Об арабских гражданах Израиля на фоне резкого обострения палестино-израильского конфликта

Последняя по времени вспышка межнациональных столкновений на прошлой неделе в израильском городе Лод и других городах, застал многих экспертов в Израиле врасплох. Арабские граждане Израиля сорвали израильскую символику и вывесили палестинский флаг в смешанном арабо-еврейском городе, расположенном в пределах международно признанных границ Израиля, что вызвало в свою очередь мобилизацию правых националистических еврейских групп. Хотя израильские арабы и раньше регулярно поддерживали палестинцев на территориях Западного берега и сектора Газа, масштабы и характер демонстраций в Лоде, известном по-арабски как Лидд, свидетельствуют о том, что напряженные межнациональные отношения стали сильнее, чем когда-либо. Все это происходит на фоне самой серьезной за последние десять лет вспышки противостояния между ХАМАСом и Израилем, причем ХАМАСовцы делают все возможное и невозможное для того, что вовлечь в противостояние именно израильских арабов. Но главное в том, что именно две арабские израильские партии определяют сейчас перспективы  будущей правительственной коалиции. В этой связи есть смысл еще раз напомнить  о  том, кто собственно такие израильские арабы.   Многие так называемые израильские арабы или, как их еще называют,  «палестинцы 48-го года», которые, по оценкам, составляют 20% израильского населения — те, кто живет в границах Государства Израиль, основанного в 1948 году, — искренне недовольны своей историей, настаивая на том, что они не присоединились к Израилю, а Израиль присоединился к ним, захватив их дома. Иногда они используют слово «оккупация» для описания своего статуса в границах Израиля 1948 года. В 1948 году было объявлено о создании  Государства Израиль. Для израильтян это произошло после того, что они считают своей Войной за независимость — но для палестинцев это было началом Накбы, или «Катастрофы». В ходе боевых действий более 750 000 палестинцев были изгнаны или бежали из своих домов. По результатам войны Иордания контролировала Западный берег и Восточный Иерусалим. Египет контролировал сектор  Газа. Но многие палестинские арабы остались в своих домах и в границах Израиля. Им было предоставлено гражданство, но по факту они не были полноправными израильскими гражданами. В период с 1949 по 1966 год они должны были получать разрешения на поездки, на территориях их проживания действовал комендантский час и практиковались внесудебные задержания. Часть этого населения  также были изгнаны из своих домов и земель, которые часто отдавались еврейским поселенцам или государственным органам. С 1966 года и окончания военного правления наблюдается рост общественного выражения политического сознания со стороны арабских граждан Израиля.  Они включают в себя такие события, как «День земли», который знаменует собой убийство в 1976 году 6 безоружных палестинцев, протестующих против экспроприации государством земли в Галилее. Теперь он отмечается ежегодно и стал символом протеста против израильской колонизации, когда политические организации объединили израильских арабов с левыми евреями и евреями, выходцами из арабских стран.  В какой-то момент некоторые арабские граждане Израиля попытались замаскировать свою личность, приняв еврейские имена и разговаривая между собой только на иврите, но обнаружили, что палестинская диаспора и те, кто находился в лагерях беженцев, смотрят на них с серьезным подозрением. В течение долгого времени арабские правительства также относились к этой категории лиц с подозрением за то, что они приняли израильское гражданство и участвуют  в работе государственных институтов Израиля. Интересно, что при этом в самом Израиле израильтяне часто считают израильских арабов  «пятой колонной». Их организации и партии регулярно запрещаются, а их лидеры подвергаются судебным преследованиям. При этом власти Израиля регулярно отклоняют обвинения в «апартеиде», указывая на права, которыми пользуются местные арабские граждане, а также на успехи видных общественных деятелей из их общины. Такой аргумент намеренно неверно истолковывает суть: определение «апартеид» обычно используется для критики обращения с палестинцами на территориях, включающих Западный берег и сектор Газа. Также не совсем правильно  говорить, что арабские граждане Израиля пользуются равными правами и статусом в стране по сравнению с еврейскими израильтянами. Большая часть такой дискриминации связана с владением землей. Считается, что Еврейский национальный фонд (JNF), поддерживаемый государством международный орган, основанный в 1901 году с целью покупки и распределения земли в исторической Палестине, владеет примерно 13% всей израильской земли. Часть его полномочий состоит в том, чтобы распределять землю, которой он владеет, только среди евреев, что «Адала», неправительственная организация по защите прав меньшинств в Израиле, описала как «дискриминационную политику [, которая] способствует институционализации расово сегрегированных городов и деревень по всему государству». «Адала» составила еще один список израильских законов, которые явно дискриминируют арабских граждан. В 2018 году Кнессет принял Закон о национальном государстве, который официально провозгласил, по словам самого премьер-министра Биньямина Нетаньяху, что Израиль — это «национальное государство еврейского народа — и только оно». Результат: арабские граждане Израиля имеют больше прав, чем палестинцы на территориях, которыми управляет Палестинская национальная администрация,  включая право голоса, вступление в должность, использование гражданских судов и т. д. Но существует множество законов, которые сводят их к гражданам второго сорта по сравнению с евреями- израильтянами. При этом ощущение у израильских арабов  израильской, арабской или палестинской идентичности сложное. Опросы 2003 и 2017 годов показали, что большинство арабского населения Израиля считает себя «палестинцами», хотя другой опрос, проведенный в апреле 2020 года Институтом политики еврейского народа, показал обратное. Несмотря на это, с момента создания Государства Израиль сменявшие друг друга правительства и большинство средств массовой информации почти всегда использовали термин «арабо-израильский» для квалификации этой категории граждан.    В то время как некоторые арабы в Израиле называют себя «палестинцами 48 года», другие, которые живут в районах, занятых Израилем после Шестидневной войны 1967 года, таких как Западный берег, сектор Газа и Восточный Иерусалим, называют себя «палестинцами 67 года». Между тем, друзские граждане Израиля — которые в основном сосредоточены на севере Израиля и оккупированных Голанских высот —  склонны идентифицировать себя как «арабов» или просто «израильтян» по сравнению с другими нееврейскими общинами. В то время как арабы-христиане и арабы-мусульмане освобождены от военной службы, израильские друзы подлежат призыву на военную службу. Было приведено много причин для статуса «привилегированного меньшинства», предоставленного друзам в Израиле. Конечно, они считались сионистскими лидерами с догосударственного периода как союзники против христианских и мусульманских общин. Но в последние десятилетия многие друзы откололись, ссылаясь на тот же уровень бедности и дискриминации, что и израильские арабы. Принятие Закона о национальном государстве в 2018 году стало особым ударом по восприятию друзов как «лояльного» меньшинства в Израиле. Арабские граждане Израиля уже давно сталкиваются с целым рядом дилемм, когда речь заходит о палестинских политических и национальных устремлениях. С одной стороны, многие хотят сохранить свои родовые дома в Израиле и извлечь выгоду из сравнительно более высокого уровня жизни в стране; с другой стороны, они решительно отождествляют себя со стремлением к палестинской государственности. Для арабских граждан в Израиле политика часто фокусируется на вопросах расширения своих гражданских прав в рамках  Государства Израиль. В истории, одной из самых влиятельной организацией для израильских арабов была  Коммунистическая партия Израиля, с открытой пропалестинской и антисионистской политикой. Только она предложила политическое пространство для организации союза с левыми и несионистскими евреями за права арабских граждан Израиля. Сегодня ХАДАШ — преемник израильской коммунистической партии — лидирует в Объединенном арабском списке, главной арабской политической партии Израиля, в которую входят самые разные политические движения — от упомянутого ХАДАШ до светских арабских националистов из Тааль и Балад. До недавнего времени исламистская партия РААМ также входила в Объединенный арабский список, но в 2021 году она покинула его из-за споров, включая социально-либеральные и светские тенденции других партий. Некоторые члены Объединенного арабского списка и входящих в него партий были привлечены к уголовной ответственности, а депутаты Кнессета были лишены иммунитета.

Айман Уде, глава Объединенного арабского списка, пытается вести кампанию на гражданской платформе, которая охватывает как евреев, так и арабов в Израиле, а также другие маргинализированные группы. «Недели жестоких и возбужденных репрессий со стороны правительства Нетаньяху и сожжения территории в Иерусалиме взорвались сегодня вечером для всех нас внутри. Особенно в такие дни мы должны действовать сообща, арабы и евреи, против подстрекательства и насилия, осады и оккупации, за мир и безопасность для всех», — написал он в твиттере на иврите во на прошлой неделе  в ответ на израильские удары по сектору Газа.  Примерно в таком же ключе высказывается и глава партии РААМ Мансур Аббас, который в знак протеста прекратил переговоры о формировании коалиционного правительства. Если совсем проще, то обе эти партии стараются остаться в нынешней ситуации в политическом легальном поле, оставаясь над схваткой и при этом стараясь поднять свой рейтинг  за счет критики эскалации насилия со стороны израильских военных. Но такая позиция чревата: в Восточном Иерусалиме начались пока единичные случаи «автомобильного террора» и появились флаги ХАМАСа, что свидетельствует о росте популярности этого движения среди израильских арабов.

52.81MB | MySQL:103 | 0,473sec