Ситуация в зоне Сахеля: март 2021 г.

2 марта малийская Фемида сообщила, что отказалась от преследования семи лиц, обвинявшихся в подготовке госпереворота с целью смещения  переходных властей страны. Среди оправданных значился, в частности, бывший до путча в августе 2020г. премьер-министром Бубу Сиссе.

10 марта стало известно, что министр национального примирения в переходном правительстве Мали старший полковник Исмаель Вагюэ встретился с лидерами милицейских формирований догонов «Дан Нан Амбассагу», обвинявшихся в убийствах гражданских лиц. Официально милицейские формирования догонов распущены, но на самом деле они никуда не делись. Министр встречался, в частности, с полевым командиром «Дан Нан Амбассагу» Юсуфом Толоба. Это была первая встреча подобного рода с момента отстранения от власти президента Ибрагима Бубакара Кейты в августе 2020 г. и учреждения переходного правительства, большинство министров в котором – военные. Она прошла в районе Бандиагара в центральной части Мали.

Считается что составленная из традиционных охотников милиция догонов «Дан Нан Амбассагу» является одним из действующих лиц кризиса в центральной части Мали. Она обвиняется в расправах над гражданским населением из народности пель, выходцы из которой составляют основу ряда джихадистских формирований. Догоны отвергают эти обвинения.

Прежние власти Мали объявили о роспуске «Дан Нан Амбассагу» в марте 2019 г. сразу после убийства более 160 пель в деревне Огоссагу.

15 марта на северо-востоке Мали в засаду попала группа военных, направлявшихся для несения службы на блок-пост в Тессите близ границ с Буркина-Фасо и Нигером. В результате атаки, приписанной джихадистам, по предварительным данным, погибли 2 человека, 8 получили ранения. Уже 17 марта стало известно о гибели по меньшей мере 11 военнослужащих, еще 11 пропали без вести, 14 получили ранения. На месте боя были обнаружены тела 7 убитых джихадистов. В самом кровопролитном для малийских военных в 2021 году нападении участвовали до 100 боевиков. К исходу 17 марта заговорили о как минимум 33 погибших в рядах малийских военных и 20 убитых боевиках. При этом обратило на себя внимание то, как долго малийские военные не могли посчитать и признать свои потери.

По первичным данным, атаковавшие входили в группу Абдул Хакима, которая аффилирована с группировкой «Исламское государство в Большой Сахаре» (ИГ, запрещено в РФ). По данным разведки, также ранее действовавшая в районе «трех границ» «Группа поддержки ислама и мусульман» (аффилирована с «Аль-Каидой», запрещенной в РФ) вывела свои силы из региона.

21 марта ответственность за нападение на малийских военных взяло на себя «Исламское государство в Большой Сахаре» (ИГБС).

16 марта французский контингент «Бархан» нанес два авиаудара по группам джихадистов на мопедах в районе Тессит. По данным Генштаба французской армии, в результате этих ударов были «нейтрализованы» до 10 боевиков.

17 марта стало известно, что бывший депутат малийского парламента от г.Гао Мухаммед ульд Матали, находящийся под санкциями  ООН с 2019 г. из-за подозрений в связях с организованной преступностью на севере Мали, был назначен на пост специального советника председателя Национального переходного совета (НПС) полковника Малика Диава. НПС в настоящее время исполняет функционал временного парламента. Про М.ульд Матали известно, что он является влиятельной фигурой в одной из проправительственных вооруженных групп.

19 марта глава переходного правительства Мали Моктар Уан при посещении г.Мопти в центральной части страны призвал обеспечить безопасность гражданского населения с тем, чтобы «прекратить логику противостояния», из-за которой основные общины создали свои милицейские формирования под предлогом самообороны.

Центральная часть Мали стала ареной ожесточенных межобщинных столкновений после того, как в 2015 г. там стала действовать связанная с «Аль-Каидой» группировка проповедника Амаду Куфа, которая вербует своих бойцов главным образом из выходцев из народности пель. В ответ на действия джихадистов народности бамбара и догоны не без поддержки центральных властей создали свои милицейские формирования, которые обвиняются в преступлениях против пель.

21 марта премьер посетил достаточно знаковый г.Конна в центральной части Мали, где принял участие в церемониях открытия нового рыбного порта и новой военной базы.

Напомним, что 10 января 2013 г. джихадисты, к тому времени контролировавшие Северное Мали, овладели г.Конна. Именно потеря этого города вынудила тогда Бамако обратиться за помощью к Парижу. День спустя началась французская операция «Серваль».

Модель Конны, ставшей на европейские деньги первым «безопасным полюсом развития и управления», будет репродуцирована в еще восьми местах в центральной части Мали.

25 марта стало известно об очередном инциденте, в котором местные власти попытались обвинить французских военных из контингента «Бархан». По французской версии, авиаудар наносился по джихадистам в районе деревни Талатайе между городами Гао и Менака. По версии местных властей, 6 погибших были охотниками-туарегами, погибшими в момент, когда они преследовали дичь.

Аналогичный инцидент имел место в январе в районе Бунти в центральной части Мали. Тогда Бамако и Париж утверждали о поражении цели джихадистов, местные власти утверждали об авиаударе по свадебной церемонии. Миссия ООН в Мали проводила расследование этого инцидента. Об его результатах не сообщалось.

 

На севере Буркина-Фасо 2 марта в результате подрыва на самодельном взрывном устройстве машины скорой помощи погибли 6 человек, в том числе беременная женщина.

6 марта в том же районе 6 человек – военных и 5 добровольцев — бойцов вспомогательных формирований – погибли в засаде, устроенной джихадистами близ Гаскинде (провинция Сум).

Формирования «Добровольцев для защиты родины» (VDP) были созданы  в декабре 2019 г. с целью оказания помощи армии в борьбе с джихажистами. Их бойцы проходят двухнедельную военную подготовку.

21 марта было объявлено об отражении днем ранее двух атак джихадистов на севере Буркина-Фасо. При этом погибли 2 бойцов VDP, убиты до 10 боевиков. В обоих случаях джихадисты атаковали базы VDP.

 

В Нигере 15 марта в результате серии атак джихадистов погибли 66 человек. В частности, в зоне «трех границ» между Нигером, Буркина-Фасо и Мали в районе Тиллабери боевики обстреляли автоколонну из 4-х машин, на которых крестьяне ехали с рынка в Банибангу. Там погибли до 20 человек. В тот же день нападению подверглась деревня Дарейдайе, в результате которого погибли до 40 человек.

В районе «трех границ» действуют джихадистские формирования, связанные с «Аль-Каидой» и «Исламским государством» (обе организации запрещены в РФ).

К 19 марта в район Банибангу нигерские военные подтянули значительные подкрепления. Район был полностью блокирован военными, которые приступили к патрулированию и сопровождению гражданским автоколонн.

Несмотря на принятые властями меры, 21 марта джихадисты вновь атаковали несколько деревень на западе Нигера близ границы с Мали. В результате этих атак погибли по меньшей мере 137 гражданских лиц. То есть всего за неделю в этой стране в результате атак джихадистов были убиты до 200 человек. Атакованные деревни находились в районе Тахуа, по соседству с районом Тиллабери в зоне «трех границ». 27 марта стало известно о 141 погибшем в результате атак 21 марта.

24 марта джихадисты атаковали три деревни в районе Тиллабери. Итог этих атак – по меньшей мере 13 убитых мирных жителей. Во все трех деревнях боевики захватили скот, подожгли школы и разграбили медпункты.

По данным ООН, в районе Тиллабери из-за отсутствия надлежащих условий безопасности не работали 312 школ. Площадь этого района – около 100 тыс. кв. км. Там проживают этносы джерма, пель, туареги и хаусса. С учетом того, что выходцы из пель пользуются известной репутацией, наблюдатели сразу же заговорили о риске развертывания межплеменных конфликтов в этом и без того неспокойном регионе.

52.39MB | MySQL:106 | 0,730sec