируются от 2 до 600 тонн. При этом, 7 из 10 новых программ патрульных кораблей в регионе приобретают модели с водоизмещением 100 тонн и более. В частности, Катар ожидает 2 патрульных корабля морской зоны с водоизмещением 670 тонн.

Амфибии (десантные). К этому классу эксперты отнесли корабли, выполняющие широкий спектр задач, большинство из которых связаны с транспортировкой и логистикой. Среди профильных программ специалисты выделяют проекты реализуемые Катаром и Оманом. Касательно катарского проекта, речь идет о строительстве универсального десантного корабля (УДК) водоизмещением 8800 тонн. Его основой является УДК типа Fincantieri Enhanced SAN GIUSTO, находящийся на вооружении ВМС Алжира. Считается, что прием этого корабля в состав ВМС страны позволит значительно расширить возможности Катара в таких областях, как морские подъемные, транспортные и десантные операции, организация командных пунктов и использование вертолетов морского базирования. Известно также о строительстве 2 десантных кораблей-доков для ВМС Саудовской Аравии. В качестве базовых для них взяты итальянские LPD «Галисия» и «Кастилия». Как сообщается, возможности саудовских десантных кораблей позволят осуществлять переброску войск численностью до пехотного батальона с вооружением и боевой техникой.

Тральщики. История и распространенность минной угрозы всем видам судоходства в Персидском заливе гарантирует, что почти все ВМС региона имеют в своем составе эффективные корабли этого класса. Активное приобретение кораблей противоминной защиты (mine countermeasures vessel, MCMV) планируют Кувейт, Катар, Саудовская Аравия и ОАЭ. Заключение контрактов ожидается в период с 2022 по 2024 годы. Как класс тральщики составляют около 8% от общего прогнозируемого приобретения в регионе по количеству корпусов и почти 6% по стоимости.

Вспомогательные и суда поддержки. ВМС Персидского залива возникли в качестве прибрежных сил, предназначенных для обороны побережья. В этой связи, на протяжении большей части своей истории они не требовали и не приобретали логистические и вспомогательные суда. Однако, за последние 20 лет эта картина изменилась. Заглядывая вперед, Саудовская Аравия, Кувейт и Катар планируют закупить крупные (в интервале от 2 000 до 12 000 тонн) учебно-логистические и транспортные суда. Из них в настоящее время 2 строятся на верфи Анадолу (ADIK) в Турции для ВМС Катара. Суда имеют длину 90 м и водоизмещение 1950 тонн. Согласно открытым источникам, их конструкция позволит проводить одновременное обучение 76 курсантов. Поставка заказчику ожидается к концу 2022 года

Рассмотрение баланса будущей региональной военно-морской мощи в Персидском заливе через призму классов кораблей показывает разделение по регионам, аналогичное тому, что видно в разбивке по странам. Ограниченная география Персидского залива, а также выполняемые задачи, ориентированные на прибрежную морскую безопасность, объясняют большое количество небольших патрульных кораблей и катеров, которые будут приобретены в будущем и составляют 58% новых платформ по всему региону. Однако, поскольку средняя стоимость закупки менее крупных и менее оснащенных патрульных кораблей и катеров на один корпус составляет чуть более 20 млн долл. США, общие прогнозируемые региональные инвестиции в этот класс военно-морских платформ не превышают 9%.

На другом конце спектра находятся разрабатываемые или планируемые к реализации программы эсминцев, фрегатов и корветов. Здесь около 24 новых кораблей (13% от общего количества по региону) составляют 57% рынка нового строительства региона. Этот показатель отражает большие размеры, сложную конструкцию корпуса, механические и электрические системы, а также более дорогие радио-техническое оборудование, вооружение и системы управления, которыми оснащаются эти классы кораблей. Такая же тенденция наблюдается и при измерении тоннажа: 67 060 тонн новых эсминцев, фрегатов и корветов равняются 44% всех новых кораблей и судов, которые будут приобретены странами Персидского залива до 2040 года.

Вызывает также вопросы приобретение странами Персидского залива новых подводных лодок. По оценкам экспертов AMI International, и Иран, и ОАЭ (но не Саудовская Аравия) планируют закупить новые ПЛ в ближайшие 20 лет. Масштабы этих будущих приобретений значительны: 10 новых лодок на общую сумму 3,8 млрд долл. США. Причем, этот показатель составляет более 16% от общего объема инвестиций в регионе, или второе место после класса эсминцев и фрегатов. Однако, аналитики отмечают, что только 3 из учтенных 10 новых ПЛ (иранский тип «Фатех») дошли до заключения контракта и строительства. Это предполагает некоторый скептицизм в отношении перспектив появления новых средств подводной войны в Персидском заливе в ближайшие 20 лет.

Таким образом, проведенное американской консалтинговой компанией AMI International изучение военно-морского рынка стран Персидского залива показывает роль данного региона в целом для всего Ближнего Востока, отражает сложность взаимоотношений между государствами по обоим берегам залива, а также демонстрирует вероятные тенденции развития местных ВМС. Подавляющее большинство (70%) новых кораблей/судов БВСА строятся в Персидском заливе. Крупнейшими военно-морскими инвесторами являются враждующие КСА и Иран. За последние годы в значительной степени вырос потенциал ВМС Катара.

52.35MB | MySQL:103 | 0,456sec