Ситуация в Турции: октябрь 2008 года

В октябре политическое и военное руководство Турции после установления относительного затишья на внутриполитическом поле красноречиво продемонстрировало активную многовекторность своей внешней политики, которая охватила Центральную Азию, Кавказ, США, Европейский союз и Россию. Думается, что именно такая особенность турецкой внешней политики и предопределила убедительную победу Турции на выборах в ходе 63-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН новых непостоянных членов СБ ООН на период 2009-2010 гг. Турция вошла в пятерку избранных стран. Избрание Турции в качестве непостоянного члена Совета Безопасности ООН стало свидетельством ее активной позиции в международных делах и высокого авторитета среди государств, входящих в эту организацию. За Турцию проголосовала 151 страна из 192 членов ООН. Напомним, что, в соответствии с Уставом ООН, Турции для своего избрания необходимо было набрать 128 голосов.

Безусловно, для Турции это историческое событие. Именно так охарактеризовал итоги голосования в ООН министр иностранных дел страны Али Бабаджан. Турция заслужила это право своей активной и взвешенной позицией, прежде всего в урегулировании конфликтных ситуаций, в которых Анкара, несмотря на определенные сложности, успешно выполняет посредническую миссию по просьбе противостоящих сторон, а также в международных делах, имеющих важное региональное значение.

В октябре глава правительства Р. Эрдоган посетил с официальным визитом Туркмению. В ходе переговоров на высшем уровне турецкая сторона решала два основных вопроса: создать предпосылки для достижения конкретных договоренностей об использовании туркменского газа для планируемого трубопровода NABUCCO, а также убедить Ашхабад в необходимости его активного участия в процессе создания Парламентской ассамблеи тюркоязычных государств. Как известно, весной с.г. Туркмения подписала Меморандум о намерениях с представителями Евросоюза о поставках 10 млрд куб. метров газа по трубопроводу NABUCCO, однако для конкретного участия в реализации такого крупного инфраструктурного проекта весомость этого документа явно недостаточна.

Сложность ситуации на нынешнем этапе заключается в том, что Ашхабад становится ключевой точкой в поисках газа для этого проекта. Весь газ, добываемый с первой фазы азербайджанского месторождения «Шах-Дениз», полностью распределен для покрытия собственных нужд, а также для экспорта в Грузию и Турцию. Поставки газа в эти страны в прошлом году превысили в сумме 4,5 млрд куб. метров. В 2012 году добыча газа на этом месторождении достигнет максимального уровня. Экспорт в Турцию составит 6,3 млрд куб. метров, в Грузию — 800 млн кубометров и на удовлетворение внутренних потребностей — 1,5 млрд куб. метров. То есть вся надежда на вторую фазу месторождения «Шах-Дениз». Разброс данных о прогнозных уровнях добычи газа на нем очень большой, от 7,5 до 12,5 млрд куб. метров. По данным некоторых экспертов, и эти данные завышены. Исходя из этого, по самым оптимистичным прогнозам, азербайджанского газа не хватит даже для загрузки половины планируемой мощности NABUCCO.

Однако не только эти цифры показывают важность и сложность задачи, стоящей перед Турцией, которая претендует в этом проекте на роль одного из основных транзитеров «голубого топлива». Туркменский газ, даже в случае получения гарантий его поставок, также не заполнит данный трубопровод. В складывающейся ситуации на Турцию возлагается задача по возможному привлечению для этого проекта иранского (несмотря на все возражения США и все еще отсутствие однозначной позиции по этому вопросу у ЕС) и иракского газа. При этом когда речь идет об иракском газе, имеется в виду не только газ Северного, но и Южного Ирака.

Так что переговоры турецкого премьера в Ашхабаде стали отправной точкой сложного процесса добывания газа для трубопровода NABUCCO. Необходимо констатировать, что Р. Эрдоган сумел создать в этом плане определенный позитивный задел для еврокомиссара по энергетике А. Пиебалгса, который в ноябре совершит вояж в Анкару, Баку и Ашхабад для получения определенных гарантий загрузки газом NABUCCO.

Что касается участия Туркмении в создаваемой Парламентской ассамблее тюркоязычных государств, то в Ашхабаде Анкара получила уклончивый ответ с обещанием рассмотреть такую возможность. Продолжит ли туркменский лидер линию на игнорирование этой идеи, покажет ближайшее будущее. На 21 ноября запланирована встреча в Стамбуле глав парламентов Турции, Азербайджана, Киргизии и Казахстана. По итогам этой встречи предполагается подписание документа о создании этой международной структуры, штаб-квартира которой будет находиться в Стамбуле.

Важным событием в сфере внешней политики Турции стал визит в Анкару президента Украины В. Ющенко, который предпринял попытки по расширению украинско-турецких отношений, рассматривая этот процесс как возможность повлиять в негативном плане на российско-турецкие связи. В частности, президент В. Ющенко призвал турецкий бизнес, обещая ему режим наибольшего благоприятствования, вкладывать инвестиции в ряд отраслей украинской экономики.. При этом подбор этих отраслей указывал, что именно в них российский бизнес все еще занимает определенные позиции. Турки, как правило, прохладно относятся к подобным попыткам, даже если их предпринимают гораздо более опытные в таких дипломатических играх представители США.

Анкара настороженно отнеслась и к очередной попытке В. Ющенко задействовать в политических интригах Константинопольского патриарха Варфоломея. Тем более что накануне 12 октября в Стамбуле завершилась встреча предстоятелей и представителей Поместных православных церквей. Впервые за долгие годы в Стамбуле вместе собрались предстоятели всех 14 Поместных православных церквей. Встреча была посвящена двухтысячному юбилею святого апостола Павла. В заседании принял участие Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Около суток священники кропотливо обсуждали текст Совместного заявления, которое было единогласно принято и подписано всеми участниками встречи.

Без сомнения, важнейшим положением этого документа является его положение о принципе единства Православной церкви. «Оно не оставляет никакого места и не дает никакой надежды тем, кто по идеологическим, националистическим и иным причинам хочет расколоть православную церковь», — сказал митрополит Кирилл.

Как известно, В. Ющенко публично просил Константинопольского патриарха признать никем не признанную раскольническую украинскую церковь. Но Варфоломей, понимая возможные трагические для страны и православия последствия таких решений, этого не сделал. В результате улучшились его отношения с Русской православной церковью. Поэтому в стамбульской встрече принял участие и глава РПЦ, понимающий необходимость совместно отметить важный для христианского мира юбилей 2000-летия святого апостола Павла, а также стремящийся поддержать инициативу Патриарха Константинопольского, направленную на использование этого юбилея для достижения скоординированных усилий всего православного мира перед лицом новых угроз и вызовов. Конечно, как отметил по итогам встречи в Стамбуле Святейший Патриарх Алексий II, «не все удалось решить, не по всем вопросам было достигнуто окончательное взаимопонимание, но общение в духе братской любви позволяет надеяться на то, что все трудности будут преодолены».

Необходимо подчеркнуть, что встреча предстоятелей православных церквей вызвала повышенный интерес и в турецких политических кругах. Здесь особо отметили, что провозглашенное в заключительном документе встречи единство православной церкви безусловно сыграет позитивную роль в укреплении мира и стабильности в сложном и противоречивом современном обществе. Речь, в частности, шла о ситуации, сложившейся в связи с агрессией Грузии против Южной Осетии. Участники встречи выразили поддержку усилиям Русской и Грузинской церквей по преодолению трагических последствий военных действий.

Участие же в стамбульской встрече патриарха Алексия II свидетельствует не только о готовности Московского патриархата пройти свою часть пути к преодолению существующих проблем во взаимоотношениях между православными церквами, но и о его реальном потенциале и важной роли в укреплении межрелигиозного диалога. Это в свою очередь окажет позитивное влияние и на межгосударственные отношения, в том числе между Россией и Турцией, — констатировали турецкие эксперты.

Значительное внимание политического и военного руководства Турции было уделено выборам президента США. Накануне выборов Анкара направила в США команду опытных советников во главе с главным советником премьер-министра Р. Эрдогана по вопросам внешней политики А. Давутоглу. Эта команда провела ряд встреч на самом высоком уровне в администрации уходящего президента Дж. Буша, а также в штабах двух претендентов на этот пост. Эти встречи следует рассматривать как подготовку к визиту Р. Эрдогана в США, запланированному на вторую половину ноября.

Примечателен тот факт, что в это же время в США находился глава Курдского автономного района (КАР) на севере Ирака М. Барзани. Политические наблюдатели не исключают, что с приходом новой американской администрации Вашингтон усилит давление на Анкару и Эрбиль с целью наладить между ними прямые официальные регулярные контакты. М. Барзани заявил о готовности к таким контактам, однако ушел от ответа о признании Рабочей партии Курдистана (РПК) террористической организацией.

Продолжая иракскую тематику, необходимо отметить, что 8 октября парламент Турции продлил действие мандата, на основании которого турецкая армия проводит в северном Ираке военные операции против боевиков РПК. За сохранение мандата высказался 511 депутат, в то время как против его продления проголосовали 18 представителей. Всего на обсуждении данного вопроса присутствовали 529 парламентариев из 550 возможных. Ранее премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что руководство страны рассматривает возможность создания в зоне конфликта особых буферных зон с тем, чтобы оградить приграничные районы от проникновения курдских боевиков.

Обратило на себя внимание выступление 7 октября ректора Стамбульского университета профессора Месута Парлака на открытии нового учебного академического года. В своей речи он негативно отозвался о тех деятелях, которые используют религию как орудие своей политики. Однако конкретных имен профессор не назвал. М. Парлак заявил журналистам, что президент и премьер-министр не были приглашены на церемонию, так как он отказался предоставить университетскую кафедру для политических выступлений.

Что касается европейского направления внешней политики Турции, то его оценка прозвучала 11 октября в Стамбуле на конференции, посвященной отношениям Турции и ЕС. Необходимо ускорить проведение реформ, связанных с процессом ее интеграции в Евросоюз в качестве полноправного члена, убежден еврокомиссар по вопросам расширения ЕС Оли Рен. «Я хочу видеть больше решительных шагов от Турции в процессе реализации реформ, предусмотренных ее вступлением в ЕС», — сказал он, выступая на конференции. Напомним, что переговоры о вступлении Турции в Евросоюз начались в 2005 г. По прогнозам экспертов, стать полноправным членом ЕС она сможет в течение 10-15 лет..

По мнению еврокомиссара О. Рена, «ЕС и Турция действуют в едином направлении для объединения экономик и обществ». «Несмотря на возникающие негативные моменты, процесс продвигается вперед, и к настоящему времени открыты переговоры по семи разделам интеграционного досье. К концу этого года начнутся переговоры по новым направлениям», — сказал О. Рен. Всего этот переговорный процесс охватывает 31 раздел. Примечательно, что Рен дал положительную оценку выдвинутой Анкарой инициативе создания платформы стабильности и безопасности на Кавказе, отметив, что «ЕС удовлетворен позицией, которую Турция заняла в процессе урегулирования в Кавказском регионе».

Значение Турции в обеспечении региональной безопасности и предотвращении конфликтов на Кавказе возросло, — говорится в проекте ежегодного доклада по оценке процесса осуществления в Турции реформ на пути вступления в Евросоюз. В документе отмечается, что реформы ЕС «сделали Турцию источником стабильности» в неспокойном регионе, который пострадал в результате войны между Россией и Грузией. «Турция играет конструктивную роль на Кавказе и на Среднем Востоке, так как выступила с инициативой о создании Платформы стабильности и сотрудничества на Кавказе, является посредником в мирных переговорах между Израилем и Сирией и начала диалог с Арменией», — констатируется в докладе.

Примечательно, что в отношении роли президента А. Гюля также имеются позитивные замечания. В частности, в документе особо отмечены заслуги главы турецкого государства в деле создания обстановки диалога и плюрализма. Всяческих похвал заслужила работа А. Гюля с неправительственными организациями и политическими деятелями. Отмечены также его усилия по стимуляции общего процесса интеграции Турции в Евросоюз. В докладе отмечается, что А. Гюль «обладает тем реформаторским профилем, который хочет видеть Брюссель». Вместе с тем в документе подчеркивается, что правительство Турции не смогло осуществить последовательную и всестороннюю программу реформ, что приблизило бы Анкару к ЕС.

Что касается внутриполитической ситуации, то ее острота, связанная с процессом рассмотрения дела в Конституционном суде о закрытии правящей ПСР, а также с серией арестов более сотни заговорщиков и возбуждением в отношении них судебного преследования по обвинению в принадлежности к закрытой организации «Эргенекон», заметно снизилась. По заявлению турецких властей, эта организация, которая объединяет в своих рядах ультранационалистов и сторонников светского государства, готовила государственный переворот и устранение нынешнего правительства. Правящую партию наказали финансово, но не закрыли, а по делу «Эргенекон» начались слушания в суде. Не исключено, что рутинное чтение обвинительного заключения, начатое в октябре, с учетом возможных переносов заседаний будет продолжаться несколько недель.

Всего список обвиняемых состоит из 86 имен. Перед судом предстала только первая группа — 46 человек, включая генсека Турецкой рабочей партии Догу Перинчека, бывшего ректора Стамбульского университета Кемаля Яльчина Алемдароглу, отставного генерала Вели Кючюка и главного редактора газеты Cumhuriet Ильхана Сельчука. Обвинительное заключение, составленное прокурорами, занимает 2445 страниц — невиданный для турецкого правосудия объем.

Напомним, что «Эргенекон» — это название мифической прародины тюркских народов, где после кровопролитных сражений нашла пристанище группа уцелевших бойцов. Они и заложили основу нации, а потом под предводительством «серого волка» (эмблема турецких националистов) вышли в мир. Среди арестованных известные генералы в отставке, представители деловых кругов, журналисты, юристы. Их обвиняют в создании террористической организации. Ряд экспертов рассматривают эти аресты как ответную атаку правительства на оппозицию, пытающуюся закрыть правящую ПСР.

Со своей стороны, турецкое военное командование, которое считает себя главным хранителем светских устоев государства, заложенных еще основателем Турецкой республики, «отцом турецкой нации» Кемалем Ататюрком, отвергает любые предположения о связи с заговорщиками. Отметим, что некоторые СМИ Турции распространили информацию о том, что в рядах ВС Турции была создана тайная организация, с которой были связаны более 20 офицеров. Высказываются предположения, что организация «Эргенекон» имеет также отношение к совершению убийства главного редактора армянской газеты «Акос» Гранта Динка и к организации покушения на жизнь лауреата Нобелевской премии в области литературы Орхана Памука. Премьер-министр Турции Реджеп Эрдоган заявил по поводу ареста заговорщиков: «Эти люди выступают не против Партии справедливости и развития. Они выступают против демократии и воли народа».

Лидер же ведущей оппозиционной Народно-республиканской партии (НРП) Турции Дениз Байкал подверг критике ситуацию в связи с делом по организации «Эргенекон». На заседании парламентской фракции возглавляемой им партии он заявил, что данное дело является политизированным. Лидер НРП подверг сомнению предъявленные обвинения, заявив о том, что речи о каком-либо заговоре или же перевороте нет.

Важным моментом в российско-турецких отношениях в октябре стало подтверждение информации об официальном визите в Россию президента Турции А. Гюля, запланированном на вторую половину декабря с.г. Этот визит, полагают в турецких дипломатических кругах, станет одним из практических результатов чрезвычайно важной работы по выводу российско-турецких отношений на уровень продвинутого многопланового партнерства.

В связи с этим в турецких политических, общественных и деловых кругах, ведущих средствах массовой информации страны обратили внимание на поздравительные послания от президента РФ Дмитрия Медведева и председателя правительства Владимира Путина по случаю отмечаемого 29 октября национального праздника Турции — 85-й годовщины провозглашения Турецкой Республики.

В поздравительных посланиях российских руководителей в адрес президента Турции Абдуллаха Гюля и премьер-министра страны Реджепа Эрдогана отмечается динамичное развитие российско-турецких связей в политической, торгово-экономической, научно-технической и других областях, которое создает основу для формирования подлинного взаимовыгодного партнерства.. Все это, по их мнению, отвечает коренным интересам народов России и Турции, способствует обеспечению региональной и международной стабильности..

По многим направлениям российско-турецкое сотрудничество, считает президент России, приобрело сегодня черты продвинутого многопланового партнерства. «Москва придает большое значение дальнейшей активизации взаимовыгодного и эффективного двустороннего взаимодействия во всех сферах. Совместными усилиями мы успешно выводим российско-турецкие отношения на качественно новый уровень. Убежден, что предстоящий визит в Россию президента Турции придаст этому процессу дополнительный импульс», — отметил в своем послании Дмитрий Медведев.

В России получило высокую оценку избрание Турции в качестве непостоянного члена Совета Безопасности ООН. В поздравлении главы российского дипломатического ведомства по этому случаю выражена уверенность, что Турция, участвуя в деятельности этого одного из главных органов ООН, будет активно способствовать закреплению центральной роли организации в мировых делах, повышению ее эффективности и авторитета в реализации глобальной повестки дня, а также поиску коллективных ответов государств на вызовы и угрозы по самому широкому спектру вопросов.

В поздравительном послании на имя главы турецкой дипломатии Али Бабаджана министр иностранных дел России Сергей Лавров констатировал также готовность Москвы к самому тесному взаимодействию с Турцией в Совете Безопасности ООН, исходя из совпадающих подходов двух стран к большинству международных проблем современности. «Уверен, что наша совместная деятельность в Совете Безопасности ООН будет благоприятно сказываться на развитии отношений между Российской Федерацией и Турецкой Республикой», — подчеркнул российский министр.

В турецких дипломатических кругах в свою очередь особо отмечают, что позиции Москвы и Анкары близки или совпадают по таким острым международным проблемам, как обеспечение безопасности и стабильности в Черноморском регионе и на Кавказе, борьба с новыми угрозами и вызовами, ближневосточное урегулирование, послевоенное обустройство Ирака, ядерная программа Ирана. Сегодня уже накоплен значительный позитивный опыт взаимодействия двух евразийских государств, России и Турции, по этим вопросам. Избрание Турции непостоянным членом СБ ООН создает, по мнению турецких экспертов, дополнительные возможности для усиления координации действий Москвы и Анкары на этих важнейших направлениях международной политики. О серьезных намерениях России и Турции максимально использовать эти возможности говорит и тот факт, что уже до конца нынешнего года будут проведены российско-турецкие межмидовские консультации по проблематике СБ ООН.

52.42MB | MySQL:103 | 0,599sec