Иран: продолжение правительственного кризиса

В Иране, вдобавок к чувствительным экономическим неурядицам, вновь обострился правительственный кризис. Он связан с потенциально возможной отставкой министра внутренних дел Али Кардана. В опубликованном иранской прессой 12 октября открытом письме общественного движения «Студенты — за справедливость» говорится, что его пребывание на посту главы МВД противоречит принципам исламской справедливости и подрывает доверие к институтам власти. Такое же обвинение содержится в десятках других обращений и петиций. В этой связи в стране вновь обратили внимание на нестабильность кабинета президента Махмуда Ахмадинежада, где отставки глав различных ведомств продолжаются уже почти полтора года. Первая громкая отставка произошла 13 августа прошлого года, когда своего поста лишился министр нефти Казем Вазири-Хаманэи.

В системе исполнительной власти в исламском Иране отставки министров явление не очень распространенное. Более типичны министры-долгожители вроде бывшего главы МИДа Али-Акбара Велаяти, руководившего этим ведомством 16 лет. Однако за два с небольшим года каденции нынешнего президента, являющегося в Иране главой кабинета, отставка Вазири-Хаманэи была четвертой по счету. До этого, без особой шумихи, постов лишились министры общественного благосостояния, кооперации, промышленности и рудников. Иранские СМИ по традиции не публиковали никаких материалов о причинах неожиданной для всех отставки министра нефти. Лишь праворадикальная «Джомхурийе эслами» в обзоре важнейших событий уходящей недели связала отставку министра такой ключевой для страны отрасли, как нефтяная, с некими «неблаговидными делами, творившимися в этом ведомстве». Сама же отставка, по мнению газеты, может создать нестабильность в сфере управления. И действительно, после смены главы этого ведомства, своего рода государства в государстве, контролирующего доходы от экспорта иранской нефти, составлявшие до нынешнего финансового кризиса от 52 до 58 миллиардов долларов в год, последовали новые отставки. К настоящему времени они коснулись девяти из 21 министра. Может возникнуть крайне редкий для Ирана прецедент, когда президент на основании норм действующей конституции должен будет поставить перед парламентом вопрос о вотуме доверия правительству.

В течение последнего месяца имя нынешнего министра МВД Али Кардана мелькает в иранских СМИ чаще обычного. Несколько дней назад большинство депутатов Собрания исламского совета (парламента) Ирана высказались за проведение слушаний по поводу его деятельности на предмет возможного импичмента. Кардана обвиняют в подделке диплома третьей степени и в том, что он ранее привлекался к уголовной ответственности из-за совершения развратных действий и был осужден, но скрыл этот факт от правосудия Исламской республики. При этом сам Кардан считает, что иранский парламент совершенно обоснованно утвердил его на министерском посту и что он соответствует всем предъявляемым на столь высоком посту требованиям. Но факты таковы, что подделав диплом первой и второй степени, а также докторский диплом престижнейшего Оксфордского университета в Великобритании, Кардан в течение многих лет получал материальные надбавки, которые в Иране выливаются в весьма круглую сумму. Говоря об истории со своими дипломами, Кардан несколько дней назад утверждал, что они совсем не фальшивые, просто есть кое-какие несуразности, которые не имеют криминального характера, сам же он учился в Свободном университете Ирана и получил заочное образование. Д-р Абдолла Джаспи, ректор этого университета, ответил на запрос парламента, что ни одно из отделений этого вуза не выдавало Кардану дипломов ни первой, ни второй степени. Что касается диплома доктора Оксфорда по юридическим наукам, то сам Кардан в официальном письме президенту Ахмадинежаду в начале октября прямо признался, что купил диплом о присуждении докторской степени у некоего человека. Лишь потом якобы стало ясно, что этот диплом был фальшивым. Многие даже внутри Ирана признают, что история с Карданом — одна из самых позорных страниц иранской политической жизни, не имеющая аналогов в послереволюционный период. Еще до революции он был осужден за сексуальные преступления и посажен в тюрьму, однако сумел бежать из мест заключения и представить себя революционером, пострадавшим от произвола шахских властей.

На своем министерском посту, который связан с работой органов местной власти всех уровней, Кардан проявляет редкое усердие. Выступая 21 октября в Зенджане на церемонии представления нового губернатора, он заявил, что будет еще активнее продолжать деятельность на этом посту, заменяя губернаторский корпус новыми политическими выдвиженцами, с тем чтобы успешно провести намеченные на лето будущего года президентские выборы. Успешно в том смысле, чтобы сохранить на президентском посту ныне действующего президента Махмуда Ахмадинежада. К настоящему времени Кардан успел заменить около сотни руководителей органов исполнительной власти на уровне останов и шахрестанов (по российской аналогии — областей и районов), поставив на их место лояльных Ахмадинежаду управленцев, расценив это как рутинное и естественное дело. Становится все более ясно то упорство, с которым президент при безусловной поддержке верховного лидера страны аятоллы Али Хаменеи отстаивает и защищает от критики заурядного проходимца, необходимого на посту главы МВД для успешного проведения будущих выборов. Еще в июне, выступая на пленарном заседании парламента, утвердившим Кардана на посту министра, Ахмадинежад рассказывал, что он пришел к Хаменеи посоветоваться насчет кандидатуры будущего главы МВД, предложив Али Кардана. «Хаменеи сказал мне, что это очень подходящая кандидатура, и необходимо сделать так, чтобы он получил весомую поддержку депутатского корпуса». Что и произошло.

Иранская пресса раскрыла секрет такого внимания аятоллы к кандидатуре нынешнего шефа МВД. Выяснилось, что Кардан является ближайшим другом сына аятоллы Хаменеи — Моджтабы Хаменеи. Опека религиозного лидера позволила Кардану без особых помех продвигаться по служебной вертикали. Он уже занимал посты заместителя министра нефти Ирана, председателя технического отдела Государственного телевидения и финансового представителя Государственного телевидения в парламенте Ирана. Однако многие темные стороны его биографии стали достоянием гласности лишь в последнее время, уже после того как Кардан занял пост главы МВД. Выяснилось, что когда его осудили за развратные действия сексуального характера, он по предписанию суда был помещен в камеру для особо опасных преступников. Именно Хаменеи помог ему сделать карьеру, несмотря на криминальное прошлое. Не имея, как выяснилось, высшего образования, он сумел в течение длительного времени успешно продержаться на посту ректора Академии Корпуса стражей исламской революции (КСИР). Впрочем, таких, как он, неучей довольно много в руководящем звене иранской исполнительно власти. 23 октября интернет-сайт IranPressNews.com написал, что 43% руководителей такого уровня не имеют высшего образования. На это заявление один из читателей сайта откликнулся следующей репликой: «Те же, кто его якобы имеют, пользуются поддельными документами».

Но вернемся к Кардану. В последние недели его прошлое и не совсем ясные перспективы на будущее привлекают все больше внимания как СМИ, так и депутатов парламента, утвердивших его на ответственной должности. Парламентские слушания — довольно редкая мера в иранской законодательной практике, не дающая особой гарантии благосклонного отношения депутатов, ибо в парламенте очень сильна оппозиция исполнительной власти. Именно поэтому в Иране хотели бы избежать применения этой формы контроля парламентом работы исполнительной власти, особенно в том случае, когда речь идет о протеже религиозного лидера страны. Учитывая, что Кардан ходит в друзьях нынешнего спикера парламента Али Лариджани, а тот является воспитанником аятоллы Хаменеи и считается одним из ближайших его сподвижников, понятно, что Лариджани попытается торпедировать развенчание законодательным органом креатуры почтенного аятоллы. По данным СМИ, все необходимые материалы по этому поводу были переданы спикеру председателем комиссии по науке и образованию парламента Али Аббаспуром Техранифардом еще месяц назад (Информагентство ИСНА, 23 сентября 2008 г). Никакой немедленной реакции не последовало. Затем было вынесено решение о назначении парламентских слушаний на 29 октября. Пока отсрочена и эта дата, ибо Лариджани хотел бы максимально оттянуть скандальное дело. Выход нашелся — он отбыл в поездку по странам Персидского залива.

Парламентарии хотели бы внести ясность в три вопроса. Первый — как Кардан объяснит свою ложь по поводу трех сфальсифицированных дипломов. Второй связан с правовой оценкой получения им всяческих надбавок на основании докторской степени, оказавшейся поддельной. И наконец, членство в ученых советах ряда иранских вузов на основании липовых документов. Депутат парламента Али Мотаххари направил открытое письмо главе МВД, в котором написал: «Во время войны (имеется в виду ирано-иракская война 1980-1988 гг. — В.М.) наши бойцы бросались на минные поля, жертвуя собственной жизнью. Для спасения авторитета и доверия общества вы должны уйти в отставку, это и будет для вас жертвой, принесенной на алтарь спасения общества. Другого пути у вас нет». Коллега Мотаххари, депутат парламента от Табриза Мохаммад-Реза Миртадж заявил, что в случае добровольной отставки Кардана парламентские слушания по этому вопросу будут отменены. Инициативная группа парламентариев заявила даже о возможности личной встречи с Карданом, чтобы убедить его добровольно уйти в отставку. Кардан на это не согласен.

Пока же острие судебного преследования обратилось против человека, продавшего Кардану фальшивый диплом Оксфорда. Его зовут д-р Амир Сафапур, и он представляет в Иране издательство британского вуза. На днях наконец определилась дата парламентских слушаний. Они намечены на 4 ноября и вряд ли могут завершиться победой законодателей. Однако в любом случае это будет еще один удар по иранской исполнительной власти, подвергающейся критике за многочисленные провалы практически на всех направлениях. В свете приближающихся выборов это вряд ли прибавит популярности действующему президенту.

52.28MB | MySQL:103 | 0,592sec