Анализ израильскими экспертами эскалации насилия внутри и на границах еврейского государства. Часть 3

Израиль давно не оказывался в ситуации вспышки насилия на нескольких фронтах: военная конфронтация с ХАМАСом и радикальными группировками в секторе Газа; беспорядки в израильских городах, где совместно проживают евреи и палестинцы, включая межэтнические столкновения в Иерусалиме, в том числе на Храмовой горе. Помимо этого напряженная ситуация по периметру еврейского государства, и не только на Западном берегу р. Иордан на границе с Иорданским Хашимитским Королевством, откуда палестинские беженцы и граждане Иордании палестинского происхождения пытались прорваться для помощи своим соплеменникам.

С одной стороны, в Институте исследований национальной безопасности (INSS) в происходящих событиях увидели подтверждение того, что рано вычеркивать палестинскую проблему из местной, региональной и международной повестки дня (тем самым, как нам представляется, они отметили ошибочность зацикливания на иранской угрозе). По их мнению, вызовы, порождаемые израильско-палестинским противостоянием, остаются значимыми и будут периодически давать о себе знать[i].

С другой стороны, израильские эксперты видят влияние Ирана не только в поддержке действий ХАМАСа, но и в ряде событий, прежде всего, в запусках «Хизбаллой» трех ракет с территории Южного Ливана в сторону Израиля (в секторе Газа были довольны участием ливанской организации, несмотря на предположения, согласно Йони Бен-Менахему, что за этим стоит некая палестинская организация), угрозах со стороны йеменских хоуситов, пообещавших оказать помощь палестинцам нанесением ракетных ударов[ii].

Так, о роли Ирана пишет посол Дор Голд (президент Иерусалимского центра публичной политики, бывший генеральный директор Министерства иностранных дел Израиля в 2015-2016 гг., экс-советник по внешней политике премьер-министра Биньямина Нетаньяху, посол Израиля в ООН с 1997 по1999 г. и бывший советник премьер-министра Ариэля Шарона). Он отмечает, что разговоры о связи между ХАМАСом и Исламской Республикой Иран ведутся с тех пор, как в 2005 г. Армия обороны Израиля ушла из сектора Газа, эвакуировав 9000 еврейских поселенцев. По словам Голда, «израильский План одностороннего размежевания (предложенный премьер-министром Ариэлем Шароном) должен был привести к большей стабильности, а не к четырем израильско-палестинским войнам. Трудно найти основания, которые могли бы оправдать запуск ХАМАСом ракет по израильским населенным центрам и выделение (из и так ограниченных) ресурсов на бесконечную войну с еврейским государством». Израильский эксперт не видит иной мотивации поведения ХАМАСа, кроме как политики его главного спонсора – Ирана.

Голд отмечает, что «Иран и ХАМАС не являются естественными союзниками. ХАМАС, согласно его уставу, – палестинское отделение «Братьев-мусульман», сети суннитских организаций, действующих почти в 130 странах. После Исламской революции 1979 г. Иран стал шиитской теократией, стремящейся распространить свою шиитскую доктрину по всему Ближнему Востоку и за его пределами. ХАМАС поддерживал стратегические связи с суннитскими державами. В конце 1990-х гг. от 50 до 70% бюджета этого движения поступало из Саудовской Аравии. Но все изменилось после 11 сентября, когда Эр-Рияд настаивал на том, что идеологическая составляющая атак на Нью-Йорк и Вашингтон исходила от «Братьев-мусульман». Сегодня ХАМАС и цента не получает от саудовцев, которые объявили «Братьев-мусульман» и их ответвления вне закона».

«При этом иранское влияние на ХАМАС только возросло», – утверждает Дор Голд. В течение 11-дневного обстрела Израиля из сектора Газа и ответных действий ЦАХАЛа Исмаил Хания, глава политического бюро ХАМАСа, разговаривал по телефону с Эсмаилом Каани, командиром спеподраздения «Аль-Кудс» Корпуса стражей исламской революции (КСИР), который заменил на этом посту  ликвидированного американцами влиятельного иранского генерала Касема Сулеймани.

Еще одним доказательством взаимодействия между Ираном и сектором Газа Голд называет то, что ХАМАС и Тегеран поддерживают контакт на уровне людей, находящихся на вершине определенных властных структур. Эксперт говорит и о денежных вливаниях. Так, «высокопоставленный представитель ХАМАСа описал визит делегации из Газы в Тегеран в 2006 г., в результате которого она выехала из аэропорта с 22 миллионами долларов, загруженными в чемоданы; он заявил, что Сулеймани согласился с тем, чтобы Иран перечислил еще большую сумму». Для подчеркивания важности Ирана для ХАМАСа, Голд напоминает о высказывании представителя этого движения в Ливане о том, что «Иран – единственная страна, которая поддерживает сопротивление деньгами и оружием».

Нынешнее наступление ХАМАСа на Израиль директор JCPA предлагает рассматривать в более широком контексте иранских амбиций  в целом. По его мнению, «сомнительно, чтобы ХАМАС развязал войну на Ближнем Востоке, не поддержав идею своих иранских спонсоров. Несомненно, Иран нацелен на избавление от западных санкций, принимая участие в женевских переговорах с западными державами. Но изменят ли иранцы свое поведение, поддерживая ополченцев на Ближнем Востоке?»

Голд ссылается на исследование, опубликованное Институтом глобальных изменений Тони Блэра в феврале этого года, в котором утверждалось, что «предположение о том, что Иран снизит свою активность в создании и спонсировании боевиков в связи с потеплением американо-иранских отношений после заключения ядерной сделки 2015 г. и снятия санкций, оказалось ложным». К тому же в исследовании приводятся факты, согласно которым «количество формирований, созданных КСИР, после этого резко возросло…»

Голд полагает, что «Иран разработал доктрину вооруженных ополчений для реализации своих глобальных амбиций, и ХАМАС вписывается в эту доктрину наряду с «Талибаном», «Аль-Каидой» и другими суннитскими группировками. И шиитские организации, такие как «Хизбалла», и йеменские хоуситы, также увеличили свои возможности. Ракетные удары хоуситов по центру Эр-Рияда в последние годы поразительно похожи на то, что Израиль пережил в противостоянии с Газой».

По мнению Голда, в последнем раунде столкновения с ХАМАСом Израилю необходимо было победить ХАМАС, что имело бы далеко идущие последствия. «Важно остановить иранский экспансионизм, совершаемый с помощью ополченцев на Ближнем Востоке». Эксперт полагает, что «не должна повториться ошибка ядерной сделки (2015 г.), миллиарды долларов не должны уйти в Иран, подпитывая новую волну терроризма, включая террор ХАМАСа. На карту поставлена ​​не только безопасность Израиля, но и безопасность более широкого западного альянса»[iii].

Йони Бен-Менахем, аналитик Иерусалимского центра публичной политики также анализирует роль Ирана в последней эскалации насилия между ХАМАСом и Израилем. Он приводит заявление Абдель Малика аль-Хоуси, лидера лояльных Ирану хоуситов в Йемене, о готовности оказать военную поддержку ХАМАСу и «Палестинскому исламскому джихаду» в их борьбе против еврейского государства. Он призвал провести кампанию по сбору средств для палестинцев, несмотря на тяжелую экономическую ситуацию в разрушенном войной Йемене.

По словам израильского эксперта, повстанцы-хоуситы более года назад объявили о том, что в подготовленный их разведкой список целей входят не только Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, но и Тель-Авив. Данный факт, «должен вызывать серьезную озабоченность у израильского руководства. Хоть у Израиля нет конфликта с хоуситами Йемена, очевидно, что они являются филиалом Ирана, который планирует использовать их против еврейского государства в удобное для себя время».

Йони Бен-Менахем отмечает, что повстанцы-хоуситы обладают серьезным военным потенциалом, что отражается в точных ударах по крупным городам Саудовской Аравии и ее нефтяным объектам. «У них есть «Кудс 2», высокоточные баллистические ракеты дальностью полета 2000 км, а также высокоточные БПЛА «Ваид» с дальностью полета 2500 км. Они могут атаковать цели внутри Израиля, а также ударить по израильским кораблям в Красном море и в Баб-эль-Мандебском проливе, чтобы помочь террористическим организациям в секторе Газа. В ХАМАСе исходят из того, что способность повстанцев-хоуситов легко преодолеть саудовскую систему ПВО, свидетельствует о том, что они также могут обойти израильскую систему «Железный купол», которая не предназначена для перехвата баллистических ракет и БПЛА».

По словам аналитика JCPA, «израильские силовики не исключают такую возможность, особенно когда ХАМАС терпит серьезное поражение в текущем конфликте с Израилем. Однако, по их оценке, действия хоуситов зависят от получения команды из Ирана». Не исключается, что угрозы со стороны хоуситов были частью психологической войны против Израиля и нацелены на поощрение радикальных организаций в секторе Газа к продолжению ракетных обстрелов Израиля. Как бы там ни было, в секторе Газа приветствовали заявление лидера хоуситов и его солидарность с борьбой палестинцев против Израиля[iv].

[i] Operation Guardian of the Walls: The Need for an Integrated Multi-Front Strategy // INSS. 16.05.21 — https://www.inss.org.il/publication/guardian-of-the-walls/

[ii] להצטרף מאיימים בתימן ים’החות // JCPA. 16.05.21 — https://jcpa.org.il/article/החותים-בתימן-מאיימים-להצטרף/

[iii] Hamas is Acting as an Arm of Iranian Power // JCPA. 20.05.21 — https://jcpa.org/hamas-is-acting-as-an-arm-of-iranian-power/

[iv] להצטרף מאיימים בתימן ים’החות // JCPA. 16.05.21 — https://jcpa.org.il/article/החותים-בתימן-מאיימים-להצטרף/

52.22MB | MySQL:103 | 0,423sec