Большая стратегия Турции. Часть 19

Продолжаем разбирать книгу главного мозгового центра Турции – Фонда политических, экономических и социальных исследований Турции под заголовком «Большая стратегия Турции».

Перед собой мы видим попытку осмысления новой роли Турции, предпринятую главным мозговым центром Турции – Фондом политических, экономических и социальных исследований Турции (SETAV), на фоне того, как это новое, укрепившееся положение стало все более отчетливо проявляться, как минимум, в регионе нахождения страны.

Главный вопрос, который занимает Турцию: каким образом страна может воспользоваться теми тектоническими сдвигами, которые сейчас наблюдаются в мире, чтобы укрепить свой статус региональной державы и даже сделать себе «апгрейд» до статуса державы глобальной?

Предыдущая, 18-я часть публикации доступна по ссылке на сайте Института Ближнего Востока: http://www.iimes.ru/?p=77268.

Напомним, что в прошлой части нашей публикации мы остановились на разделе третьей главы издания, который озаглавлен как «Стратегическая гибкость». Применительно к Турции, поиски стратегической гибкости – это одна из целей внешней политики страны, причем, целей, вполне отвечающих турецкому менталитету, который буквально «заточен» на мышление в категориях альянсов, балансов, разворотов и маневров.

Соответственно, турецкие авторы говорят о том, что, в современных условиях, когда стремительно меняется международный ландшафт, крайне важным является такая черта страны, как её адаптивность. При этом, следует учитывать такой фактор как рост конкуренции и конфликтности на международной арене.

Это, в свою очередь, по замечанию авторов, требует развития в Турции гибкой внешней политики и политики в сфере национальной безопасности, что должно опираться на долгосрочную геополитическую консолидацию.

Что подразумевается авторами под «стратегической гибкостью»? – Как они поясняют, речь идет о способности страны к тому, чтобы адаптироваться перед лицом изменений в окружающем пространстве, и к тому, чтобы давать на эти изменения адекватный ответ.

Соответственно эта способность должна предусматривать реализацию множества сценариев в момент перемен в окружающем мире. И под каждый сценарий развития событий должны вырабатывать разные стратегии поведения. И более того: под каждый сценарий должны быть выделены специальные ресурсы и созданы, при необходимости, специальные навыки. При реализации, как отмечается турецкими авторами, должно учитываться влияние множества элементов.

Одной из черт гибкости, как напоминают турецкие авторы, является способность к тому, чтобы быть готовым к любому развитию событий и максимально быстро приступать к реализации ранее определенной стратегии действий.

Базовым элементом стратегической гибкости турецкие авторы называют «планирование». Также к их числу авторы относят «(практическое – И.С.) применение и адаптацию (к новым условиям – И.С.)». Третьим элементом стратегической гибкости турецкие авторы называют «способность к маневрированию».

Как подчеркивают авторы, такой подход требует от страны отказа от «ненужных комплексов» и построения внешней политики и политики в сфере безопасности, осью которой является готовность страны к тому, чтобы, при необходимости, использовать военную силу.

Изложенное выше требует от Турции аналитической работы, которая предусматривает перечисление имеющихся у страны опций и предпочтений. И далее – последует выбор сценария и инструментов, которые должны обеспечить ей способность к маневрированию.

Опять же, как указывается турецкими авторами, необходима подготовительная работа на тот случай, если среди наличествующие инструменты оказываются недостаточными или недостаточно эффективными.

При этом, как подчеркивается авторами, гибкость не должна создавать «дополнительных расходов» для Турции. Напротив, в глобальной и в региональной конкуренции, гибкость должна обеспечивать не просто адаптацию Турции, она должна давать возможность Турции к тому, чтобы управлять процессами конкуренции. И, развивая эту мысль, гибкость должна обеспечивать Турции защиту её собственных национальных интересов.

Важнейшими особенностями той региональной среды, в которой находится Турция, является рост неопределенности и ограничения в сфере безопасности.

Среди вопросов, которые имеют для Турции стратегическое значение, турецкими авторами выделяется Сирия, борьба с терроризмом, развитие ситуации в Средиземном море, в том числе с точки зрения кипрского вопроса, природного газа и Ливии. Соответственно, в этом регионе, авторами выделяются два крупных актора – США и Россия, которые и формируют среду с упомянутыми выше характеристиками.

Далее турецкие авторы употребляют такое выражение, как «стратегический пояс», который, по их словам, формируется близлежащими к Турции странами, её соседями.

И турецкие авторы говорят о том, что необходима выработка гибкого такого стратегического плана, который бы делал акцент на возможности использования военной силы в этом самом «стратегическом поясе» стран-соседей Турции. Авторы повторяют эту мысль дважды: необходимо сформулировать такую гибкую, многосценарную стратегию, которая бы, при этом, содержала в центре политические и военные инструменты и их потенциал, наличествующий в распоряжении Турции.

Заметим следующее, что в зависимости от того или иного пояса вокруг Турции, страна определяет те приоритетные инструменты, которые будут ей использоваться с целью обеспечения стратегической гибкости. Подчеркнем мысль авторов, инструменты обеспечения стратегической гибкости для стран непосредственных соседей и для глобальных игроков должны отличаться между собой.

Стратегический пояс вокруг Турции формируется из числа стран-соседей страны. В этом поясе, как отмечается авторами, Турция должна разработать план «стратегической гибкости», который будет скорее склонен использовать военную силу и военный потенциал страны.

Со странами, которые не являются непосредственными соседями Турции, в зависимости от конкретного случая и конкретной архитектуры безопасности в том или ином регионе нахождения, гибкость Турции должна обеспечиваться, прежде всего, дипломатическими и экономическими инструментами и лишь потом проекцией своей силы. Разумеется, гибкость Турции определяется внешними условиями.

В глобальном разрезе, стратегическая гибкость страны, в первую очередь, должна обеспечиваться такими элементами как дипломатия, экономика и мягкая сила.

Итак, если резюмировать мысли автора касательно стратегической гибкости, то мы приходим к выводу о том, что Турция, по мнению авторов, подошла к такому уровню развития, чтобы осуществлять проекцию своих интересов всеми имеющимися в наличии силами и средствами, включая военные, в поясе своих непосредственных трансграничных соседей.

Разумеется, это лишь заявка, которая в полной мере себя ещё не проявила. Однако, отдельные кейсы, допустим, в тех же Ираке и в Сирии указывают на то, что за основу взят именно этот подход.

Кроме того, можно сказать, что Турция расширяет глубину своего стратегического пояса. В частности, это подтверждается той ролью, которая сыграла Турция в Нагорном Карабахе. Очевидно, что стратегический расчет был сделан Турцией и применительно к событиям на Донбассе. После чего был вынесен вердикт: Турция готова к тому, чтобы защищать «украинскую территориальную целостность» лишь только в том случае, если будет сформирована широкая коалиция стран НАТО. Где Турция будет лишь одной из стран-участниц. Разумеется, тему возможного турецкого участия это на данном этапе закрывает, но до урегулирования ситуации можно ожидать и того, что могут появиться и новые турецкие расчеты.

Следующий раздел главы называется, как «Военная сила и стратегия».

Заметим, что Турция является обладательницей второй по численности армией в составе НАТО. Причем армией обстрелянной, которая является постоянной участницей разного рода конфликтов. Он борьбы на территории страны с террористической Рабочей партией Курдистана, до приграничных военных операций в Сирии и в Ираке. Военное содействие оказывается Турцией в Ливии и в районе Нагорного Карабаха. Турцией созданы свои военные базы в Сомали и в Катаре.

Тот факт, что Турция не является ядерной страной, не сдерживает её в использовании военных инструментов в упомянутых выше приграничных конфликтах. Однако, претензия на то, чтобы называться державой глобальной с неизбежностью должна предусматривать и то, что Турция станет обладательницей ядерного оружия. Как можно судить из заявлений президента Р.Т.Эрдогана проработка этого вопроса страной проведена, но пока Турция его не форсирует.

Однако, главным вопросом для Турции, в военном отношении, является, по всей видимости, состояние её оборонно-промышленного комплекса. Турция заявила свою цель локализацию критических для себя позиций и узлов вооружений и военной техники и неуклонно движется к её достижению. При этом, как неоднократно подчеркивало турецкое руководство, нет задачи по тому, чтобы выпускать полную линейку. Речь идет о том, чтобы выпускать критические изделия и иметь в их отношении технологическое преимущество.

Последнее, в свою очередь, будет обеспечивать возможность Турции к тому, чтобы стать важным мировым экспортёром вооружений. Этот статус также является составляющей влияния страны на международной арене. Однако, подчеркнем: главным является сейчас оснащение турецких вооруженных сил собственными образцами вооружений и военной техники, включая собственный истребитель 5-го поколения, собственный танк, беспилотные аппараты (летательные, надводные, подводные, наземные), ракеты (как крылатые, так и баллистические) и проч.

Приведем простой пример: Турцию исключили из программы создания истребителя 5-го поколения F-35. Однако, это – полбеды. Дело в том, что на вооружении Турции состоят истребители F-16. И США ничего не стоит прекратить поставки запасных частей к этим истребителям или же прекратить программы подготовки у себя турецких пилотов.

Такой шаг, разумеется, является крайним, однако, он может практически сразу поставить ВВС Турции в незавидное положение. Это к вопросу о том, где пролегают границы возможного для Турции в тех вопросах, которые затрагивают интересы США. По сути, в настоящее время, можно сказать, что вокруг действий Турции есть достаточно серьезные ограничительные «красные флажки» и введение против Турции, пусть ограниченных, но все же санкций, в рамках Акта о противодействии противникам Америки – это сигнал Турции, что та приблизилась к этим флажкам.

Достаточно интересно, что авторы турецкого издания говорят о необходимости выбора Турцией своей реакции на события в условиях рисков, определяемых региональной конъюнктурой – в плане их предотвращения или же борьбы с ними. При этом, как подчёркивается авторами, речь должна идти о том, чтобы (не только в первом, но и) во втором и в третьем стратегических поясах вокруг страны (по степени географической удаленности – И.С.) Турция могла бы реализовывать свою внешнюю политику и политику в сфере безопасности с применением военной силы. И соответствующим образом должна и разрабатываться военная доктрина Турции.

Иными словами, речь идет ещё об одной фундаментальной идее издания «Большая стратегия Турции» — о том, что Турция не просто хочет быть в состоянии использовать военную силу в своем «ближнем зарубежье». Авторы турецкого издания говорят о том, что необходимо расширять географически возможности Турции по применению военной силы. Иными словами, есть все основания утверждать, что турецкими авторами предлагается военно-политический экспансионизм Турции.

Оборонная стратегия Турции должна, как указывается авторами опираться не только на вооруженные силы, но и на высокие технологии. При этом эта стратегия должна обеспечивать сдерживание по отношению к угрозам, как к конвенциональным, так и не традиционным, которые могут исходить со стороны своих непосредственных соседей. Говоря же о геополитической конкуренции, то здесь турецкая стратегия должна обеспечивать Турции полноценную стабильность.

Далее турецкими авторами выделяются следующие цели оборонной стратегии Турции.

Помимо всего прочего, речь идет о том, чтобы исключить гибридные и асимметричные угрозы для страны.

Далее, как указывается авторами, Турция должна препятствовать тому, чтобы какой-либо игрок нарушал бы региональный баланс (попадающий в сферу турецких интересов; впрочем, здесь стоит отметить то обстоятельство, что сфера турецких интересов за последние годы существенно расширилась и сложно назвать конфликт в современном мире, который Турция не рассматривала бы в качестве «своего», а, следовательно, надо рассматривать и более широкий список «балансов сил» – И.С.).

Говоря о нарушении баланса сил в регионе, отметим, что речь, со стороны турецких авторов, идет и о том, что ни один игрок в регионе не должен укрепляться настолько, чтобы «перевешивать» влияние Турции.

Это касается, допустим, угрозы выхода ИРИ из-под режима международных санкций. Это же касается и Израиля, который, очевидным образом, своим особым статусом «выбивается» из общего регионального ряда.

Разумеется, не в интересах Турции, чтобы состоялся возврат к ядерной сделке с Ираном. Хотя, разумеется, это официально нигде турецкими официальными лицами не декларируется.

Что же до Израиля, то главной целью Турции, как можно заметить, является то, чтобы Израиль продолжал бы пребывать в стратегическом одиночестве в регионе. Понятно, что оторвать Израиль от США у Турции не удастся. Более того, Западная Европа скорее склонна поддерживать Израиль на нынешнем витке противостояния с палестинцами. Лишь только вспомним вывешивание флага Израиля над ведомством канцлера Израиля.

Так что, главной задачей для Турции является изолирование Израиля и воспрепятствование установлению отношений между ним и странами региона, в первую очередь, с аравийскими монархиями. Нынешний виток конфликта, в этом смысле, предоставляет Турции немалые возможности.

Декларируемый руководством США выход из Ближнего Востока объективно создает вакуум силы, который Турция пытается заполнить. С другой стороны, последние годы отмечены и возросшей активностью России в ближневосточном регионе, что, вообще говоря, не отвечает стратегическим турецким интересам.

Турция, как подчеркивается авторами издания, должна быть в состоянии, устойчивым образом, проецировать свою силу в региональном масштабе.

В этом смысле, автором говорится о том, что Вооруженные силы Турции должны противостоять государственным и негосударственным вооруженным акторам, а также террористическим организациям. А для этого требуется ускорить процесс реорганизации ВС Турции, исключив, при этом, существующие недостатки и принимая во внимание существующие угрозы и риски.

Среди рисков, о которых говорят авторы турецкого издания: разрастание и расползание конфликтов, в которых участвует Турция, нехватка потенциала и возможностей турецких ВС перед нарастающими угрозами, и, как следствие, превращение рисков в угрозы и возникновение (даже) угрозы существованию (Турецкой Республики).

Для того, чтобы управлять этими рисками, как указывается турецкими авторами, требуется обеспечить превосходство ВС Турции в цепочке «информация – решение – исполнение». Все функции ВС Турции должны реализовывать на основе целостного подхода.

52.26MB | MySQL:103 | 0,533sec