Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (20-26 октября 2008 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе происходили в Ираке и Израиле. Правительство Ирака не желает подписывать договор о стратегическом партнерстве с США без внесения в его текст изменений, которые бы в более четкой форме гарантировали суверенные права страны. Лидер центристской партии Кадима Ц. Ливни 26 октября официально заявила о провале попыток сформировать коалиционное правительство Израиля.

На прошедшем 25 октября в Эр-Рияде экстренном закрытом совещании министров финансов и управляющих центральными банками стран-членов ССАГПЗ (Бахрейн, Катара, Кувейт, ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия) было заявлено о «хорошем экономическом положении» в аравийских монархиях и подтверждена «уверенность в стабильности финансового сектора» этих стран. Между тем на торгах двух ведущих бирж региона – саудовской и кувейтской 25-26 октября вновь произошло падение основных индексов. Отмечается спад (в среднем на 9,5 проц) в саудовской нефтехимической отрасли.

Заявления иракских руководителей о необходимости доработки договора с США и отказе от подписания этого документа в его нынешнем виде вызвали резко негативную реакцию у вашингтонской администрации и американского военного командования. Глава Пентагона Р. Гейтс предупредил иракских политиков, что США могут прекратить военные операции в Ираке в случае провала соглашения и отказа Совета Безопасности ООН продлить в конце декабря 2008 г. мандат на пребывание в стране коалиционных сил. Председатель комитета начальников штабов ВС США адмирал М. Муллен считает что, срыв подписания договора отвечает интересам «Аль-Каиды», проиранских радикальных шиитских группировок и криминальных элементов, а иракские силовики окажутся не в состоянии успешно противостоять этим угрозам. С адмиралом согласилась госсекретарь США К. Райс, заявившая, что американцы должны продолжить контроль за безопасностью в Ираке, т. к. иракская армия все еще не в состоянии самостоятельно противодействовать террористам. Именно поэтому, считает Райс, иракскому правительству следует одобрить договор с США.

В чем же причина ставшей столь жесткой позиции иракского правительства? Эксперты видят здесь воздействие политических (особенно внутриполитических) и религиозных факторов. Так, шиитские политики в правительстве Н. аль-Малики, учитывая негативное отношение к соглашению со стороны большей части населения страны, опасаются, что в случае одобрения договора их будут считать «американскими агентами». А ведь совсем скоро – в январе 2009 г. должны состояться очень важные для судеб Ирака выборы в провинциальные органы власти. Хотя с другой стороны, в случае полного отказа от соглашения Н. аль-Малики и его политические союзники могут быть причислены к числу «иранских агентов». Так, суннитские политики (кстати, то же выступающие против соглашения в его нынешнем виде) заявили, что отказ шиитов от его подписания является следствием давления Тегерана, где всячески противятся официальному оформлению иракско-американского партнерства. Что касается религиозного фактора, то подавляющее большинство авторитетных служителей культа в Ираке выступают противниками договора. Решительными его сторонниками остаются курдские политики, которые видят в договоре с США одну из важнейших гарантий, обеспечивающих сохранение самостоятельности контролируемых ими территорий. И все же, как видится, иракское правительство после шумной демонстрации своей твердости и решительности в отношениях с Вашингтоном, скорее всего, пойдет на подписание договора с США, добившись все же от американцев некоторых уступок. Ведь в Багдаде понимают, что без мощной американской военной поддержки иракская армия и полиция вряд ли смогут успешно контролировать ситуацию в стране. И такое положение сохранится еще в течение длительного времени. На 28 октября намечено заседание иракского правительства, на котором будут обсуждаться перспективы заключения договора с США.

Неудача Ц. Ливни в деле формирования новой правительственной коалиции привела к тому, что в Израиле в феврале 2009 г., скорее всего, состояться досрочные выборы в кнессет. Президент Израиля Ш. Перес заявил 26 октября, что окончательное решение по этому вопросу он примет после консультаций с лидерами политических партий. Проведение выборов может изменить расстановку политических сил в стране, а также очень серьезно повлиять на ход переговоров Израиля с палестинцами и Сирией. По оценкам израильских экспертов, в настоящее время наибольшие шансы на успех на парламентских выборах имеет правая партия Ликуд во главе с бывшим премьер-министром Б. Нетаниягу. Руководство Ликуда выступает против ускорения переговорного процесса с палестинцами и, особенно, с Сирией, а также не согласно идти на значительные уступки арабам. До создания нового правительства обязанности главы израильского кабинета министров будет исполнять Э. Ольмерт.

Президент Израиля Ш. Перес после встречи со своим египетским коллегой Х. Мубараком в Шарм-эш-Шейхе заявил о стремлении еврейского государства к установлению полноценных отношений с арабским миром и принятии им «духа» арабской мирной инициативы, считая ее основой для переговоров. Отметим, что арабская инициатива, выдвинутая в 2002 г. Саудовской Аравией, предполагает уход Израиля со всех арабских территорий, захваченных в 1967 г., создание независимого палестинского государства со столицей в Восточном Иерусалиме и решение вопроса о возвращении палестинских беженцев на прежние места проживания.

Министр иностранных дел Сирии В. Муаллим подтвердил 20 октября готовность Дамаска «в любой момент» возобновить мирные контакты с израильтянами, задержка которых происходит «из-за политических событий в Израиле». По словам Муаллима, «Сирия настроена на серьезный диалог и стремится подвести солидную базу под прямые переговоры».

Министерство иностранных дел Ливана 24 октября заявило, что в Бейруте «отвергают идею заключения пакта о ненападении с Израилем и в принципе выступают против подписания каких-либо соглашений или переговоров с еврейским государством до соответствующего общеарабского решения». Заявление МИДа стало ответом на публикации в израильской и западной прессе о возможном заключении ливано-израильского соглашения.

Премьер-министра Ливана Ф. ас-Синьора вновь заявил, что движение «Хизбалла» должно осознать невозможность «длительное время сохранять оружие в своих руках и, тем более, использовать его как фактор политического давления». Ас-Синьора назвал неприемлемой ситуацию, когда «Хизбалла» продолжает оставаться «государством в государстве» и дал понять, что это вопрос будет решаться в рамках общенационального диалога.

Конфликтующие в борьбе за власть на палестинских территориях движения ФАТХ и ХАМАС заявили о готовности рассмотреть посреднические предложения Египта по национальному примирению и восстановлению единства палестинской политической системы. Эти инициативы предполагается обсудить на встрече основных палестинских движений и группировок, провести которую намечено в ноябре 2008 г. Основу египетской инициативы составляет предложение о создании правительства национального согласия, которое займется вопросами снятия блокады с сектора Газа, подготовкой президентских и парламентских выборов, реформой силовых структур.

В последнее время глава Палестинской национальной администрации М. Аббас предпринимает шаги по укреплению своего политического положения и повышению авторитета среди населения Западного берега реки Иордан (ЗБРИ) и сектора Газа. Так, на минувшей неделе были сняты со своих постов руководитель Службы общей безопасности Т. Тирауи и командующий Силами общей безопасности Д. аль-Али. 25 октября израильтяне предали под контроль сил, подчиняющихся Аббасу, Хеврон – крупнейший город на ЗБРИ, который считается оплотом ХАМАСа в регионе. В Хеврон введено 550 палестинских полицейских. М. Аббас также продолжает настойчиво заявлять об отказе уйти с поста главы ПНА в январе 2009 г., когда истекает срок его полномочий. При этом он ссылается на положение палестинской конституции, говорящее о единовременном проведении президентских и парламентских выборов (мандат нынешнего состава парламента истекает в 2010 г.). ХАМАС категорически возражает против продления полномочий Аббаса.

Власти Саудовской Аравии официально признали факт контактов в Мекке между представителями правительства Афганистана и оппозиционного исламистского движения «Талибан», которые, как утверждают в Эр-Рияде, были организованы по просьбе кабульских властей. Саудовский министр иностранных дел принц С. аль-Фейсал заявил, что его страна и впредь будет способствовать достижению мира и безопасности в Афганистане, «но все будет зависеть от воли самого афганского народа».

Глава афганского МИДа Р. Д. Спанта, еще недавно выступавший против диалога с талибами, на прошедшей неделе заявил, что в Кабуле готовы «делить власть» с теми, кто принимает политический курс, проводимый правительством страны. На этих условиях власти готовятся к проведению в ближайшее время переговоров с движением «Талибан». Сами талибы на последнюю инициативу правительства пока не отреагировали, но ранее заявляли, что переговоры с Кабулом возможны лишь при условии полного вывода с афганской территории всех иностранных войск. А это неприемлемо для нынешнего правительства, которое значительной степени держится у власти именно благодаря присутствию в стране крупных сил международной коалиции. К тому же, по мнению западных военных, у кабульского правительства «ощущается недостаток политической воли» в борьбе с экстремистами и коррупцией.

Авиация коалиционных сил в Афганистане продолжает наносить ошибочные удары. Так, 22 октября вертолеты союзников нанесли ракетно-бомбовый удар по позициям афганской правительственной армии в провинции Герат на востоке страны. Погибли 9 и получили ранения 4 военнослужащих.

Военно-политическая обстановка в Пакистане остается сложной, с заметными элементами напряженности. 22 октября на совместном заседании обеих палат национального парламента была принята резолюция, призывающая правительство срочно пересмотреть стратегию обеспечения национальной безопасности страны, сделав главный упор не на военные операции, а на диалог с руководством экстремистских организаций. По мнению пакистанских парламентариев, их страна платит слишком большую цену в «войне Америки» (с 2002 г. в «войне с террором» погибло около 1500 пакистанских военнослужащих, в то время как безвозвратные потери ВС США и стран НАТО в Афганистане составили примерно 930 человек). Резолюция также призывает к проведению Пакистаном «независимой внешней политики». Пока не ясно, каковы будут последствия принятия парламентом этого документа. Эксперты не исключают возможности разного толкования его положений различными политическими партиями и военными.

Между тем 24 октября правительственные войска и военизированные формирования после длительных, упорных и кровопролитных боев овладели г. Лой Сам в регионе Баджаур на северо-западе страны вблизи границы с Афганистаном. Это город, лежащий на перекрестке дорог между Афганистаном и внутренними районами Пакистана, считался оплотом талибов и сторонников «Аль-Каиды», действующих по обе стороны границы.

На минувшей неделе Верховный суд Турции обвинил премьер-министра страны Р. Т. Эрдогана в подрыве светских устоев государства. Это было сделано в комментариях по поводу судебного решения о наложении штрафа на возглавляемую Эрдоганом правящую в стране Партию справедливости и развития. По мнению суда, глава правительства рядом своих действий и высказываний нарушил ст. 68 конституции, в которой указывается на светский характер турецкого государства. В частности, речь идет о попытке отменить запрет на ношение мусульманских платков в университетах и снизить возрастной ценз на изучение ислама. Также речь шла о высказывании Эрдогана о том, что религия – это основа турецкого общества.

Приложение

О сирийско-ливанских отношениях

Отношения между Сирией и Ливаном со времени обретения ими в середине 1940-х гг. национальной независимости носят сложный характер. Причем события, связанные с сирийско-ливанскими отношениями, зачастую оказывали серьезное влияние на общую ситуацию на Ближнем Востоке.

В Дамаске всегда считали Сирию и Ливан одной страной, с одной нацией, общей судьбой и историей, которая в 1920 г. была искусственно прервана французскими колонизаторами. Именно это обстоятельство лежало в основе нежелания сирийцев на протяжении почти 65 лет устанавливать дипломатические отношения с ливанскими соседями. В Ливане, особенно в мусульманской общине, также всегда были сильны настроения в пользу объединения с Сирией или тесных отношений с ней. Вместе с тем, в ливанской политической элите отсутствовало единство по вопросу об отношениях с Сирией. Более того, у многих ливанских политиков чаще брали верх тенденции сохранения самостоятельности Ливана. Так, в Национальном пакте (1943 г.), заложившем основу современной политической системы страны, мусульманские политики брали на себя четкое обязательство «не предпринимать попыток объединения с Сирией или другими арабскими государствами».

До середины 1970-х гг. Сирия в силу многих причин внутри- и внешнеполитического характера редко (особенно в открытой форме) проявляла себя на ливанской политической арене. Ситуация коренным образом изменилась весной 1975 г., когда в Ливане началась гражданская война. С этого времени Дамаск стал активно и масштабно вмешиваться в ливанские дела, стремясь при этом всячески укрепить собственное влияние в этой стране. Первоначально сирийцы пытались посредничать между враждующими ливанскими группировками, но безуспешно. В условиях разрастания вооруженного противоборства и начавшегося распада ливанского государства руководство САР приняло решение о прямом военном вмешательстве в события, и в июне 1976 г. сирийские войска вступили на территорию Ливана. Вскоре Дамаск добился от ЛАГ принятия решения о направлении в Ливан межарабских сил, основу которых составил контингент вооруженных сил САР.

Постепенно ливанская территория становится важным местом в сирийско-израильском противостоянии. Летом 1982 г. армия Израиля вторглась в Ливан с целью разгрома сил палестинцев и ослабления сирийского влияния в стране. Однако действия Израиля не привели к уходу Сирии из Ливана. Наоборот, ее позиции здесь заметно укрепились. Дамаск стал в еще большей степени влиять на развитие обстановки в стране, одновременно все глубже увязая в ливанских проблемах.

С конца 1970-х гг. сирийцы, действуя на политической арене Ливана, опираются преимущественно на партии и группировки мусульманской общины, не забывая при этом своих сторонников из числа христиан. Расширяется сотрудничество с шиитским движением «Амаль», устанавливаются и становятся все более интенсивными связи с созданной иранцами в 1982 г. радикальной шиитской организацией «Хизбалла». В 1989 г. Дамаск содействовал арабским усилиям по налаживанию межливанского диалога и поддержал Таифские соглашения, положившие начало процессу восстановления национального согласия в стране и подтвердившие право САР на военное присутствие в Ливане. В октябре 1990 г. сирийские войска ликвидировали мятеж генерала М. Ауна, что означало окончание ливанской гражданской войны.

Сирия в 1990-х гг. продолжала играть ведущую роль в Ливане, в значительной степени контролируя внешнюю и, особенно, внутреннюю политику страны, что подкреплялось значительным военным присутствием (до 30 тыс. чел.). Сирийцы добились официального оформления отношений с Ливаном. В 1991 г. по настоянию Дамаска стороны подписали «Договор о дружбе, сотрудничестве и координации», который предусматривал расширение связей во внешней политике, экономике, вопросах обороны и безопасности, а также подтвердил правомочность военного присутствие САР в Ливане.

В конце прошлого столетия все больше значение в сирийско-ливанских отношениях приобретает экономический фактор. Усиливается зависимость экономики САР от экономики Ливана, более открытой и здоровой. По данным ливанских финансистов, сирийцы, работавшие в Ливане (до 1 млн чел.), ежегодно вывозили на родину до 2,5 млрд долларов. Фактически Ливан служил для Сирии самым крупным источником доходов.

Сирия, не желая вступать в прямую вооруженную конфронтацию с Израилем, активно использовала в качестве элемента давления на израильтян вооруженные акции боевиков «Хизбаллы», оказывая ей значительную помощь, в т. ч. военную. В Дамаске «Партию Аллаха» считают не террористической группировкой, а организацией, ведущей освободительную борьбу против Израиля. Значительная часть иранских военных и других поставок для «Хизбаллы» шла через территорию Сирии. Благодаря помощи ИРИ и САР вооруженные формирования исламистов превратились в значительную силу, способную, как показала война 2006 г., оказать серьезное сопротивление израильской армии. Вместе с тем, отношения Дамаска с шиитскими радикалами имеют сложный характер. Задачи Сирии и «Хизбаллы» в Ливане и регионе далеко не всегда совпадают, а руководство исламистов стремится избегать плотной сирийской опеки. Тем не менее, на сегодняшний день «Хизбалла» составляет основу сил, выступающих за прочные связи с САР.

Постоянное, порой бесцеремонное вмешательство Сирии в ливанские дела, военная оккупация страны вызывали растущее недовольство населения и многих политических деятелей Ливана. Учитывая это, а также усиливающееся внешнее давление, сирийское руководство постепенно сокращает численность войск в Ливане. В сентябре 2004 г. Совет Безопасности ООН по инициативе США и Франции принял резолюцию 1534, предусматривавшую вывод из Ливана всех иностранных войск. Сирия и тогдашнее правительство Ливана отклонили этот документ, а в Дамаске не торопились с полным выводом войск, понимая, что их присутствие является одной из важнейших гарантий сохранения сирийского влияния в Ливане.

Ситуация радикально изменилась в феврале 2005 г. в связи с убийством бывшего премьер-министра Ливана Р. Харири (Дамаск подозревают в соучастии в этом преступлении). Р. Харири являлся одним из наиболее влиятельных, но и наименее зависимых от Сирии ливанских политиков, однако он открыто не выступал против «особых отношений» между двумя странами. После гибели Р. Харири США и Франция в категорической форме потребовали от Сирии немедленного вывода из Ливана войск и сотрудников спецслужб, полного прекращения вмешательства в его внутренние дела. Эту позицию поддержали Саудовская Аравия и Египет. У руководства САР не осталось возможностей для маневра и в апреле 2005 г. сирийские войска и офицеры спецслужб покинули ливанскую территорию. В отставку ушло просирийское правительство, а на парламентских выборах в мае-июне 2005 г. победу одержала коалиция прозападно ориентированных сил, что привело к резкому ухудшению двусторонних отношений во всех областях. Возможности Дамаска воздействовать на ситуацию в Ливане уменьшились, но не на столько, чтобы говорить об уходе САР с ливанского политического поля. Сторонники сирийцев, причем достаточно влиятельные, в Ливане остались, что позволяет Дамаску, хотя и не столь явно как в недавнем прошлом, влиять на ход событий в стране.

В последнее время Сирия настойчиво стремится укрепить свое внешнеполитическое положение, что находит понимание у части западных политиков, особенно во Франции. При этом на Западе дают понять, что дальнейшее сближение с Дамаском во многом зависит от характера его ливанской политики. В данной связи сирийцы предприняли шаги по налаживанию отношений с соседней страной. Дамаск в 2008 г. поддержал избрание М. Сулеймана президентом Ливана. Именно в этом контексте следует рассматривать и недавнее решение Сирии установить с Ливаном дипломатические отношения, что означало и фактическое признание сирийцами суверенитета и независимости ливанского государства.

Две страны во многом зависят друг от друга, а произошедшее ухудшение связей негативно отразилось как на Сирии, так и на Ливане. Несомненно, Дамаск заинтересован в сохранении своего влияния в Ливане с точки зрения обеспечения национальной безопасности Сирии, как внешней, так и внутренней. Требуют решения вопросы о демаркации сирийско-ливанской границы и принадлежности небольшой территории, т. н. ферм Шебаа, которая остается под контролем Израиля. В Дамаске всячески стремятся не допустить отдельного от Сирии урегулирования ливано-израильских отношений, т. к. в этом случае САР останется один на один с израильтянами. Во многом от Сирии зависит и решение столь злободневной для Ливана проблемы разоружения боевых отрядов «Хизбаллы». Много сложных вопросов имеется и в двусторонних экономических связях. Таким образом, Дамаску и Бейруту предстоит большая и сложная работа по нормализации двусторонних отношений. Смогут ли они успешно ее сделать, покажет будущее.

52.38MB | MySQL:103 | 0,543sec